Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:45, реферат
"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию.
Базаров
и Павел Петрович
Кирсанов.
"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы
и слышат ответ Аркадия: "Нигилист".
По мнению Павла Петровича, нигилисты
попросту ничего не признают и ничего
не уважают. Взгляды нигилиста Базарова
можно определить, только выяснив его
позицию. Вопрос, что признавать, на чём,
на каких основаниях строить свои убеждения,
чрезвычайно важен для Павла Петровича.
Вот что представляют собой принципы Павла
Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали
не происхождением, а нравственными достоинствами
и делами("Аристократия дала свободу
Англии и поддерживает её"),т.е. нравственные
нормы, выработанные аристократами, опора
человеческой личности. Без принципов
могут жить лишь безнравственные люди.
Прочитав высказывания Базарова о бесполезности
громких слов, мы видим, что "принципы"Павла
Петровича никак не соотносятся с его
деятельностью на благо общества, а Базаров
принимает только то, что полезно ("Мне
скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее
время полезнее всего отрицание мы отрицаем").
Евгений отрицает и государственный строй,
что приводит Павла Петровича в замешательство
(он "побледнел").Отношение к народу
Павла Петровича и Базарова разное. Павлу
Петровичу религиозность народа, жизнь
по заведённым дедами порядкам кажутся
исконными и ценными чертами народной
жизни, умиляют его. Базарову же эти качества
ненавистны:"Народ полагает, что, когда
гром гремит, это Илья-пророк в колеснице
по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться
с ним?" Одно и то же явление и называется
по-разному, и по-разному оценивается его
роль в жизни народа. Павел Петрович:"Он
(народ) не может жить без веры". Базаров:"Грубейшее
суеверие его душит".Просматриваются
разногласия Базарова и Павла Петровича
в отношении к искусству, природе. С точки
зрения Базарова,"читать Пушкина потерянное
время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться
природою- нелепо".Павел Петрович, напротив,
любит природу ,музыку .Максимализм Базарова,
полагающего, что можно и нужно во всём
опираться только на собственный опыт
и собственные ощущения, приводит к отрицанию
искусства, поскольку искусство как раз
и представляет собой обобщение и художественное
осмысление чужого опыта. Искусство (и
литература, и живопись, и музыка)размягчает
душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм","чепуха".
Базарову, для которого главной фигурой
времени был русский мужик, задавленный
нищетой,"грубейшими суевериями",
казалось кощунственным"толковать"об
искусстве,"бессознательном творчестве",
когда "дело идёт о хлебе несущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети"
столкнулись два сильных, ярких характера.
По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович
предстал перед нами как представитель
"сковывающей, леденящей силы прошедшего",а
Евгений Базаров -как часть"разрушительной,
освобождающей силы настоящего".
...В
спорах с разными героями романа Базаров
всё отрицает: религию, науку, семью, нравственность
и т.п. Особенно жутко становится, когда
вдумаешься, что ведь он отрицает и такие
вещи, как искусство, любовь. Красоту, эстетическое
наслаждение Базаров отрицает начисто.
“Природа не храм, а мастерская, и человек
в ней работник”.Знаменитое место в споре
Кирсанова с Базаровым. Николай Петрович
спрашивает, почему Базаров и его единомышленники
всё отрицают, а по сути, разрушают, но
ничего не строят? Ведь надобно строить.
Базаров с гордостью отвечает: “Это уже
не наше дело. Сперва нужно место расчистить”.
Базаров резок в своих оценках и мнениях,
созидания не признает. Но как же можно
что-то рушить, не получив одобрения того,
кто живет в этом строении? Как можно ломать,
не имея четкого плана, что и как строить?
…Анна Сергеевна и Базаров проводят время
в спорах о художественном смысле, которого
у Базарова «ни капельки», о жизненном
опыте. Базаров замечает, что «все люди
друг на друга похожи как телом, так и душой»,
что «люди, что деревья в лесу», а разница
между людьми сводится к разнице между
больным человеком и здоровым и, если «общество
исправится, уже не будет ни глупых, ни
злых людей».
