Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:06, сочинение
Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда.
Творчество Осипа
Мандельштама занимает особое место
в русской литературе Серебряного
века. Его жизнь, как и его произведения,
весьма интересна, загадочна и противоречива
одновременно. Этот поэт был из тех
людей, которые не могут быть равнодушными
ко всему тому, что происходит вокруг.
Мандельштам глубоко чувствует,
в чем истинные ценности и где
правда.
Творческая судьба О. Мандельштама – это
«поиск слова», которое бы в полной мере
выражало внутреннее состояние поэта.
Одним из лучших произведений Мандельштама
по праву является его стихотворение «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса», которое было написано
в 1916 году в Крыму.
В этом произведении автор, как и его лирический
герой, обращается к древнегреческой эпической
поэме Гомера «Илиада». Важно отметить,
что Мандельштам не обращается к сюжетной
линии этого произведения.
Перед нами оживают картины былых времен.
Лирический герой воссоздает в своем воображении
древние корабли, которые отправились
завоевывать Трою:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Складывается впечатление, что лирический
герой перечитывает строки из «Илиады»,
где список кораблей становится символом
силы и мощи эллинов. Что же стало причиной
похода их войск против Трои? Дело в том,
что сыном царя Трои была похищена прекрасная
Елена:
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам, ахейские мужи?
Картины, возникающие в воображении лирического
героя, увлекают его и наводят на размышления.
На мой взгляд, автор задумывается над
тем, что же является смыслом жизни. В итоге
он приходит к выводу, что все в жизни подчинено
любви:
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Только любовь способна пробуждать в человеке
самое лучшее. Только любовь заставляет
совершать порой неожиданные, но самые
верные действия и поступки.
В этом стихотворении автор прибегает
к сравнениям. Корабли он называет «длинным
выводком, поездом журавлиным». Еще ярче
сравнение «журавлиный клин». Но оно имеет
под собой и реальную основу. Корабли в
те далекие времена, когда выходили в военный
поход, действительно выстраивались клином.
Особое внимание так же следует обратить
на эпитет «тугие паруса». Он указывает
на то, что корабли готовы к выходу в море.
Мандельштам также упоминает царей, на
головах которых – «божественная пена».
Это говорит, как мне кажется, об их величии
и силе. Цари здесь уподоблены греческим
богам. Кроме того, складывается ощущение,
что боги Олимпа одобряют этот поход в
«чужие рубежи» за Еленой.
В свое стихотворение Мандельштам так
же вводит образ «моря черного», которое,
«витийствуя, шумит». Я думаю, данный образ
придает стихотворению большую яркость
и ощущение реальности происходящего.
Следует обратить внимание и на лексику,
используемую в этом стихотворении. В
произведении больше всего имен существительных:
паруса, корабли, пена, голова, море. Но
есть и отвлеченные понятия: бессонница,
любовь. Я считаю, что в стихотворении
эти слова ключевые, так как они необходимы
для понимания его идеи и темы.
На синтаксическом уровне в стихотворении
много назывных предложений, особенно
в первой строке: «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса». На мой взгляд, такие предложения
вводят нас в мир произведения.
В стихотворении есть также и риторические
вопросы. Они говорят об особом состоянии
лирического героя. Он находится в задумчивости,
в размышлениях, философствует.
«Илиада» Гомера становится для лирического
героя чем-то загадочным, непостижимым
и прекрасным одновременно. Он чувствует
свою причастность к далеким событиям,
ко всему мировому процессу.
Стихотворение Мандельштама «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса» является размышлением
героя и поэта об истине, о прекрасном,
о смысле жизни, о законах Вселенной. Любовь
– вот то, что пробуждает человечество
к действиям. В этом, на мой взгляд, и проявляется
преемственность поколений.
Информация о работе Анализ стихотворения "Бессоница. Гомер. Тугие паруса"