Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:48, реферат
В истории башкирской национальной культуры и искусства конец XIX – на-
чало ХХ века знаменателен тем, что зарождается новый, современный тип лите-
ратуры. Именно в этот период появляются на свет первые образцы национальной
художественной прозы.
Но эта проза сформировалась не на пустом месте. В ее возникновении и ста-
новлении огромную роль сыграли многовековые традиции национального эпи-
ческого фольклора и синкретической письменной литературы прошлого.
1. Введение.
2. Башкирская проза и ее характерные черты
7. Заключение.
ГОУ ВПО Министерства Образования Российской Федерации
Башкирский
Государственный Университет
Кафедра
Башкирской литературы и фольклора
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Башкирская литература 20-х годов ХХ в.»
На тему: «Башкирская
проза начала ХХ в.»
Уфа-2012
г.
1.
Введение.
2.
Башкирская проза и ее характерные черты
7.
Заключение.
1. Введение.
В истории башкирской национальной культуры и искусства конец XIX – на-
чало ХХ века знаменателен тем, что зарождается новый, современный тип лите-
ратуры. Именно в этот период появляются на свет первые образцы национальной
художественной прозы.
Но эта проза сформировалась не на пустом месте. В ее возникновении и ста-
новлении огромную роль сыграли многовековые традиции национального эпи-
ческого фольклора и синкретической письменной литературы прошлого.
Проза начала ХХ века является существенным этапом в развитии литературы. В ней сосуществуют и взаимодействуют различные эстетические системы, идет интенсивный творческий поиск художников слова, являющийся одним из средств познания меняющейся действительности.
Башкирская проза начала XX века представляется динамичной системой, находящейся в состоянии обновления и изменения. В современном литературном процессе одновременно сосуществуют реалистические и постреалистические стилевые течения, границы которых подвижны и проницаемы.
Реализм башкирской
прозы сосредоточен на постижении всей
полноты связей между человеком
и миром и продолжает основные
традиции русской и башкирской классической
литературы. В нем происходит сращение
традиционных и нетрадиционных элементов,
взаимодействие разных эстетических начал.
Башкирская проза обращается к основным
социальным и этическим проблемам жизни,
стремится выработать у читателей представления
о нормах социального и нравственного
поведения. Вопросы смысла жизни, добра
и зла составляют одну из главных проблем.
2.Башкирская проза
и её характерные черты.
В прозе М.Гафури обнаруживается устойчивый интерес автора к нравственно-философским проблемам ответственности, совести, справедливости. Нравственно-философские искания автора и героев осмысляются в системе таких аспектов поэтики, как структура и формы повествования, природный мир, предметный мир, портретная характеристика, авторская позиция и типология героев.
Мифо-фольклорное мышление народа как метод исследования художественной действительности и способ отражения художественно-философских взглядов писателя стало одним из аспектов поэтики М.Карима. В творчестве башкирского писателя, основанном на фольклорном мифологизированном мировосприятии и вобравшем в себя элементы башкирской народной культуры, представлены разнообразные типы художественного мифологизма: реконструируются древние мифологические сюжеты; воссоздаются архетипические константы человеческого бытия; воссоздаются глубинные мифо-синкретические структуры мышления; создается собственная система мифологем.
Повесть М. Карима «Долгое, долгое детство» носит автобиографический характер. Отсюда вытекает исповедальность прозы как одна из особенностей художественного мышления башкирского писателя. Для лирического героя повести окружающий мир представлен символами, впитавшими конкретные реалии бытия и наполненными множеством значений: взаимосвязь абсолютного и личностного, безусловности и безмерности жизни. Основным элементом художественной системы М. Карима выступает собственная мифология, развернутая через символические мотивы возвращения к истокам человеческого рода, к исходному смыслу мироустройства.
Сновидения и близкие ему проявления бессознательного в романе Т.Гариповой «Буренушка» являются неотъемлемой частью художественной реальности, характеризующейся кризисностью, катастрофичностью восприятия автором и персонажами, и выполняют дополнительную характерологическую и провиденциальную функцию, а также оказывают влияние на повествование о действительности.
Заглавие и эпиграф, в которой наиболее ярко выражена авторская позиция, особенности авторского миропонимания и мировидения Г. Гиззатуллиной. Очень часто именно в них автор дает ключ к пониманию всего текста. Заглавие и эпиграф в прозе Г. Гиззатуллиной, выражая авторское отношение к описываемому, являются инструментом познания текста.
В создании национальной картины мира в произведениях А. Аминева главную роль играют национальные образы, национальный характер, фольклорные и мифопоэтические традиции, как носители особой выразительности национального мироощущения. Актуальность проблемы национального самоопределения героя как фактор слияния обыденного и вечного, выражение национального менталитета и мировоззрения через особенности национальных традиций проявилось в поэтике рассказа А. Аминева «Трижды семь».
Для поэтики условно-метафорической прозы А. Аминева характерны резкая контрастность изображения и выражения авторских чувств, карикатурность и пародийность, гиперболизация, частое использование гротеска, анекдотичность, метафоричность языка. Миф и метафора играют исключительную роль в построении причудливого, контрастного, предельно мифологизированного художественного мира башкирского писателя. Фантастика как один из основных структурообразующих элементов художественной системы А. Аминева позволяет синтезировать разнополюсные начала поэтики писателя.
Единая и органичная
для всей прозы Т.Гиниятуллина система
мотивов (одиночества, тоски, бездомности,
окна, порога, дороги и др.) играет ведущую
роль в обнаружении
3.Заключение
Проблема исследования традиций восточной литературы в башкирской поэзии составляет неотъемлемую часть литературно-эстетических воззрений, исторические корни которых уходят в глубину веков.
В исследованиях видных литературоведов утверждается, что в башкирской поэзии происходит синтез собственных культурных традиций из литературы Восточного Ренессанса.
С самого начала башкирская литература была под сильным влиянием арабской, персидской и турецких литератур и стала одной из частей восточной литературы. Башкиры развивали свое мировоззрение, свою культуру в Урало-Идельском и Среднеазиатском мире, в котором живут и взаимодействуют тюркские, персидские и арабские традиции.
С современной
точки зрения нелегко представить,
насколько тесными были эти связи.
Многие из них были утеряны, многие
сохранились в глубинных
В каждой литературе возникают свойственные только ей традиции и нормы поэтики. Традиция и норма, в свою очередь, пытаются удерживать темы, сюжеты, поэтику в определенных рамках и канонах. Но жанрово-стилевые, идейно-тематические традиции, переходя из одной литературной среды в другую, впитывают особенности последней и претерпевают некоторые изменения. Так же случилось в башкирской поэзии XIX - начала XX века. Отражение классических жанров литературы Востока в башкирской поэзии является примером продолжения традиций преемственности поколений.
Следует отметить,
что обращаясь к мировым