…От Одинцовой ему не удается «добиться
толку», но и отворачиваться от нее ему
не хочется. Одинцова нравилась Базарову,
«но что-то другое в него вселилось, чего
он никак не допускал, над чем всегда трунил».
Одинцова же «хотела и его испытать и себя
изведать». Базаров ей говорит, что несчастья
Анны Сергеевны оттого, что она хочет полюбить,
но не может.
…Анна Сергеевна продолжает кокетничать
перед Базаровым: она приглашает его на
уединенные прогулки в саду, вызывает
на откровенный разговор. Она добивается
его признания в любви. Это было ее целью
- целью холодной расчетливой кокетки.
Базаров не верит в ее любовь, но в его
душе теплится надежда на взаимность,
и в порыве страсти он бросается к ней.
Он забывает все на свете, хочет лишь быть
с любимой, никогда не расставаться с ней.
Но "Одинцовой стало страшно и жалко
его." "Нет, бог знает, куда бы это
повело, этим нельзя шутить, спокойствие
все-таки лучше всего на свете...
…Во время болезни Базарова Анна Сергеевна
приезжает и даже привозит с собой доктора.
Но приезжает она не из любви к Базарову,
она считает своим долгом благовоспитанной
женщины отдать последний долг умирающему.
При виде его, она не бросилась со слезами
к его ногам, как бросаются к любимому
человеку, "она просто испугалась каким-то
холодным и томительным испугом." Базаров
понял ее: "Ну, спасибо. Это по-царски...
Эти
герои отличаются
друг от друга всем:
возрастом, социальным
положением, убеждениями,
внешностью. Вот портрет
Базарова: "высокого
роста в длинном балахоне
с кистями", лицо "длинное
и худое с широким лбом,
кверху плоским, книзу
заостренным носом,
большими зеленоватыми
глазами и висячими
бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось
спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность
и ум"; у героя тонкие
губы, а "его темно-белокурые
волосы, длинные и густые,
не скрывали крупных
выпуклостей просторного
черепа". А вот портрет
главного базаровского
оппонента: "...вошел
в гостиную человек
среднего роста, одетый
в темный английский
сьют, модный низенький
галстух и лаковые полусапожки,
Павел Петрович Кирсанов.
На вид ему было лет
сорок пять; его коротко
остриженные седые волосы
отливали темным блеском,
как новое серебро; лицо
его, желчное, но без
морщин, необыкновенно
правильное и чистое,
словно выведенное тонким
и легким резцом, являло
следы красоты замечательной;
особенно хороши были
светлые, черные, продолговатые
глаза. Весь облик...
изящный и породистый,
сохранил юношескую
стройность и то стремление
вверх, прочь от земли,
которое большею частью
исчезает после двадцатых
годов".
Павел Петрович лет
на двадцать старше
Базарова, но, пожалуй,
даже в большей степени,
чем он, сохраняет в
своем облике приметы
молодости. Старший
Кирсанов - человек,
чрезвычайно заботящийся
о своей внешности, чтобы
выглядеть как можно
моложе своих лет. Так
и подобает светскому
льву, старому сердцееду.
Базаров, напротив, о
внешнем виде нисколько
не заботится. В портрете
Павла Петровича писатель
выделяет правильные
черты и строгий порядок,
изысканность костюма
и устремленность к
легким, неземным материям.
Этот герой и будет отстаивать
в споре порядок против
базаровского преобразовательского
пафоса. И все в его облике
свидетельствует о приверженности
норме. Даже рост у Павла
Петровича средний,
так сказать, нормальный,
тогда как высокий рост
Базарова символизирует
его превосходство над
окружающими. И черты
лица у Евгения подчеркнуты
неправильные, волосы
неухоженные, вместо
дорогого английского
костюма Павла Петровича
у него какой-то странный
балахон, рука красная,
грубая, тогда как у
Кирсанова - красивая
рука "с длинными
розовыми ногтями".
Зато широкий лоб и выпуклый
череп Базарова выдают
в нем ум и уверенность
в себе. А у Павла Петровича
лицо желчное, и повышенное
внимание к туалету
выдает в нем тщательно
скрываемую неуверенность
в собственных силах.
