Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:58, творческая работа
Эпиграфом к стихотворению служат слова Державина из стихотворения Евгению. Жизнь Званская
Стихотворение написано в Болдино, осенью. В то же время были созданы поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «История Пугачёва» и «Песни западных славян», начата работа над повестью «Пиковая дама».
Анализ стихотворения.
«Осень».
I. Выходные данные.
1)Историческая справка.
Осень — неоконченное стихотворение в октавах, написанное Александром Пушкиным в 1833 году.
Эпиграфом к стихотворению служат слова Державина из стихотворения Евгению. Жизнь Званская
Стихотворение написано в Болдино, осенью. В то же время были созданы поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «История Пугачёва» и «Песни западных славян», начата работа над повестью «Пиковая дама».
Стихотворение не печаталось при жизни поэта.
А.С.Пушкин приехал
в имение Болдино на обратном пути с Урала.
Настал период нового творческого подъема
поэта: началась его вторая знаменитая
«Болдинская осень». В короткое время
А.С. написал множество первоклассных
произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял,
что осень – его любимое время года, поэтому
поэт описывал «унылую пору, очей очарованье»
с необычайной убедительностью и эмоциональностью.
Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в
багрец и золото, одетые леса». Поэт воспевает
«прощальную красу», несмотря на скорое
ее завершение. Он показывает, как рождается
в его душе вдохновение, возникают поэтические
образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей
особенной, небывалой любовью к осени,
знамению вечного обновления жизни. Александр
Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому»,
надеется, что публика сможет также понять
всю красоту «улыбки на цветах увянувших»
и насладиться чудесными описаниями «сладкой
тишины».
Сходны в стихотворении образы осенней
природы - лирического героя. В их описании
передаются впечатления поэта, его чувства:
«прощальная краса, природы увяданье,
редкий солнца луч».
2)Направление: реализм
II. Идейно-тематическое своеобразие.
1)Тема: А.С.Пушкин показывает весь природный цикл и его отношение к человеку.
2)Идея: Процесс творчества такой же естественный, как и сама природа . Корабль, изображенный в произведении, является символом освоения новых творческих этапов.
III. Поэтический язык.
1)Литературные тропы.
Сравнения: «Как поля, мы страдаем от засухи…»,
«Мне нравится она, как ,вероятно, вам чахоточная дева порою нравится»,
«Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…»
Метафоры: «бешеной забавы», «железом острым», «душевные способности», «зимы старухи», «мечтою своенравной», «чахоточная дева», «на устах увянувших», «могильно пропасти», «русский холод», «думы долгие», «в сладкой тишине», «лирическим волненьем».
Олицетворения: «Журча еще бежит за мельницу ручей», «Но пруд уже застыл…», «И страждут озими от бешеной забавы…», «И будит лай собак уснувшие дубравы…», «Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!»(зима),
«Ты, все душевные способности губя,
нас мучишь…»(лето),
«На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ее багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет».
«Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят…»; «Звенит промерзлый дол…»,
«И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…»
«И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут».
«Дремлет, недвижим корабль в недвижной влаге», «паруса надулись…», «Громада двинулась и рассекает волны…».
Эпитеты. «последние»; «осенний»; «отъезжие»; «суровые»; «зимних»; «блестящие»; «красное»; «поздней»; «тихою»; «блистающей»; «нелюбимое»; «откровенно»; «годовых»; «тщеславный»; «унылая»; «прощальная»; «свежее»; «редкий»; «первые»; «отдаленные»; «каждой»; «легко»; «радостно»; «ненужный»; «открытом»; «блистающим»; «промерзлый»; «краткий »; «забытом»; «долгие»; «свободном»; «незримый»; «давние»; «легкие»; «свободно»; «недвижим».
IV. Стихотворная рифмовка.
1)Стихотворный размер.
Ок-тябрь/уж нас -/ту-пил/уж ро -/ща о/-тря-ха/-ет
Пос-след/- ни-е/лис-ты/с на-гих/сво-их/веет-вей/
Ябм с перрихиями во второй и в пятой стопе.
2) Количество стоп.
Ок-тябрь/уж нас -/ту-пил/уж ро -/ща о/-тря-ха/-ет
Пос-след/ -ни-е/лис-ты/с на-гих/сво-их/веет-вей/.
6 стоп.
3)Виды рифмовок.
Чередование перекрестной и смежной рифмовок.
4)Типы рифм:
Чередование мужской и женской рифм.
V. Жанр.
Стихотворение. Пейзажная лирика.
Информация о работе Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Осень"