Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:18, реферат
Краткий обзор развития башкирской литературы с 11-13 вв. до наших дней.
Особо следует выделить в литературе этих лет формирование и интенсивное развитие жанра романа. В романах «Солдаты» («hалдаттар», 1933г.), «Красногвардейцы» («Кызыл гвардеецтар», 1935г.), «Красноармейцы» («Кызыл армеецтар», 1936г.) Тагирова, «Кровь» («Кан», 1934г.) Юлтыя, «Кудей» («Кэзэй», 1934г.) Насыри движение истории и динамика развития характеров даются эпически масштабно, в сложных взаимоотношениях действующих лиц и в разнообразных ситуациях. В острых социальных конфликтах произведений тех лет более конкретно начинает вырисовываться и образ героя времени, борца за социальную справедливость. Кроме того, в отличие от произведений 20-х гг., изображавших очень часто далекое прошлое, действие романов 30-х гг. переносится к дням относительно близким - к периоду империалистических и гражданских войн. Меняются и приемы изображения героев, их психологическая характеристика. В романах 30-х гг. одерживают победу реалистические принципы изображения (с позиций классовости, коммунистической партийности), подчеркивается «жизненность», а нередко и документальность образа. Тем не менее, выдвижение на первый план лишь социально-классовых акцентов обедняло художественный образ, вытесняло особенное, национальное, приводило к свертыванию естественного слияния национальных и межнациональных (восточной и западной) художественных традиций. Излишняя политизация общественной жизни, концепция «стирания национальных границ», однобокое понимание принципа партийности в художественной практике, догматические основы метода социального реализма, ставящего писателя в узкие идеологические рамки, часто и вне закона (преследование «буржуазных националистов», репрессии 30-х гг., унесшие жизнь талантливых писателей Тагирова, Юлтыя, X. и Г. Давлетшиных, Насыри, Амантая, Янаби, Ишемгула и др.), приводили к усилению тенденций вульгарного социологизма, односторонности в отражении реальной действительности. Лидеры башкирского национального движения периода революции и Гражданской войны характеризуются (например, в романе «Кудей» Насыри) примерно так, как об этом сказано в докладе Оренбургского губкома РКП(б) в ЦК партии 26 января 1920г.: «...всякий сброд, напяливший на себя тогу башкирских ультрапатриотов»; «контрреволюционеры и авантюристы, офицеры, бежавшие от преследования чрезвычаек» и некультурные местные «деятели».
В изображении национального движения и его лидеров, башкирская литература (в том числе трилогии 60-70 гг. - 3. Биишевой, Ф.Исангулова) не выходит за рамки подобных оценок. Великая Отечественная война в корне изменила тематику литературы. Многие башкирские писатели с первых же дней ушли на фронт. Война унесла жизни мн. талантливых писателей, задержала художественное развитие. Смертью храбрых погибли Мифтахов, Харис, Х.Мухамедьяров (М. Хай), М.Абдуллин, Х.Кунакбай, Н.Карип, С.Киньякай, Б.Мукамай и др. Башкирская литература всего за несколько лет (со времени репрессий 1937-1945гг.) потеряла около 20 своих лучших представителей. Несмотря на это, литература периода войны продолжала традиции, заложенные в 20-30-х гг., особенно в изображении героического прошлого народа (пьесы «Идукай и Мурадым» Бурангулова, «Кахым-турэ», или «1812 год» Бикбая) и современности (пьесы «Битва» Мэргэна и В.Кедрова, «Нашествие», «Лес шумит» Нигмати, «Дети одной семьи» Бикбая).
Проза военных лет представлена малыми и средними жанровыми формами: рассказ, очерк и новелла. В них дается образ сражающегося народа: «Высота тридцати», «Байгужа Саитгалин» Даяна, «Политрук Лавров», «Настя» Б.Дима, «Родина зовет», «Любовь бессмертна», «Сержант Галин» Х.Карима, «Фашист - не человек», «Не сдаваться врагу», «Они оправдали доверие Родины» Карная, «Зубай Утягулов» Джалиля Киекбаева, «Солдат» А.Чаныша, «Всадник Ильмурза» Агиша. Нередко очерки и рассказы о войне объединялись в циклы и целые книги: «В степях Дона» («Дон далаларында», 1942г.) Кудаша, «Для фронта» («Фронт осон», 1943г.) Агиша, «Башкиры» ("Башkорттар", 1943г.), «Джигиты» («Eгеттэр», 1944г.) Мэргэна.
