Автор: Екатерина Войнова, 06 Октября 2010 в 18:54, доклад
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916
Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.
Темы и мотивы натурфилософской лирики так же разнообразны, как многочисленны и разнообразны философские проблемы, стоящие перед человечеством.
ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь
со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной,
усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26
июля 1916
Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.
Темы и мотивы
натурфилософской лирики так же разнообразны,
как многочисленны и
В названии стихотворения И. Бунина «Последний шмель» эпитет задаёт философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи».
В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. Пейзажная зарисовка передаёт картину ещё жарких дней уходящего лета. В её центре крупным планом шмель. Крупный план создаётся эпитетом «черный». Усиливают внешнюю описательность метафорические эпитеты «бархатный» и «золотое», которые «рифмуются», «перекликаются» с эпитетами «золотой» и «сухой» в финальной строке. Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли. Поющий заунывную песню шмель с уходом последнего тепла вскоре уснёт, погибнет, и исчезнет его прежний облик. Эпитеты бархатный и сухой задают оппозицию «жизнь-смерть», организующую один из ведущих конфликтов произведений Бунина.
В стихотворении, которое
построено на внешней описательности
(залетевший в дом шмель, свет и
зной за окном, опустевшие поля), преобладает
передача внутреннего состояния
лирического героя, при этом в
тексте нет непосредственных намёков
на переживаемые им эмоции. Впечатление
от печали по поводу уходящего лета
возникает посредством
Другим способом передачи настроения лирического героя становятся эпитеты, с помощью которых описываются природные явления. Эмоциональному состоянию героя созвучны «заунывная» песня шмеля и «ветер угрюмый».
То, что автор сосредоточился
на создании образа-раздумья, образа-переживания,
определило некоторую сдержанность
в использовании словесных
Основную тональность
стихотворению придают
Философскую направленность стихотворения подчёркивает композиция текста. В её основе – раздумья и эмоции лирического героя, которые рождаются в результате созерцания примет уходящего лета.
В первой строфе лирический герой обращается с вопросом к шмелю, который, как ему кажется, переживает то же, что и он сам: «И как будто тоскуешь со мной?» В последней строфе эта параллель человека и природы нарушается. Человек отъединяет себя от природы: «Не дано тебе знать человеческой думы...». Он наделён знанием о смерти, пониманием её неотвратимости. Природа же «безмятежна». Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, отдалившись от нее в своём познании, приобрёл ощущение неизбежности конца, окрасившее его жизнь в печальные, даже трагические оттенки.
Информация о работе Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»