Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:24, курсовая работа
В своей курсовой работе я ставлю вопрос о том, как интерпретировалось, трансформировалось и трактовалось это наследие в средневековой культуре.
Моя цель – выявить основные тенденции и закономерности в средневековых интерпретациях античных образов и сюжетов.
I Введение…………………………………………………………………………………………………………3
II Основная часть:
Средневековое отношение к античности………………………………………………3
Античные образы в средневековой литературе……………………………………5
Сюжет о троянской войне в средневековой культуре………………………….8
Античные образы в средневековом театре…………………………………………..10
Античные образы в «Божественной комедии» Данте………………………….12
III Заключение…………………………………………………………………………………………………..20
IV Библиография……………………………………………………………………………………………….20
Он ясен был лицом и величав
Спокойством черт приветливых и чистых,
Но остальной змеиным
был состав.
Две лапы, волосатых и когтистых;
Спина его, и брюхо, и бока –
В узоре пятен и узлов цветистых.
(«Ад», XVII, 10-15)19
Между восьмым и
девятым кругами находится
Многие объекты топографии загробного мира заимствованы из античности: это река Ахерон, которая, стекая вниз, образует болото Стикса, затем становится Флегетоном и водопадом низвергается вглубь земли, чтобы превратится в ледяное озеро Коцит, в котором мучатся вмёрзшие по грудь предатели.
Ещё одну из рек античного загробного мира, Лету, Данте помещает в чистилище. Это река забвения, её воды смывают память о грехах с тех, кто отбыл срок своего наказания, прошёл очищение и чьи прегрешения прощены.
Ещё несколько слов стоит сказать о тех античных образах, которым Данте предопределяет более светлую участь.
В пятом круге чистилища Вергилий и Данте встречают римского поэта Стация, автора эпической поэмы «Фиваида». Данте помещает его в чистилище, а не в Лимб, так как по версии поэта Стаций тайно принял христианство («И, не доведши греческих дружин, В стихах, к фиванским рекам, я крестился, Но утаил, что я христианин, И показным язычеством прикрылся» («Чистилище», XXII, 88-91)20). К принятию этой веры его побудила IV эклога Вергилия, строки из которой Стаций цитирует в разговоре:
Век обновленья ждёт:
Мир первых дней и правда – у порога,
И новый отрок близится с высот.
(«Чистилище», XXII, 70-72)21
В раю Данте видит души императора Траяна и троянца Рифея, одного из героев, павшего в битве у стен Илиона. Появление их в раю вполне оправдано. Душа Траяна удостоилась особой милости:
Тот славный дух, о ком идёт рассказ,
На краткий срок в своё вернувшись тело,
Уверовал в того, кто многих спас…
(Рай, XX, 112-114)22
Это позволило Траяну
попасть в рай. Рифей же был
«крестником трёх жён Господня сада»
(«Рай», ХХ, 127)23, то есть Веры, Надежды,
Любви, трёх добродетелей. Задолго до пришествия
Христа Рифей познал истинную веру и потому
после смерти он тоже был взят в рай.
Помимо тех или иных античных персонажей, которые являются действующими лицами поэмы, античные образы и сюжеты неоднократно используются Алигьери в качестве метафор и материала для сравнений. Так, например, Вергилий объясняя, каким образом Данте оказался в загробном мире, говорит: «Но так как та, что вечно тянет пряжу, Его кудель ссучила не вполне…» («Чистилище», ХХI, 25-26)24. Речь здесь конечно же идёт о Лахезис, одной из трёх мойр, богинь судьбы. В третьей песне «Рая» поэт упоминает Нарцисса: «…тут я обманулся иначе, чем влюбившийся в ручей». («Рай», III, 17-18)25. Подобными античными реминисценциями, служащими для образного украшения повествования, пронизана вся поэма.
Подводя итог, стоит
сказать, что Данте обширно использует
античные образы и сюжеты в своей
поэме, что говорит о его значительных
познаниях в мифологии, литературе
и истории древних греков и
римлян. Однако во многом он относится
к ним как к материалу для
собственных трактовок, что было
типично для средневекового восприятия
античности. Помещая своих персонажей
в тот или иной круг ада, в чистилище
или рай, поэт оценивает их с позиций
собственного мировоззрения, собственных
симпатий, ценностей и идеалов. Тем
не менее, загробный мир, изображённый
в «Божественной комедии», представляет
собой очень интересное сочетание
элементов античной языческой и
средневековой христианской культуры,
и хотя доминирование последней
бесспорно, первая также играет значимую
роль.
Заключение
Таким образом, все
приведённые мною примеры показывают,
как влияло отношение к предшествующей
эпохе в Средние века на интерпретации
античных образов и сюжетов. Средневековье
не стремилось к реконструкции античности,
оно лишь заимствовало многочисленных
героев мифологии и истории, мифологические
темы и сюжеты, используя их как материал
для создания собственных построений.
Средневековье пытается ассимилировать
античные мотивы, опираясь на средневековую
религиозную систему ценностей.
Библиография
Источники:
1 Библия. Ветхий и новый завет. – М.: Всесоюзный совет евангельских христиан – баптистов, 1988. – 296 с.
2 Вергилий Марон Публий. Буколики;Георгики; Энеида : пер с лат. – М. : АСТ, 2000. – 509 с.
3 Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с итальянского М.Л. Лозинского. – М. : АСТ, 2001. – 606 с.
4 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М. : Просвещение, 1975. – 463 с.
5 Средневековые французские фарсы / пер. с фр. под ред. Ю.Б. Корнеева. – М. : Искусство, 1981. – 446 с.
Научная литература:
1 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М. : Высшая школа, 1989. – 406 с.
2 Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры / редакционная коллегия: В.В. Иванов, М.В. Акимова, Е.В. Пермяков, Т.В. Цивьян. – М. : ОГИ, 2002. – 328 с.
3 Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. – М. : Наука, 1966. – 320 с.
4 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М. : Восточная литература РАН, 1995. – 408 с.
5 Михайлов А.Д.
Старофранцузская городская
6 Реутин М. Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. – М. : РГГУ, 1996. – 217 с.
7 Средневековый бестиарий. – М. : Искусство, 1984. – 244 с.
8 Тюленев В.М. Павел
Орозий и его «История против язычников»
// Восточная литература: [электронный
ресурс]. – Электронные текстовые данные.
– [Б.м.] , 2001 -. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/
Информация о работе Античные образы и сюжеты в средневековой культуре