Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, доклад
Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Написание
романа "Отцы и дети" совпало
с важнейшими реформами 19 века, а
именно отменой крепостного права.
Век знаменовал собой развитие промышленности
и естественных наук. Расширилась
связь с Европой. В России стали
принимать идеи западничества. "Отцы"
придерживались старых взглядов. Молодое
поколение приветствовало отмену крепостничества
и реформы.
В романе
“Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте
между аристократами и
демократами, между либералами и революционерами-
Базаров
— сын скромного уездного лекаря, “новый человек”,
“нигилист” и “бунтарь”. У него небрежные
манеры, говорит Базаров отрывисто и кратко,
не вынуждает себя к любезности, резок
и грубоват. Базаров говорит о самом себе,
что он “не мягкое существо”, что “изящная
сторона жизни” ему, выросшему “при серой
обстановке трудовой жизни”, недоступна.
Он отрицает не только поэзию, но и музыку,
искусство, любовь к природе.
В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым
он выступает отрицателем авторитетов
и принципов, всякого “романтизма”, и
слово “романтизм” на его языке — одно
из самых бранных.
Базаров — врач по образованию, материалист
по мировоззрению. Естественные науки
привлекают Базарова именно потому, что
они опираются на опыт, на точные
экспериментальные данные. Он считает,
что “порядочный химик в двадцать раз
полезнее всякого поэта”, “природа —
не храм, а мастерская, и человек в ней работник”,
и “Рафаэль гроша медного не стоит”. И
в то же время герой Тургенева — человек
острого ума, крепкая, волевая, честная
натура. Это человек, совершенно не способный
притворяться и лицемерить. Его ненависть
к безобразному состоянию общества искренняя
и глубокая. Без напускного хвастовства
он признается, что
еще не встречал человека, который бы не
“спасовал” перед ним. “Всякий человек
сам себя
воспитать должен”, — считает он. Базаров
“владел
особенным умением возбуждать к себе
доверие в простых людях, хотя он никогда
не
потакал им и обходился с ними небрежно”.
Он
— враг “болтовни” и “фразы”, склонен
к
шутке и иронии, в нем настоящая
человеческая гордость. Когда пришла к
нему
сильная страсть, он/сумел одержать над
ней
нелегкую победу, и насколько он здесь
оказался выше и человечнее той женщины,
которая больше всего на свете дорожила
своим “спокойствием”. После дуэли
представитель “отцов” П.П. Кирсанов
вынужден был признать, что “господин
Базаров вел себя отлично”. Несомненна
и его
затаенная под внешним равнодушием большая
любовь к своим “старикам”. Сцены болезни
и
смерти довершают трагический образ
Базарова. На далеком сельском кладбище
нашло свое успокоение “страстное, грешное,
бунтующее сердце” Базарова. Он хотел
“ломать”,
“дело делать”, “с людьми возиться”,
но “и
он — гигант”, сумел лишь “умереть прилично”.
Тургенев писал о своем герое: “Мне
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины
выросшая из почвы, сильная, злобная, честная
— и все-таки обреченная на гибель, потому
что она все-таки стоит в преддверии
будущего”.
Главный
идейный противник Базарова в лагере “отцов”
— Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл
его “уездным аристократом” — потому
что,
даже живя в деревне, П.П. Кирсанов сохранил
всю строгую чопорность своих
аристократических привычек.
Павел Петрович возненавидел Базарова
с первых же дней приезда “лекаришки”
в Марьино. Он чувствовал в этом “нигилисте”
сильного противника, и в конце концов,
не кто иной, как этот “нигилист”, заставил
его в беседе с братом сделать признание;
“Я начинаю
думать, что Базаров был прав, когда упрекал
меня в аристократизме. Нет, милый брат,
полно нам ломаться и думать о свете: мы
люди
уже старые и смирные, пора нам отложить
в
сторону всякую суету...”
Все принципы Павла Петровича сводятся
к одному: защитить старый порядок. Базаров
же
стремится этот порядок уничтожить. В
спорах
с Базаровым Кирсанов отстаивает свои
взгляды на знание науки и искусства, на
самодержавно-крепостнический строй,
на
народ. Тонкой иронией звучат слова И.С.
Тургенева: “Он ничего русского не читает,
но на письменном столе у него находится
серебряная пепельница в виде мужицкого
лаптя”. Этот серебряный лапоть — вот
и вся
связь с Родиной, какая осталась у Павла
Петровича Кирсанова.
Оценивая роман, Д.И. Писарев писал: “...Павел
Петрович и Базаров могли бы, при известных
условиях,
явиться яркими представителями: первый
—
сковывающей, леденящей силы прошлого;
второй — разрушительной, освобождающей
силы настоящего”.
Поместивши спор Базарова и Кирсанова
в
центр романа, И.С. Тургенев понимает что
молодому поколению принадлежит будущие.