Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:33, биография
Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Сотрудничал с журналами «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).
Виссарио́н Григо́рьевич
Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, крепость
Свеаборг, Великое княжество Финляндское
— 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург)
— русский писатель, литературный
критик, публицист, философ-западник.
Сотрудничал с журналами «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).
Биография
Внук священника
в селе Белыни Нижнеломовского уезда
Пензенской губернии, Виссарион родился
30 мая 1810, по другим сведениям 1 (13) июня
1811 года, в семье флотского врача
Григория Никифоровича Белынского (1784—1835)
в Свеаборге (Суоменлинна, крепость, ныне
входящая в черту Хельсинки, Финляндия),
где в то время служил его отец, переселившийся
впоследствии (1816) на службу в родной край
и получивший место уездного врача в городе
Чембаре.
Выучившийся чтению и письму у учительницы, Виссарион был отдан в только что открывшееся в Чембаре уездное училище, откуда в 1825 году перешёл в губернскую гимназию, где пробыл 3½ года, но не окончил курса (в то время четырёхлетнего), потому что гимназия не удовлетворяла его, и задумал поступить в Московский университет. Исполнение этого замысла было очень нелегко, потому что отец, по ограниченности средств, не мог содержать сына в Москве; но юноша решился бедствовать, лишь бы только быть студентом. В августе 1829 года он был зачислен в студенты по словесному факультету, а в конце того же года принят на казённый счёт. При поступлении в университет будущий критик смягчил свою фамилию на Белинский.
[править]
Университетские годы
Белинский
в молодости
С 1829 по 1832 года
учился на словесном отделении философского
факультета Московского университета.
Поступление в университет, помимо сдачи
экзаменов, было сопряжено с целым рядом
формальностей. В частности, требовалось
поручительство «о непринадлежности к
тайным обществам». Такое поручительство
предоставил генерал Дурасов — знакомый
родственников Белинского. Московский
университет того времени ещё принадлежал
по своему характеру и направлению к эпохе
дореформенной; но в нём уже появились
молодые профессора, знакомившие студентов
с настоящей наукой и бывшие предвестниками
блестящего периода университетской жизни
40-х годов. Лекции Николая Надеждина и
Михаила Павлова вводили слушателей в
круг идей германской философии (Шеллинга
и Окена), вызвавших среди молодежи сильное
умственное возбуждение. Увлечение интересами
мысли и идеальными стремлениями соединило
наиболее даровитых студентов в тесные
дружеские кружки, из которых впоследствии
вышли очень влиятельные деятели русской
литературы и общественной жизни. В этих
кружках Белинский — и в годы своего студенчества,
и позже — нашёл горячо любимых друзей,
которые ему сочувствовали и вполне разделяли
его стремления (Герцен, Огарёв, Станкевич,
Кетчер, Евгений Корш, впоследствии Василий
Боткин и другие).
Поддаваясь влиянию носившейся тогда в воздухе философии и ещё более — влиянию литературного романтизма, молодой студент Белинский решился выступить на литературное поприще с трагедией в стиле шиллеровских «Разбойников», заключавшей в себе, между прочим, сильные тирады против крепостного права. Представленная в цензуру (состоявшую в то время из университетских профессоров), эта трагедия не только не была разрешена к печати, но и послужила для Белинского источником целого ряда неприятностей, которые привели, в конце концов, к исключению его из университета «по неспособности» (1832). Именно в это время и родился один из многих знаменитых афоризмов критика:"Сила и понимание книги в ее своевременном прочтении." Белинский остался безо всяких средств и кое-как перебивался уроками и переводами (между прочим, перевел роман Поля де-Кока «Магдалина», Москва, 1833). Ближе познакомившись с профессором Надеждиным, основавшим в 1831 году новый журнал «Телескоп», он стал переводить небольшие статейки для этого журнала и, наконец, в сентябре 1834 года выступил с первой своей серьёзной критической статьёй, с которой, собственно, и начинается его настоящая литературная деятельность.
[править]
Первая критическая
статья
Эта критическая
статья Белинского, помещённая в нескольких
номерах издававшейся при «Телескопе»
«Молвы», под названием: «Литературные
мечтания. Элегия в прозе», представляет
горячо и блестяще написанный обзор исторического
развития русской литературы. Установив
понятие литературы в идеальном смысле
и сличая с ним положение нашей литературы
от Кантемира до новейшего времени, Белинский
высказывает убеждение, что «у нас нет
литературы» в том широком, возвышенном
смысле, как он её понимает, а есть лишь
небольшое число писателей. Он с уверенностью
высказывает этот отрицательный вывод,
но именно в нём и находит залог богатого
будущего развития: этот вывод важен и
дорог, как первое сознание истинного
значения литературы; с него и должны были
начаться её деятельное развитие и успехи.