Можно сказать, что это
постаревший лет на
двадцать пушкинский
Онегин, живущий в другую
эпоху, в которой этому
типу людей скоро уже
не будет места.
Какую же позицию отстаивает
в споре Базаров? Он
утверждает, что "природа
не храм, а мастерская,
и человек в ней работник".
Евгений глубоко убежден,
что достижения современного
естествознания в перспективе
позволят решить и все
проблемы общественной
жизни. Прекрасное -
искусство, поэзию -
он отрицает, в любви
видит только физиологическое,
но не видит духовного
начала. Базаров "ко
всему относится с критической
точки зрения", "не
принимает ни одного
принципа на веру, каким
бы уважением ни был
окружен этот принцип".
Павел Петрович же провозглашает,
что "аристократизм -
принсип, а без принсипов
жить в наше время могут
одни безнравственные
или пустые люди".
Однако впечатление
от вдохновенной оды
принципам заметно ослабляется
тем обстоятельством,
что оппонент Базарова
на первое место ставит
наиболее близкий себе "принсип"
аристократизма. Павел
Петрович, воспитанный
в обстановке безбедного
усадебного существования
и привыкший к петербургскому
светскому обществу,
не случайно на первое
место ставит поэзию,
музыку, любовь. Он никогда
в своей жизни не занимался
никакой практической
деятельностью, исключая
короткую и необременительную
службу в гвардейском
полку, никогда не интересовался
естественными науками
и мало что в них смыслил.
Базаров же, сын небогатого
военного врача, с детства
приученный к труду,
а не к праздности, кончивший
университет, увлекающийся
естественными науками,
опытным знанием, очень
мало в своей короткой
жизни имел дело с поэзией
или музыкой, может быть,
и Пушкина-то толком
не читал. Отсюда и резкое
и несправедливое суждение
Евгения Васильевича
о великом русском поэте: "...Он,
должно быть, в военной
службе служил... у него
на каждой странице:
На бой, на бой! за честь
России!", кстати говоря,
почти дословно повторяющее
мнение о Пушкине, высказанное
в беседе с Тургеневым
писателем-разночинцем
Н.В. Успенским (автор
"Отцов и детей"
называл его "человеконенавидцем").
Базаров не имеет и такого
опыта в любви, как Павел
Петрович, потому и склонен
слишком упрощенно относиться
к этому чувству. Старшему
Кирсанову уже довелось
изведать любовные страдания,
именно неудачный роман
с княгиней Р. побудил
его на долгие годы осесть
в деревне у брата, а
смерть возлюбленной
еще сильнее усугубила
его душевное состояние.
У Базарова любовные
муки - столь же неудачный
роман с Анной Сергеевной
Одинцовой еще впереди.
Потому-то в начале романа
он столь уверенно сводит
любовь к известным
физиологическим отношениям,
а духовное в любви называет "романтической
чепухой".
Базаров - реалист, а
Павел Петрович - романтик,
ориентированный на
культурные ценности
романтизма первой трети XIX
века, на культ прекрасного.
И его, конечно, коробит
от базаровских высказываний
насчет того, что "порядочный
химик в двадцать раз
полезнее всякого поэта"
или что "Рафаэль
гроша медного не стоит".
Здесь Тургенев с базаровской
точкой зрения, безусловно,
не согласен. Однако
он не дает победы в
этом пункте спора и
Павлу Петровичу. Беда
в том, что рафинированный
аристократ-англоман
не обладает не то что
способностями Рафаэля,
но вообще никакими
творческими способностями.
Его рассуждения об
искусстве и поэзии,
так же как и об обществе, -
пустые и тривиальные,
часто комичные. Достойным
противником Базарову
Павел Петрович никак
не может быть. И когда
они расстаются, старший
из братьев Кирсановых "был
мертвец", конечно,
в переносном смысле.
Споры с нигилистом
хоть как-то оправдывали
смысл его существования,
вносили некое "бродильное
начало", будили мысли.
Теперь же Павел Петрович
обречен на застойное
существование. Таким
мы его и видим за границей
в финале романа.