Храбрость и героизм солдат на фронте, самоотверженный труд в тылу, любовь к Родине - основные темы поэзии тех лет: («Не забывай меня, Родина!» Хариса, «Украина», «Подарок Нафисы» Нигмати, «Бессмертие», «Мой конь», «Декабрьская песня», «Ульмясбай» М.Карима). Популярной становится в эти годы форма стихотворных посланий, например, «Письмо башкирского народа к башкирским джигитам-фронтовикам», на которое был прислан ответ «Письмо башкирских джигитов - красногвардейцев-черниговцев башкирскому народу»; такой же характер носят поэмы «Слово Башкортостана», «Убей, сын мой, фашиста!», «Письмо твоей невесты» Нигмати, «Ответное письмо башкирскому народу» М.Карима.
Послевоенная башкирская литература - это новый, особый этап развития. Поредевшие ряды творческих сил пополняют писатели, вынесшие на своих плечах тяжесть войны: М.Карим, Н.Нажми, Х.Гиляжев, И.Абдуллин, Г.Рамазанов, Я.Кулмый, X.Карим, М.Гали, А.Бикчентаев, Д. Исламов, Ш.Биккул. Они приносят в литературу не только опаленные войной стихи и поэмы, но и новое мировоззрение. Лирический герой неизмеримо вырос, он испытывает великое патриотическое чувство и одновременно ощущает свою ответственность перед всем человечеством. В 50-е гг. в литературу пришли талантливые поэты Р.Гарипов, Р.Сафин, А.Игебаев, М.Каримов и др. Бурное развитие в республике промышленности, особенно нефти, способствовало созданию произведений о рабочем классе. Пьесы «Глубокое дыхание» Абдуллина, «Утро города» Мэргэна, «Сагида» Бикчентаева и Р.Хайруллина, поставленные одна за другой на сцене Башкирского академического театра драмы и отмеченные конкурсной премией в 1948г., звучали очень актуально. Эти же темы раскрывают романы «На склонах Нарыштау» Мэргэна, «Лебеди остаются на Урале» Бикчентаева, «Когда разливается Акселян» Бикбая. Историко-революционная тема нашла свое качественно новое воплощение в романе «Ыргыз» Давлетшиной, завоевавшем общесоюзное признание.
О серьезных достижениях башкирской литературы послевоенного периода свидетельствуют романы «Фундамент» Агиша о драматической судьбе человека земли, «Первые шаги» А.Вали о первом поколении послереволюционной башкирской интеллигенции, повести «Городок на волнах» Г.Гумера, «Девушки» Д.Исламова, пьесы «Свадьба продолжается» М.Карима, «Весенняя песня» Нажми, «Свояки», «Мы не расстанемся» И.Абдуллина, рисующие послевоенную действительность с оптимистических позиций.
Однако критическое отношение литературы к действительности наблюдается и в эти годы. Большим успехом пользовалась, например, драма М.Карима «Одинокая береза» (1950г.), главный герой которой - самоуверенный, страдающий повышенным чувством самомнения председатель колхоза Мирзахан Шавкатов. Он является как бы логическим продолжением образа другого колхозного руководителя - Юлая из драмы 30-х гг. «Дружба и любовь» Мифтахова. Однако в развитии подобного образа М. Карим пошел дальше. В драме «Неспетая песня» (1961г.) показан коммунист Дусмет Ярлыкапов - фигура, занимающая ответственный пост секретаря горкома партии. В духовной и социально-нравственной деградации героя драматургу удалось показать те тенденции в обществе, которые порождают личности, подобные Юлаю, Мирзахану Шавкатову, Дусмету Ярлыкаиову. Это первый опыт (не только в башкирской литературе) критики руководителя-коммуниста в период господства теории «бесконфликтности», «лакировки действительности» и тенденций вульгарного социологизма. Все это доказывает связь национальной литературы с подспудными токами эпохи, ее мобильность, что станет особенно характерным для художественного процесса последующих десятилетий.
Новое мироощущение привнесли в литературу 70-х гг. и последующих лет Р.Назаров, Р.Бикбаев, Т.Юсупов, И.Киньябулатов, С.Алибай, К.Аралбай, Т.Кильмухаметов, Р.Шакур,. А.Ахмет-Хужа, Р.Мифтахов, Б.Нугуманов, В.Axмaдueв, Н.Гаитбаев, А.Багуманов, С.Шарипов, Т.Гарипова, М.Ямалетдинов, Х.Назар, М.Идельбаев, Ф.Буляков, А.Ягафарова и др. Большой лирической волной вливается в литературу творчество К.Киньябулатовой, Ф.Рахимгуловой, А.Тагировой, Г.Юнусовой, Ф.Тугузбаевой, Т.Ганеевой, Т.Карамышевой, Р.Хисаметдиновой.
