Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:16, реферат
В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.
Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря. Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри, а кто-то вспомнит о зАреве. Под ударением в однокоренных словах оказываются то о, то а. Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь2, творчество), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).
ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)
Чередующиеся гласные в корнях слов
В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней1:
-раст-//-ращ- //-рос- -скак- // -скоч- -лож-//-лаг- -дер-//-дир- -тер-//-тир- -мер-//-мир- | -жег-//-жиг- -чет-//-чит- -стел-//-стил- -блест-//-блист- -кос-//-кас- -гор-//-гар- | -твор-//-твар- -клон-//-клан- -плов-//-плав- -зор-//-зар- -мок-//-мак- -ровн-//-равн- |
В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.
Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря. Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри, а кто-то вспомнит о зАреве. Под ударением в однокоренных словах оказываются то о, то а. Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тв
В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а-. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить. Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а- является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе:опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать. Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.
В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о. Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть, но г[а]рь. Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.
Задание 9. Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.
Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.
Написание гласной зависит от | |||
конечных согласных корня | суффикса -а- | ударения | семантики |
-раст-//-ращ- // -рос- -скак- // -скоч- ! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а:скакать – скачу, скачи | -бер-//-бир-а- -пер-//-пир/a- -дер-//-дир/a- -тер-//-тир/a- -мер-//-мир/a- -жег-//-жиг/a- -чет-//-чит/a- -стел-//-стил/a- -блест-//-блист/a- -кос-//-кас/a- | Без ударения пишется: -гор- -твор- -клон- -плав- -зар- | -мок-//-мак- -мок- – ‘напитываться влагой’ -мак- – ‘опускать в жидкость’ -ровн-//-равн-3 -ровн- – ‘ровный, прямой, гладкий’ -равн- – ‘равный, одинаковый’ |
-лож-//-лаг/а- |
|
| |
Исключения | |||
Ростов Ростислав росток ростовщик подростковый (Вариативная постановка ударения. Проверочное слово –подросток) отрасль А также все однокоренные слова: отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др. скачок скачкообразный полог | чета сочетать А также все однокоренные слова: сочетание сочетаемость сочетательный сочетаться
| изгарь пригарь выгарки (Эти слова образованы от слова гарь) утварь пловец(-ы) пловчиха(-и)
| ровесник поровну уровень равнина |
Задание 10. Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.
Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключенийизгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.
Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)
Задание 13. Какие рекомендации дают словари и справочники по написанию слова з(о//а)рянка? Установите с помощью поисковой системы Интернета, какое написание наиболее частотное.
Задание 14. Выучите правило написания корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч-, а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
1. Распол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоретические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, литературное прил_жение, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.
2. Полезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленное ср_щение, дор_сти до глазка в двери, прир_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.
3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданности, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченным, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из вагона, мигом приск_чу, cк_чите галопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.
Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав-, а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
1. Шоколадный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось здание, дог_равший костер, приг_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спички, паровозная изг_рь.
2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре цивилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.
3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцогине, покл_ниться старшему, скл_нение прилагательных, прекл_няться перед героизмом, прикл_нить голову;
4. Великое тв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший раств_ритель, разная утв_рь;
5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, загорелые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;
6. Нераств_римые соединения, укл_няться от обязанностей, кухонная утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, раств_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, притв_рить калитку, увидать пл_вцов.
Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расст_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру урожай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комиссия, бл_снуть умом, изб_рком.
Задание 17. Запомните значение корней -мак- и -мок-. Перепиши
Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь, подм_чил репутацию, м_чить волосы, пром_кашка, сапоги пром_кают, непром_каемое пальто, разм_кло от слез, аккуратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съел, пром_кнуть салфеткой.
Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?
***
В ряде слов с корнями -ровн- и -равн- значен
Орфографическая сложность выбора корней -ровн- и -равн- объясня
Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)
Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)
В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.
Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять о
Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями-ровн- и -равн-, которы
А. Значения слов с корнем -равн-. |
РАВНЯ'ТЬ, -я'ю, -я'ешь; несов., перех.
1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть]. (Тютчев). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин. Открытки из Вьетнама).
2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой, Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).
РАВНЯ'ТЬСЯ, -я'юсь, -я'ешься; несов.
Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.
Разг. Считать себя равным, равноценным кому-л., приравнивать себя к кому-л.