«У нас нет литературы, — говорит Белинский.
— я повторяю это с восторгом, с наслаждением,
ибо в сей истине вижу залог наших будущих
успехов… Присмотритесь хорошенько к
ходу нашего общества, — и вы согласитесь,
что я прав. Посмотрите, как новое поколение,
разочаровавшись в гениальности и бессмертии
наших литературных произведений, вместо
того, чтобы выдавать в свет недозрелые
творения, с жадностью предаётся изучению
наук и черпает живую воду просвещения
в самом источнике. Век ребячества проходит,
видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее.
Но ещё более дай Бог, чтобы поскорее все
разуверились в нашем литературном богатстве.
Благородная нищета лучше мечтательного
богатства! Придёт время, — просвещение
разольётся в России широким потоком,
умственная физиономия народа выяснится,
— и тогда наши художники и писатели будут
на все свои произведения налагать печать
русского духа. Но теперь нам нужно ученье!
ученье! ученье!…»
В этой первой своей
статье, которая произвела на читателей
очень сильное впечатление, Белинский
явился, с одной стороны, прямым продолжателем
Надеждина, а с другой — выразителем
тех мнений о литературе и её задачах,
какие высказывались в то время в кружке
Станкевича, имевшем решительное влияние
на развитие убеждений нашего критика.
Надеждин, восставая против современного
ему романтизма с его дикими страстями
и заоблачными мечтаниями, требовал от
литературы более простого и непосредственного
отношения к жизни; кружок Станкевича,
всё более и более увлекавшийся направлением
философским, ставил на первый план воспитание
в себе «абсолютного человека», то есть
личное саморазвитие, безотносительно
к окружающей нас действительности и общественной
среде. Оба эти требования и были положены
Белинским в основу его критических рассуждений.
Их горячий тон, страстное отношение критика
к своему предмету остались навсегда отличительной
особенностью всего, что выходило из-под
его пера, потому что вполне соответствовало
его личному характеру, главной чертой
которого всегда было, по словам Тургенева,
«стремительное домогательство истины».
В этом «домогательстве» Белинский, одарённый
крайне восприимчивой и впечатлительной
натурой, провёл всю жизнь, всей душой
отдаваясь тому, что в данную минуту считал
правдой, упорно и мужественно отстаивая
свои воззрения, но не переставая, в то
же время, искать новых путей для разрешения
своих сомнений. Эти новые пути и указывались
ему русской жизнью и русской литературой,
которая именно со второй половины 30-х
годов (с появлением Гоголя) начала становиться
выражением действительной жизни.
Второе литературное
обозрение Белинского, появившееся
в «Телескопе» через полтора года после
первого (1836), проникнуто тем же отрицательным
духом; существенная мысль его достаточно
выражается самым заглавием: «Ничто о
ничём, или отчёт г. издателю „Телескопа“
за последнее полугодие (1835) русской литературы».
Но появление повестей Гоголя и стихотворений
Кольцова уже заставляет критика надеяться
на лучшее будущее: в этих произведениях
он уже видит начало новой эпохи в русской
литературе. Эта мысль ещё яснее выступает
в большой статье: «О русской повести и
повестях Гоголя», за которой следовали
статьи о стихотворениях Баратынского,
Бенедиктова и Кольцова.
В 1835 года Надеждин,
уезжая на время за границу, поручил
издание «Телескопа»
[править]
Влияние кружка
Станкевича на Белинского
В эти годы Белинский
находился под влиянием кружка Станкевича,
— кружка, направившего в это время все
свои умственные силы на изучение философской
системы Гегеля, которая разбиралась до
мельчайших подробностей и комментировалась
в бесконечных спорах. Главным оратором
кружка являлся М. А. Бакунин, поражавший
своей начитанностью и диалектикой. Идя
вслед за ним, Белинский всецело усвоил
одно из основных положений Гегелевского
миросозерцания: «всё действительное
разумно», — и явился страстным защитником
этого положения в самых крайних логических
его последствиях и особенно в применении
к действительности русской.
