Анализ стихотворения В. Брюсова
«Юному поэту».
Композиционно-смысловая структура
стихотворения заключается в
его делении на три части,
«три завета», а также имеется
вывод. Лирическое обращение героя
имеет императивную форму,
то есть он не допускает
выбора, требует безусловного подчинения,
исполнения. Все глаголы в «заветах» употреблены
в повелительном наклонении, что также
указывает на императивную форму обращения
героя.
В этом стихотворении Брюсов
изложил свою программу символизма.
Символ рождает не логическую, смысловую,
а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью
символизма становится бессюжетность,
размытость. Основа стиха – не событие,
а движение души. От вещи, предмета идет
«взлет» к чувству, идее. Брюсов использует
метафору, создающую образ, символ. Поэт
старается отбросить все мелкое, обыденное;
возникают намеки, тайные знаки, появляются
сложные образы, используется аллитерация
и ассонанс. Также Брюсов употребляет
составные эпитеты. Он добивается торжественности
звучания стиха, выбрав дактиль, медленный
и строгий по звучанию. Речь кажется мерным,
ритмичным движением без ускорений и замедлений.
Ощущение торжественности поддерживается
и отбором высоких, эмоционально окрашенных
слов: «юноша», «взор», «беспредельно»,
«грядущее», «поклоняйся». При создании
образа юноши-поэта автор использует такие
эпитеты, как «бледный», «горящий взор»,
«смущенный взор».
Брюсов обращается к поэтической
традиции, которая, используя ту
же стилистику, утверждала противоположные
идеи: поэтического творчества как
гражданского служения, как борьбы (следом
этой традиции может считаться мотив «побежденного
бойца», проявляющийся достаточно неожиданно).
Тем самым Брюсов вступает в диалог со
своими предшественниками, претендуя
на равенство с ними. В последних строках
автор дает понимание тяжести доли поэта
– быть избранником неба. Это колоссальная
ответственность, бремя которой определяет
трагический удел поэта и драматичность
его положения на земле.
Программный характер носят те
«три завета», с которыми автор
обращается к адресату стихотворения:
уйти от современности, сосредоточиться
в себе самом, служить искусству как некоей
самоцели.
Стихотворению присущи черты
послания, выраженные «советами», обязательными
к исполнению; оно звучит как манифест.