Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.
Введение……………………………………………………………………..
1.Истоки бардовской песни……………………………………………..
2. Особенности бардовской песни. Барды…………………………….
3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………
4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,
Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей..
Заключение…………………………………………………………………
Ингушский государственный университет
РЕФЕРАТ
На тему: Авторская песня. Её традиции и особенности творчества В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича.
Проверила : Бекова М. Р.
Введение…………………………………………………………
1.Истоки бардовской песни……………………………………………..
2. Особенности
бардовской песни. Барды…………………
3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………
4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,
Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей..
Заключение…………………………………………………
Введение
Первыми
«поющими поэтами» советской
эпохи стали М. Анчаров и
Б. Окуджава, начавшие в 1940-е,
а в 1950-е имевшие уже не
только замечательные песни («Кап
- кап» - Анчаров, «Надежда, я вернусь
тогда» и «До свидания, мальчики»
- Окуджава), но и замечательных
единомышленников – последователей
(в основном из студентческой
среды): Н. Матвеева, Ю. Визбор, А. Якушева,
Ю. Ким, Е. Клячкин, А Городницкий, Ю. Кукин
– это «первая волна» авторской песни.
Впрочем, тогда её ещё называли студенческой
или туристской, ориентируясь на приеимущественную
её бытования и тематику. Конец 1950-х годов
был этапом интенсивного развития жанра:
от «камерного» исполнения «когда поэт
пишет музыку и в узком кругу поёт свои
стихи под гитару, выражая свои настроения»
(Б. Окуджава), до многолюдных (чаще, правда,
неофициальных) концертов.
1960-е
годы характеризуются не
Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.
1. Истоки бардовской песни.
В Советском
Союзе, в середине ХХ века, возник
новый песенный жанр, который
в дальнейшем приобрел
На рубеже ХV-XVI вв., наблюдается рождение и становление русской лирической песни. Она характеризуется особой «надрывной психологической выразительностью», простотой и незамысловатостью. На суд зрителя бард-песеник выносит свои произведения, лишь тогда, когда сам испытывает внутреннюю потребность в этом. Время не стоит на месте.
В XVIII – XIX веках возникает и формируется демократический стиль городской песенной лирики. Именно этим периодом российский ученый, поэт, бард Д. Сухарева в своей монографии «Введение в субъективную бардистику», с скрупулезностью социолога, определяет корни авторской песни. Таким образом, на рубеже XVIII – XIX веков, авторская песня становится транскрипцией современной поэзии. Поэты, пробующие себя в жанре авторской песни, развивая старые традиции, пользуясь многообразием тематики, придают бардовской поэзии особую лиричность. Из-за обширности используемых тем их поэзия глубоко особенна. Красной строкой по страницам их сборников проходит тема Родины. Чуть ли не в каждом произведении нами прослеживаются ее Образы. У каждого свой, только ему присущий образ. И, может быть, старый дом в родной деревне, или место давно прошедшего боя - у каждого из авторов, свое глубоко личное ощущение Родины. Современная поэзия отлична своим разнообразием. Диапазон, охватываемых ею проблем, необычайно широк. Обращает на себя внимание огромная популярность и широкая известность в народе песен солдат, матросов, фабричных рабочих, крестьян. Романсом называются песни городских мещан, в деревнях ни один крестьянский сбор не проходит без потешных, а нередко и скабрезных частушек. Итак, в ХХ веке авторская песня включается в систему массовой музыкальной культуры. Это говорит нам о том, что именно в этот период авторская песня полностью сформировалась и выделилась из огромного описанного выше разнообразия в самостоятельный песенный жанр. Песня становится пьесой одного актера. Во время «оттепели», точнее в 50-60 годы ХХ века, в культурной жизни страны, замечается массовый интерес к поэзии, отмечает Д. Сухарев (Сухарев 2000: 184). И именно в этом периоде свои стихи на концертных площадках читали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. В музыкальной жизни общества военные песни постепенно уходят в историю, а мирные песни начали приобретать официально-помпезный характер. Появляется «поэзия под гитару», термин, который ввел Б. Окуджава в песенную поэзию. Этот период и является вершиной русской песенной поэзии во главе с такими бардами, как: А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, Ю. Визбор, Е. Клячкин, А. Городницкий.
