Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:57, творческая работа

Описание работы

Стихотворение не было напечатано Лермонтовым, во-первых, из-за неоговоренной цитаты, составившей первый стих («Белеет парус одинокой» - из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А.А. Бестужева, известного как прозаик Марлинский), и, во-вторых, из-за автобиографического подтекста. Лермонтов, оставив Московский университет и девушку, ответившую ему взаимностью после двух его тяжелых личных неудач, только что переехал в Петербург и резко сменил свою жизнь, решив пойти на военную службу.

Работа содержит 1 файл

ололош.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

Анализ стихотворения  М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832).

Белеет парус  одинокой  
В тумане моря голубом!..  
Что ищет он в стране далекой?  
Что кинул он в краю родном?...

Играют волны  — ветер свищет,  
И мачта гнется и скрыпит...  
Увы! Он счастия не ищет  
И не от счастия бежит!

Под ним струя  светлей лазури,  
Над ним луч солнца золотой...  
А он, мятежный, просит бури,  
Как будто в бурях есть покой!

Стихотворение не было напечатано Лермонтовым, во-первых, из-за неоговоренной цитаты, составившей  первый стих («Белеет парус одинокой» - из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А.А. Бестужева, известного как прозаик Марлинский), и, во-вторых, из-за автобиографического подтекста. Лермонтов, оставив Московский университет и девушку, ответившую ему взаимностью после двух его тяжелых личных неудач, только что переехал в Петербург и резко сменил свою жизнь, решив пойти на военную службу. «Парус» был послан в письме сестре Вареньки Лопухиной вместе со строками воспоминаний о Москве: «…там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив!» Поэт бежал от счастья в противоположность своему лирическому персонажу, олицетворенному парусу, но, словно он, просил от жизни «бури, / Как будто в бурях есть покой!». Автор и персонаж все больше сближаются на протяжении трех строф стихотворения. В первой парус далеко, и автор только гадает о том, что он кинул и что ищет. Во второй мы уже как бы на корабле, слышим скрип мачты; теперь поэт уверенно восклицает: «Увы, - он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» В этой фразе еще заключается скрытое противопоставление себя и паруса. Последняя же строфа – противопоставление ясной, тихой погоды и бури, которую предпочитают оба, и автор, и персонаж-парус. Оба предпочитают бурю не только покою, но и счастью, хотя это и тягостно, буря им заменяет счастье. Таковы мятущиеся, романтические, всегда неудовлетворенные жизнью натуры.

В стихотворении  два вопроса и два ответа-восклицания. Каждая строфа двучастна: пейзаж и лирическая реакция на него. Вторая строфа явно противостоит первой, а третья дает некоторый их синтез, включает противопоставление в себя. Наиболее выделенные, рифмующиеся слова в первой строфе являются прилагательными, важными для описаний, во второй – глаголами, обозначающими действия, а в третьей – в основном существительными: здесь даже алогичное предположение («как будто…») звучит утверждением сущего. Таким образом, короткое стихотворение, написанное самыми распространенными, самыми обычными строфами (перекрестными четверостишиями) и размером (4-стопным ямбом), имеет сложную, изощренную структуру.

Информация о работе Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»