Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 02:42, реферат
Английская литература XVII столетия — это литература эпохи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса; лишь с середины 20-х годов начинается новая историко-литературная эпоха, которая кончается к 1690-м годам, когда на литературную арену вступает Джонатан Свифт и другие деятели раннего Просвещения.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (20-30е гг)
ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И РЕСПУБЛИКИ (40-50е гг)
ПЕРИОД РЕСТАВРАЦИИ (60-80е гг)
ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА МИЛЬТОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сердца людей словами покорять
И вразумлять заблудшие их души,
Которые не знают, что творят.
(Пер. О. Чюминой)
Утверждая
необходимость кропотливой
Трагедия о Самсоне в известной мере автобиографична: как и Мильтон, его герой, слепой, одинокий в стане врагов, потерпев поражение, не утрачивает мужества. Он борется до конца и, умирая, мстит своим угнетателям. Наряду с личными мотивами, в образе могучего Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли», воплотились те надежды, которые Мильтон издавна возлагал на английский народ. Образ народа-богатыря, пробуждающегося от векового сна, и прежде возникал в его памфлетах. Теперь, после поражения революции, поэт вновь обращается к библейской символике, дабы во всеуслышанье заявить о том, что дух революции не умер.
Проникнутая
тираноборческим пафосом
Творческий путь Мильтона — от «Потерянного рая» к «Возвращенному раю» и затем к «Самсону-борцу» — характеризуется постепенным отходом автора от принципов барочного искусства. По мере того как поэту удается преодолеть душевный кризис, пережитый им в годы крушения республики, его сочинения становятся менее противоречивыми и вместе с тем утрачивают общечеловеческие масштабы, эпический размах и взволнованность, свойственные его шедевру. И все же, уступая «Потерянному раю», последние произведения Мильтона остаются значительными явлениями в литературной жизни Англии. Прославляя духовную стойкость Христа, а также ратоборчество Самсона, ценою собственной жизни избавляющего народ от ига филистимлян, поэт, как и прежде, призывает к подвигу во имя истины и свободы.
В
двух последних произведениях
Мильтон оказал поистине непреходящее влияние на развитие английской литературы. Писатели-классицисты (Аддисон, Поуп и др.) особенно ценили в его поэзии сочетание сурового дидактизма с изяществом поэтической формы. В «Потерянном рае» они видели образец для подражания, почти столь же совершенный, как и эпическая поэзия древности. Подражали Мильтону и поэты-сентименталисты.
Однако наиболее значительным было влияние Мильтона на литературу романтизма. Почти все романтики ощущали себя его духовными наследниками. Кольридж объявлял Мильтона романтиком. Вордсворт творчески усваивал его художественные принципы. Китс учился у него искусству быть поэтом-гражданином. Блейку, Байрону и Шелли был особенно близок иконоборческий дух поэзии Мильтона. Родственные связи между байроновским Люцифером («Каин») и мильтоновским Сатаной вполне очевидны. Мрачное величие мистерии «Небо и земля» было бы невозможно без мильтоновского эпоса. Пример Мильтона вдохновил Шелли на создание лирической драмы «Прометей освобожденный».
Влияние Мильтона распространилось и на литературу других стран. Во Франции его влияние испытали Виньи и Ламартин, в Германии — автор «Мессиады» Клопшток.
Велико
значение Мильтона для русской литературы.
Нравственная высота поэта, его ненависть
к тирании, преклонение перед
героикой освободительной борьбы нашли
среди русских литераторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении хотелось бы отметить что,
сложность развития английской литературы
XVII в. заключалась в том, что — за редким
исключением — даже для проницательных
умов трагические противоречия социальной
жизни страны оставались во многом почти
неразрешимыми. Относительный демократизм
политической жизни позволял английским
писателям верить в избранность исторической
судьбы их страны. Большинству деятелей
культуры казалось, что исправлять нужно
дурные нравы и порочные взгляды, а не
искать или искоренять их социальные причины.
И все же английская литература этой эпохи
сумела доказать, что обладает зорким
взглядом и достаточной проницательностью,
чтобы разглядеть трагизм, скрытый за
респектабельным фасадом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