2. Особенности бардовской песни. Барды
Определения «Современного словаря иностранных слов» Л. Баша и словаря Ожегова независимо и отдельно друг от друга, потверждают слова Б. Окуджавы.
Бард (от употребляемой в кельтской группе языков «bard») – « это прежде всего
Как только простой поэт, или автор музыки для песен, берет в руки инструмент, одержим желанием выступить перед публикой, он переживает второе рождение. Не важно, что служит ему сценой: театральные подмостки или концертный зал, дружеская вечеринка или вечер у костра – все это отходит на второй план. Здесь и сейчас он не просто исполнитель, он бард. Оглянувшись, в далекое прошлое невольно задаемся вопросом: - «Так что же еще, помимо публики, барда делает бардом?» («ЛГ»: 2006) Конечно же, это его инструмент – с тремя (балалайка) или шестью струнами, похожий на маленькую лиру или русские гусли. Инструмент этот держится вертикально, с упором на одно колено, или на плечо, а для извлечения более стройного музикального ряда используется смычок. Им исполнитель водит по струнам.
Знакомясь с словарем музыкальных терминов Барченкова, читая главу «Все о музыке», мы узнали, что барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть принадлежала друидам. Они, друиды, являлись духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов евбаги, контролировали процесс жертвоприношения, следили за правильностью выполнения обрядов, занимались предсказанием будущего и исполняли обязанности судей. И, наконец, третье звено – барды, мудрецы с талантами поэтов и певцов, глашатаи истины, рыцари правды и добра - они вдохновляли воинов на победы, провозглашали мир и любовь. С ними народ и скорбил и безудержно радовался. (Берченкова 2000: 7).Барды, доносившие учение друидов в массы, являлись посредниками между «святыми» старцами и народом. Таким образом, роль бардов считалась огромной, а уважение, которым они пользовались, было безграничным. Многие кельтские вожди с гордостью носили «присвоенные народом» почетное звание «бард». Некоторые из древних вождей держали бардов при дворе, в своей непосредственной близости - ведь бард, это еще и «глашатый того времени». Лишь много позже они (барды) становились профессиональными музыкантами, уже не зависимыми от настроений властьдержащих. В поисках большой независимости, барды странствовали. Следуя от двора ко двору, находили себе и благодарных слушателей и более мощных покровителей. Современный обыватель считает бардом всех исполнителей, поющих собственные песни под гитару.
Итак, возникает необходимая потребность в новой терминологии. В музыкальных кругах «собственная» песня под гитару несет название бардовской или авторской песни. Хотя, простому народу все равно: «лишь бы она достучалась до сердца». Конечно же, бардовская песня совершенно не сравнима с профессиональной. Она, по словам Т. Чередниченко в своей статье: «.. словно из другой вселенной, в которой "неумелая" художественная работа предстает высшим мастерством, а рафинированные приемы специальной выучки совершенно неуместны» (Чердиченко 1991: 13).
В России авторская песня основывается, если можно так выразиться, на трех китах – трех могучих, абсольютно не похожих друг на друга авторах. В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич – вот три главные вершины авторской песни. Каждый по-своему, они раскрыли возможности песенного слова. Актер театра «На Таганке» (преемник известного режисера Ю. Любимова) В. Высоцкий - непревзойденный актер, как страстный опытный оратор, в своих текстах доводит до столкновения противоположные характеры и взаимоисключающие смыслы. Б. Окуджава более сдержан, но истина в том, что «он - тот правый выразитель чувств и эмоции». А. Галич - создатель культурологического стиля в песенной поэзии, мастер бескомпромиссного суждения. Владимир Высоцкий ввел в обиход выражение «авторская песня», для того чтобы подчеркнуть, что в этой песне все делает один и тот же человек, т.е. сам придумывает стихи и мелодию, сам поет. Ю. Лорес авторскую песню назвал высоким театральным искусством, театром одного актера, театром слова, которое здесь поётся. Так как в законченном виде бардовская песня «прозвучит только в исполнении (автором в роли актера или, наоборот, актером в роли автора) перед публикой. А значит, законченный вид произведения авторской песни предполагает сценическую площадку» (Лорес 2001: 2).
