Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:23, доклад
Белорусская литература XX века активно осваивала прогрессивные традиции славянской и мировой литературы, и вместе с тем приобретала возрожденческо-патриотический пафос. В своем творчестве белорусские писатели изживали описательность, бытовизм, приземленность. Все большее место в произведениях занимали индивидуально-философские начала, возвышение личности, свое развитие получали идеи гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Белорусская литература XX века активно осваивала прогрессивные традиции славянской и мировой литературы, и вместе с тем приобретала возрожденческо-патриотический пафос. В своем творчестве белорусские писатели изживали описательность, бытовизм, приземленность. Все большее место в произведениях занимали индивидуально-философские начала, возвышение личности, свое развитие получали идеи гуманизма, общечеловеческих ценностей.
В годы первой мировой войны увидели свет произведения белорусских литераторов, которые позже стали классическими. Это первый вариант поэмы "Сымон-музыка", "Сказки жизни" и стихи Я. Колоса, рассказы и повести Н. Горецкого, многие стихи Я. Купалы. Впервые было опубликована комедия В. Дунина-Марцинкевича "Пинская шляхта".
Из всех литературных жанров наиболее богатые традиции имела белорусская поэзия. М.Богданович, З.Бядуля, Я.Колас, Я. Купала, Тетка в начале XX века создали стихи, песни, поэмы, которые впервые в истории белорусской литературы достигли мирового художественного уровня.
В начале прошлого века главным литературным направлением был реализм. Однако иногда не сдавал свои позиции и романтизм, которым были проникнуты произведения Тетки периода революции 1905 года, поэмы "Сымон-музыка" Я. Коласа, "Курган", "Бондаровна", "Могила льва", "Она и я" Я. Купалы. В творчество некоторых поэтов реалистические и романтические тенденции органично соединялись с мечтой о лучшем будущем.
Новыми темами, образами, формами обогатил белорусскую лирику М. Богданович. В числе основных заслуг поэта как создателя белорусской литературы и белорусского языка нового времени – обогащение, наполнение национального искусства лучшими образцами мировой культуры, восстановление, воспроизведение на национальном языке произведений античных, русских и западноевропейских авторов, разработка новых для белорусской литературы стихотворных форм: сонета, рондо, октавы и других.
В начале XX столетия прозаические жанры приобрели более широкое звучание, чем в XIX веке, когда эпос преподносился в стихотворной форме. Преобладала малая проза, которая в силу жанровой специфики могла быстрее реагировать на проблемы современной жизни. Большая роль в распространении белорусской прозы среди широких читательских масс принадлежит белорусским газетам "Наша доля" и "Наша нива", в которых публиковались произведения В.Голубка, Т.Гартного, Н.Горецкого, Я.Коласа.
1930-е годы
в истории белорусской
После Рижского мирного договора 1921 г. Западная Беларусь отошла под юрисдикцию Польского государства. В условиях колонизации местного населения, которую проводили польские власти в отношении белорусского этноса, литература Западной Беларуси превратилась в самостоятельное явление культуры, стала выразительницей белорусской духовности. В идейном и эстетическом планах она составляет особый раздел белорусской литературы I-й половины XX века.
В годы Великой
Отечественной войны
Заметное место в литературе военной поры занимают стихи и поэмы, в которых органично сочетались эпос, лирика и драма. Наивысшее достижение этого жанра, отмеченное в 1946 году Государственной премией СССР, была лирико-эпическая поэма А.Кулешова "Знамя бригады". В произведении показана вся глубина народной драмы, патриотизм и преданность воинов.
Белорусская литература
военной поры была одной из важных
составляющих антифашистской борьбы,
показала героизм и несломленный
дух белорусского народа, раскрыла
новые черты национального
Изменения, которые происходили в обществе с середины 1980-х годов, в значительной степени затронули духовную сферу жизни. Период перестройки и начало нового этапа возрождения дали белорусским литераторам богатую, разнообразную основу. В это время чаще стали появляться и переводы мировой классики на белорусский язык, что способствовало присоединению национальной литературы к всемирному литературному процессу.
С конца 1960-х годов в белоруской драматургии начался новый период творческих поисков. Трагикомедии "Затюканый апостол" (1969) и "Трибунал" (1970) А.Макаенка открыли новые горизонты художественной выразительности, способствовали осмыслению в обществе серьезных проблем. Значительные социальные вопросы поднимали в своих произведениях драматурги К.Крапива, Н.Матуковский, И.Шамякин.