Башкирская литература совершенствуется во всех жанрах, в том числе и в рассказе. Лишь в 80-е гг. изданы десятки сборников, состоящих из рассказов: «Морские ветры» (1980г.), «На повороте» (1988г.) А.Гареева, «Марево» (1980г.) Р.Габдрахманова, «Светлая душа» А.Вахитова, «Сокрытый клад» (1982г.) Р.Баимова, «След в горах» (1982г.) С.Шарипова, «Дикая вишня» (1982г.), «Голубиная песня» (1987г.) Гариповой, «Хозяин своей судьбы» (1982г.) М.Гиляжева, «Трудная наука» (1983г.) Р.Байбулатова, «Наш друг» (1984г.) P.Cултангapeeвa, «Тайна жизни» (1984г.) А.Гирфанова, «Урок мужества» (1984г.) Р.Низамова, «Подарок жене» (1985г.) Р.Ханнанова, «Когда открывались дороги» (1986г.), «Поздравительное письмо» (1987г.) М.Садыковой, «Глоток воды» (1986г.) А.Чаныша, «Родник» (1987г.) М.Буракаевой, «Ложная тропа» (1987г.) М.Каримова и т.д.
Многообразны творческие поиски писателей. В литературе 60-80 гг., наряду с традиционными темами, отражаются и проблемы экологии, новые достижения науки и техники. Формируется жанр научной фантастики. Соответственно обогатился и круг литературных героев. При этом наиболее ярко проявилась ориентация на общественно активного, граждански зрелого героя, на углубленное раскрытие характера современника. Таким его рисуют поэты всех поколений: Кудаш («Будто я рожден навечно», «Гори, гори»), М. Карим («Чтоб я себя берег», «Не давай обещаний»), Нажми («Взгляд сверху», «Несчастье»), Гиляжев («Спор с другом-поэтом»), Гали («Солнечный ветер»), Гарипов («Каменный цветок», «Песня жаворонка»), Рамазанов («Недостает нам всегда чего-то»), X. Карим («Что такое счастье?»), Кулмый («Слышу сердцем»), Киньябулатова («Зови меня»), Биккул («С глазу на глаз»), Игебаев («Зов Матери-земли»), Бикбаев («Автобиография», «Караван-Сарай»), Т.Юсупов («Сенокос»), Ахмадиев («Цена слова»). Об этом же свидетельствуют и названия поэтических сборников: «Я не знаю спокойной любви» (Сафин), «Любовь и гнев» (Кулибай), «Восхождение» (Алибай).
Разнообразными стали в 60-80-е гг. и жанровые формы. Так, в 60-70-е гг. формируется новый, до этого редко встречающийся в национальной драматургии жанр - трагедия. «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!» М.Карима стали достоянием многонациональной литературы России. Дальнейшим совершенствованием формы и усилением психологического анализа отличаются драмы «Седые волосы моей матери», «Матери ждут сыновей» А.Мирзагитова, «С сердцем не шутят», «Озорная молодость» И.Абдуллина, «Раиса», «Красный паша» Н.Асанбаева, «Тринадцатый председатель» А.Абдуллина, «Янбика» Сафина. В 1980г. опубликован первый в башкирской литературе сатирический роман «Пузыри славы» Гирфанова. Совершенствуется и жанр поэмы. В 60-е гг. были созданы такие ее образцы, как «Черные воды» М.Карима, «Баллада о песне» Нажми, «Сорок шестой солдат» Гиляжева. Происходит новый подъем в развитии национального литературоведения и критики. Впервые издан многотомный свод «Башкирское народное творчество» («Башkорт халыk ижады»), созданы шеститомная «История башкирской литературы» («Башkорт эзэбиэте тарихы», 6 томов. Уфа, 1990-1996гг.), монографии по прозе, поэзии и драматургии (Г.Хусаинов, Вахитов, М.Гайнуллин, Бикбаев, Баимов, З.Нургалин, Кильмухаметов, Р.Амиров), разработаны вопросы теории литературы (К.Ахмедьянов), значительный вклад в исследование литературного наследия башкирского народа внес А.Харисов. Аналогичные процессы идут и в прозе. Созданы произведения монументальной эпической формы. В 60-70-е гг. романами Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Исангулова («Ржаной колос», «Перевал», «Памятники для живых»), Я.Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-токман», «Грозовое лето») утвердился жанр трилогии. Башкирская историко-революционная трилогия - это, несомненно, новая ступень в эволюции жанров в национальной литературе, новый уровень развития эпических традиций в изображении человека и его социально-исторических, нравственно-бытовых связях и взаимоотношениях. Однако эволюция жанра на этом не завершается. В 1977г. Г.Ибрагмов опубликовал первый в башкирской литературе исторический роман «Кинзя», отражающий события Крестьянской войны 1773-1775 гг. В конце 70-х и в 80-е гг. опубликованы исторические романы «Крылья беркута» Кирея Мэргэна, «Плач думбры», «Кожаная шкатулка» А.Хакимова, «Северные амуры» Хамматова, «Карасакал» Б.Рафикова, историко-биографические повести и роман «Кровавый 55-й» Хусаинова, освещающие разные (включая и древний) периоды истории народа.