Более полувека в России существует бардовская песня. Это явление до сих пор не совсем объясненное. Песенное сочинительство, как творчество весьма индивидуальное, тесно связано и с другими вокальными жанрами. Следовательно, изучая авторскую песню, необходимо рассмотреть в ней все аспекты, в том числе изучить авторскую песню, как явление поэтическое, музыкальное, театральное, фольклорное и социальное. Широкое расспространение авторская песня получила с появлением магнитофонов. В Советском Союзе не существовало единой «качественной» оценки бардовской песни. Многие професиональные музыканты и литераторы либо ревниво относились к этому явлению, либо просто делали вид, что не замечают его. Так же не было и постоянной поддержки со стороны радио и телевидения. Но несмотря на все трудности, бардовская песня продолжает играть огромную роль в самоопределении русской интелигенции, русского языка, и русской культуры в целом.
Многим знакомо имя Владимира Высоцкого. Остроумие В. Высоцкого присваевает не только развлекательную функцию, но его саркастический гений уводит сознание слушателя с привычной колеи. Потверждением этому служат отрывки из книги Копылова: «Вся русская литература».
Исключительно лично каждым из нас воспринимается творчество Высоцкого. «Песни его предельно понятны до боли близкие и приняты только сейчас и только тобой - его верным слушателем» (Копылов 2002:834). Звучит парадоксально, но у каждого из нас есть «свой Высоцкий». Был такой фильм «Вертикаль», фильм замечательный, и песни в нем тоже. Но фильм прошел, и настроение к нему с годами изменилось. Был фильм и прошел, песни, написанные Высоцким для него, остались. Они сразу же ушли к народу, они поются: и у костра туристами, и альпинисты им присвоили статус гимна. Словом, у этих песен началась своя отдельная жизнь. Высоцкому принадлежат песни широкого тематического аспекта. Есть песни любовные, песни военные и морские, спортивные и альпинистские, сказочные и мифологические. Объединяет их одна общая цель. Автор противопоставляет их жизненной рутине. Его песни рождены вечными и злободневными, простыми и сложными вопросами. Вместе - они каждому обывателю могут дать ясный и убедительный ответ на вечно присущий русской душе, исчерпывающий поиск «смысла жизни». Словами самого автора, его целью было «царапать душу», и это касалось не только оппонентов поэта, но и его единомышленников. Он стремился как можно глубже понять людей самых разных профессий, возрастов и социальных положений, как можно добрее и великодушнее истолковать сложность судьбы, точнее передать мысли, речи, опыт своих современников. Народ принимал Высоцкого за своего: летчика, моряка, космонавта, шофера (Копылов 2002: 836). В своих стихах он размышляет о жизни, о смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе.
« Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!»
Б. Окуджава - бард, который песнями выражал личное, то любовь, то свои печали, то свой арбатский двор, то свой личный взгляд на отечество и на современников. Окуджава прославился такими песнями как: «Живописцы, окуните ваши кисти», «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Вы слышите: грохочут сапоги», «Бумажный солдат», «Надежды маленький оркестрик», «Грузинская песня», «Часовые любви», «Дежурный по апрелю», «Не клонись-ка ты, головушка», «Опустите, пожалуйста, синие шторы», «Давайте восклицать!», «По Смоленской дороге», «Прощание с новогодней ёлкой», «Наша жизнь – не игра», «Песенка о голубом шарике», «Простите пехоте», «Последний троллейбус», «До свидания, мальчики», «Надя-Наденька», «Не бродяги, не пропойцы...» и сотнями других. Окуджава был мастером русского слова, скоро его песни украшали русские фильмы, они открывали в них что-то, на первый взгляд, скрытое, тайное.