Белинский и
его друзья в те годы «жили» философией,
на всё смотрели и всё решали с
философской точки зрения. Это
было время их первого знакомства
с Гегелем, и восторг, возбуждённый
новизной и глубиной его идей, на некоторое
время взял верх над всеми остальными
стремлениями передовых представителей
молодого поколения, сознавших на себе
обязанность быть провозвестниками неведомой
у нас истины, которая казалась им, в пылу
первого увлечения, всё объясняющей, всё
примиряющей и дающей человеку силы для
сознательной деятельности. Органом этой
философии и явился «Московский Наблюдатель»
в руках Белинского и его друзей. Его характерными
особенностями были: проповедь полного
признания «действительности» и примирения
с нею, как с фактом законным и разумным;
теория чистого искусства, имеющего целью
не воспроизведение жизни, а лишь художественное
воплощение «вечных» идей; преклонение
перед немцами, в особенности перед Гёте,
за такое именно понимание искусства,
и ненависть или презрение к французам
за то, что они вместо культа вечной красоты
вносят в поэзию временную и преходящую
злобу дня. Все эти идеи и развивались
Белинским в статьях «Московского Наблюдателя»
с обычной страстностью, с которой он всегда
выступал на защиту того, во что верил;
прежняя проповедь личного самосовершенствования,
вне всякого отношения к вопросам внешней
жизни, сменилась теперь поклонением общественному
статус-кво.
Белинский утверждал, что действительность значительнее всех мечтаний, но смотрел на неё глазами идеалиста, не столько старался её изучать, сколько переносил в неё свой идеал и верил, что этот идеал имеет себе соответствие в нашей действительности или что, по крайней мере, важнейшие элементы действительности сходны с теми идеалами, какие найдены для них в системе Гегеля. Такая уверенность, очевидно, была лишь временным и переходным увлечением системой и скоро должна была поколебаться. Этому содействовали, главным образом, два обстоятельства: во-первых, жаркие споры Белинского и его друзей с кружком Герцена и Огарёва, уже давно покинувших теоретическое философствование ради изучения вопросов общественных и политических, и оттого постоянно указывавших на резкие и непримиримые противоречия действительности с идеалами, и, во-вторых, более тесное и непосредственное соприкосновение с русской общественной жизнью того времени, вследствие переезда Белинского в Петербург.
[править]
Работа в «Отечественных
Записках»
Этот переезд
состоялся в конце 1839 года, когда
Белинский, убедившись в материальной
невозможности продолжать издание «Наблюдателя»
и бороться с увеличивающейся нуждой,
вошёл, через И. И. Панаева, в переговоры
с А. А. Краевским, и принял его предложение
взять на себя критический отдел в «Отечественных
Записках». С болью в сердце оставлял он
Москву и друзей своих, и в Петербурге
долго ещё не мог освоиться со своим новым
положением: его первые статьи в «Отечественных
Записках» (о «Бородинской годовщине»,
о Менцеле, о «Горе от ума») ещё носят на
себе «московский» отпечаток, даже усиленный,
как будто критик хотел во что бы то ни
стало довести свои выводы о разумной
действительности до самого крайнего
предела. Но действительность, при более
близком знакомстве с нею, ужаснула его,
— и старые вопросы, занимавшие его мысль,
мало-помалу стали являться перед ним
в другом свете. Весь запас нравственных
стремлений к высокому, пламенной любви
к правде, направлявшийся прежде на идеализм
личной жизни и на искусство, обратился
теперь на скорбь об этой действительности,
на борьбу с её злом, на защиту беспощадно
попираемого ею достоинства человеческой
личности. С этого времени критика Белинского
приобретает значение общественное; она
всё больше и больше проникается живыми
интересами русской жизни и вследствие
этого становится всё более и более положительной.
С каждым годом в статьях Белинского мы
находим всё меньше и меньше рассуждений
о предметах отвлечённых; всё решительнее
становится преобладание элементов данных
жизнью, всё яснее признание жизненности
— главной задачей литературы.
«Мы живём в страшное
время, — писал он ещё в 1839 году, — судьба
налагает на нас схиму, мы должны страдать,
чтобы нашим внукам легче было жить… Нет
ружья, — бери лопату, да счищай с „расейской“
публики (грязь). Умру на журнале, и в гроб
велю положить под голову книжку „Отечественных
Записок“. Я — литератор; говорю это с
болезненным и вместе радостным и горьким
убеждением. Литературе расейской — моя
жизнь и моя кровь… Я привязался к литературе,
отдал ей всего себя, то есть сделал её
главным интересом своей жизни…»
И в самом деле, «Отечественные Записки» поглощали теперь всю деятельность Белинского, работавшего с чрезвычайным увлечением и вскоре успевшего завоевать своему журналу, по влиянию на тогдашних читателей, первое место в литературе. В целом ряде больших статей Белинский является теперь уже не отвлечённым эстетиком, а критиком-публицистом, разоблачающим фальшь в литературе. От литературы он требует возможно более полного изображения действительной жизни: «Свобода творчества, — говорит он в одной из своих статей, — легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».