В последние десятилетия появились разновидности романов о войне. Если романы-эпопеи «Дорога Москвы» Исламова, «Солнце никак не заходит» И.Абдуллина рассказывают о трагических страницах битв под Москвой и Сталинградом, то «День рождения» Хамматова, «Млечный путь» И.Абдуллина, «Бахтизин» В.Исхакова тяготеют к историко-биографическим произведениям. В романах «Клекот орла с Ирендыка» А.Чаныша, «Еще будем жить» Биккула авторы пишут о пережитых, хорошо знакомых им событиях. Вносят своеобразную краску в военную тематику книги повестей и рассказов А.Гареева «Мы уходим в море», «Чайки опускаются на воду» и А.Магазова «Путь сокола», «Звезды на небосклоне», изображающие героические будни военных летчиков. Значит, сдвиги происходят в прозе и в плане освоения современности. Популярным становится жанр очерка; впоследствии создаются «очерковые» романы : «Майский дождь», «Цветы шиповника» Вали, «Я не сулю тебе рая» Бикчантаева, «Люди дальних дорог» Н. Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Валиева, «Ивы на реке Буй» Ш.Янбаева, «Годы возмужания» А.Байрамова, «Сабантуй» Т.Сагитова.
Тенденция усиления психологического анализа, внимания к морально-нравственной проблемам времени наметилась в романах «Щедрое лето» Исламова, «Солдаты без погон» Гиляжева, «Голубой шатер» Ш.Янбаева и в повестях Исангулова («Алтынбика», «Лебедушка моя», «Все остается на земле», «Пахарь»), Мусина («Краса земли», «Путь моего села»), Хакимова («Радуга», «Гульбика»), Ф.Асянова («Остались лишь огни»), Низамова («Зять», «Собственный корреспондент»), З.Султанова («Лучи зари»), в повестях и рассказах молодых прозаиков Шарипова, Гариповой, Ямалетдинова, Гаитбаева. В 80-е гг. опубликованы романы «Погожие дни» Исангулова, «Земля, на которой мы живем» Р.Султангареева, «Пришелец» Д.Булякова, «Расплата» Баимова, «Земля моя, люди мои» З.Султанова, «Зори степей» Р.Байбулатова, отличающиеся критическим отношением к действительности, изображением негативных сторон коллективизации, варварского освоения природных богатств, нравственной деградации личности. Попытки углубленного освоения современности привели к появлению произведениям - сериалов. Таковы идилогия Ибрагимова (романы «Подснежник» и «Новолуние»), рисующая жизнь села от коллективизации до наших дней, трилогия Мусина (романы «Белый олень на Синь-горе», «Крик раненого», «Выходи в путь на заре»), главный герой которой лесоруб Ирназар Байназаров, в чем-то напоминающий айтматовского Буранного Едигея, несет на своих плечах тяготы драматических военных и послевоенных лет и является воплощением нар. гуманизма, справедливости и оптимизма.
Башкирская литература, развивавшаяся в прошлом в русле восточные культуры, начиная с 30-х гг., в связи с канонизацией принципов социального реализма и усилением тенденций вульгарного социологизма, шла по пути вуалирования своего национального начала. В последние же десятилетия наблюдается процесс возврата национальных и восточных традиций, стремление к переосмыслению поэтики фольклора. Таковы драмы «Волшебный курай», «Зульхиза» Биишевой, поэмы «Улыбка», «Тайна» М.Карима, особенно его повесть «Долгое-долгое детство» и трагедии «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», в которых отразился качественно новый принцип синтеза стилей и поэтики восточной литературы.