Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Автор: Екатерина Войнова, 06 Октября 2010 в 18:54, доклад

Описание работы

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916
Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.
Темы и мотивы натурфилософской лирики так же разнообразны, как многочисленны и разнообразны философские проблемы, стоящие перед человечеством.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.06 Кб (Скачать)

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ 

Чёрный бархатный  шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий  певучей струной,

Ты зачем залетаешь  в жильё человечье

И как будто тоскуешь со мной?  

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки  последние дни,

Полетай, погуди –  и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.  

Не дано тебе знать  человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в  бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

26 июля 1916        

Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим  образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников  Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл  человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой  человек является.     

Темы и мотивы натурфилософской лирики так же разнообразны, как многочисленны и разнообразны философские проблемы, стоящие перед  человечеством. Поэзии натурфилософов свойствен параллелизм в изображении  природных явлений и движений человеческой души. Эти традиции восходят ещё к фольклору, где нашли  отражение языческие представления  народа о связи человека и природы. В диалоге с природой человек  учится познавать самого себя, в  её образе материализовать собственный  внутренний мир.      

В названии стихотворения  И. Бунина «Последний шмель» эпитет задаёт философскую тему смерти, которая  является одной из определяющих в  творчестве писателя. Она находит  художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле  «Тёмные аллеи».     

В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение  к природе. Пейзажная зарисовка  передаёт картину ещё жарких дней уходящего лета. В её центре крупным  планом шмель. Крупный план создаётся  эпитетом «черный». Усиливают внешнюю  описательность метафорические эпитеты  «бархатный» и «золотое», которые  «рифмуются», «перекликаются» с  эпитетами «золотой» и «сухой»  в финальной строке. Таким образом  подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли. Поющий заунывную  песню шмель с уходом последнего тепла вскоре уснёт, погибнет, и исчезнет его прежний облик. Эпитеты бархатный и сухой задают оппозицию «жизнь-смерть», организующую один из ведущих конфликтов произведений Бунина.     

В стихотворении, которое  построено на внешней описательности (залетевший в дом шмель, свет и  зной за окном, опустевшие поля), преобладает  передача внутреннего состояния  лирического героя, при этом в  тексте нет непосредственных намёков  на переживаемые им эмоции. Впечатление  от печали по поводу уходящего лета возникает посредством ритмической  организации стихотворения. Четырёхстопный анапест в своей протяжённости  минорно напевен, но ощущения монотонности не возникает из-за того, что в  чётных стихах каждой строфы вычленяется  первый слог пятой стопы. Это добавляет  в стихотворение интонацию размышления. Напевность стихотворению придаёт  и внутренняя рифма, которая возникает  между строф (со мной – зной), внутри второй строфы (ярки – жарки).     

Другим способом передачи настроения лирического героя  становятся эпитеты, с помощью которых  описываются природные явления. Эмоциональному состоянию героя  созвучны «заунывная» песня шмеля  и «ветер угрюмый».     

То, что автор сосредоточился на создании образа-раздумья, образа-переживания, определило некоторую сдержанность в использовании словесных изобразительно-выразительных средств. В стихотворении лишь дважды встречается метафора: когда автор говорит, что шмель «гудит струной», и когда сравнивает соцветие татарки с красной подушечкой.      

Основную тональность  стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического  вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.

Философскую направленность стихотворения подчёркивает композиция текста. В её основе – раздумья и  эмоции лирического героя, которые  рождаются в результате созерцания примет уходящего лета.     

В первой строфе лирический герой обращается с вопросом к  шмелю, который, как ему кажется, переживает то же, что и он сам: «И как будто тоскуешь со мной?» В  последней строфе эта параллель  человека и природы нарушается. Человек  отъединяет себя от природы: «Не дано тебе знать человеческой думы...». Он наделён знанием о смерти, пониманием её неотвратимости. Природа же «безмятежна». Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким  же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, отдалившись  от нее в своём познании, приобрёл ощущение неизбежности конца, окрасившее его жизнь в печальные, даже трагические  оттенки.

Информация о работе Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»