Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:42, курсовая работа
целью данной работы является проанализировать и определить роль взаимоотношений автора и героя на примере романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».
Данная цель реализуется посредствам следующих задач:
1.Выделить в романе «Я пришел дать вам волю» моменты соприкосновения автора и героя.
2.Определить средства, с помощью которых раскрывается сущность указанного отношения.
3.Изучив теоретическое обоснование названной проблемы, сделать по ней соответствующие выводы.
Введение
Глава I. Автор и герой в эстетической деятельности.
1.Автор и герой в литературоведении.
2.Интерстекстуальность проблемы взаимоотношения автора и героя в русской литературе.
Глава II. Автор и герой в творчестве В.М. Шукшина.
2.1. Своеобразие героев В.М. Шукшина.
2.2. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина.
2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».
Заключение
Список литературы
Однако отношения «автор-герой»
Для мирового литературного
Таким образом, возникнув как сугубо жанровая черта (можно говорить о жанровом образе автора в романтической поэме), параллелизм отношений автора и героя стал затем явлением внежанровым и внеромантическим, выступая в реалистическом направлении литературы.
Мировой
литературный процесс – это постоянный
и неостановимый процесс
1.Замысел или «фантазия»
2. Публикация готового произведения, воплощающего мировоззренческую концепцию автора.
3.Созданное произведение входит в соответствующую ему определенную художественную систему или литературное направление.
Изучение названных этапов
В многокрасочном и пестром узоре образа автора, каким он дан в «Евгении Онегине», отчетливо просматривается нить романтической судьбы, - обстоятельство, преемственно связывающее пушкинский роман с романтической поэмой. А нет ли такой связи в более поздних произведениях, прежде всего в лермонтовском «Герое нашего времени» (1840г.)? Облик автора в лермонтовском романе выступает из скупых черт и намеков, содержащихся в предисловии, в «Беле» и в «Максиме Максимыче». На первый взгляд, автор – лишь рассказчик, у него нет своей судьбы, нет прошлого: он постоянно прячется в тень. Но красноречивы уже сами его умолчания и намеки. Когда Максим Максимыч, для которого хандра Печорина – лишь дань моде, спросил, неужели столичная «молодежь вся такая», автор (повествователь) отвечал, что многие молодые люди скучают, хотя и скрывают этот «порок». Биографическое звучание приобретают порою и пейзажные зарисовки, сделанные автором (эпизод на возвышенности, когда автор испытывает по-детски непосредственное чувство веселья, близости к природе). Здесь - и отзвук первоначально-гармонического, «детского» состояния, и намек на переживаемую стадию разочарования и кризиса, и упование на возможное восстановление в будущем золотого века. При этом прошлое автора дано неопределенно, под покровом тайны, с нарочитой недоговоренностью – как типичного романтического персонажа. Благодаря отмеченным выше особенностям повествователя и в лермонтовском романе до некоторой степени осуществляется параллелизм авторской судьбы и судьбы центрального персонажа, хотя в целом психологический состав образа автора неопределеннее и шире, чем героя. Он странник, составивший массу «путевых записок»; его одолевают любознательность и любопытство «путешествующего и записывающего»; им владеет страсть «передать, рассказать, нарисовать» все увиденное и подмеченное. Словом, наряду с функцией переживания и личного участия повествователь выполняет «чистую» функцию восприятия и фиксирования, - эту функциональную двойственность можно наблюдать и в «Евгении Онегине». Как и в пушкинском романе, образ автора в «Герое нашего времени» развивается и в экзистенциональной, и в собственно художнической плоскости.
Подобная же двойственность
Что же касается Шукшина, то пестрая галерея его «чудиков», обладающих удивительно живой непосредственностью, яркостью, самобытностью, ошарашила критику, пытавшуюся найти какие-то традиции, ввести этот противоречивый материал в русло социальных и литературных законов. Были предприняты попытки объяснить эти характеры то через традицию М Горького, утверждавшего, что «чудаки украшают жизнь», то сопоставлением с пресловутым «естественным человеком», вступающим в контакт с цивилизованным миром и укоряющим его за бездушие и антигуманность. Истоки странных героев Шукшина видели в фольклорном образе Ивана-дурака (Л. Аннинский), в народно-смеховой традиции карнавальной литературы (Г. Белая), в традициях Ф. Достоевского и Н. Лескова, Н. Гоголя.
Никому не подражая, Шукшин следовал действительно многим. Он перекликается со многими классиками, но так и должно быть, иначе он не был бы, не стал бы тем Шукшиным, какого мы знаем. Не только вся русская, но и вся всемирная литература постоянно аукается и перекликается, ибо книги живут, как люди: резко порой отличаются друг от друга, но в чем-то основном и главном остаются друг на друга похожими, тот же жизненный круг – от рождения до смерти – совершают… Писатели всегда идут по живым следам предшественников и друг друга… Например, главная идея повести «Калина красная», развивающаяся применительно к русскому народу еще М. Горьким («Ни в хорошем, в плохом человек не весь»), раскрыта с такой силой правды. При этом Шукшин делает акцент на положительные моменты: хорошее в человеке нашего общества беспредельно и обязательно проявится, если для того делается все необходимое. В характере главного героя повести Егора Прокудина угадывается немало хорошего, но у этого человека есть большая вина перед людьми. Во внутреннем борении Егора-труженика Егора-преступника совершается переход в новое качество. Стремление к воскрешению побеждает.
В последние годы жизни Шукшин подошел к оценке морального состояния уже не отдельного человека, а общества в целом. Вопрос в рассказе «Кляуза» - «Что с нами происходит?» - не случаен. Ответ в прямой форме не мог существовать в те годы. И, как многие другие, Шукшин обращается к жанру сатиры. Теперь можно говорить не только о новом шаге в творчестве писателя, но и о новом этапе в развитии сатирической прозы, который получил в критике название «феномена Шукшина». Писатель продолжил и развил традиции М. Зощенко и М. Булгакова. Повествование стало по-чеховски лаконичным, а слово емким. Особенно ярко это раскрылось на примере драмы «Энергичные люди» и повести-сказки «До третьих петухов». В драме «Энергичные люди» Шукшина бичуется быт и нравы мещанско-торговой среды, жизнь этих искривленных натур наполнена мыслями: «жить, как люди», «хорошо устроиться». Создавая повесть-сказку «До третьих петухов», В. Шукшин использовал прием сатирической стилизации, которым мастерски владел М.Е. Салтыков-Щедрин. Обновляя литературную традицию, В. Шукшин создает в высшей степени современную сказку.
Эпический
талант Шукшина родствен таланту
Толстого, Некрасова, Шолохова, Твардовского
и в том, как органично он «вмещает»
в себя юмор, сатиру и трагедию. И не
случайно, что в последние месяцы жизни
писатель особенно остро «почувствовал»
Шолохова: как и Шолохов в «Тихом Доне»,
Шукшин создает эпос, который перерастает
в трагедию. Трагедия Шукшина не только
о том, как распадается русский мир, пустеет
русская деревня. Его трагедия – о запустении
наших душ…
Глава II
2.1.
Своеобразие героев В.М.
Читая рассказы В. Шукшина, создается впечатление, что не три рассказа прочитал, а три повести или даже три романа, настолько густо насыщены произведения раздумьями «о смысле жизни» правдой этой жизни, правдой народной судьбы и судьбы отдельного человека. И всегда у Шукшина есть внутренняя, душевная правда, правда «истории души» - правда во имя святого, высокого в человеке.
Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Информация о работе Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»