Анализ рассказа Солжаницына "Колокольня"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:38, сочинение

Описание работы

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.87 Кб (Скачать)

КОЛОКОЛЬНЯ  

 

Кто хочет увидеть  единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при  соборе, в гуще изобильного торгового  города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы  двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и  от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже  домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный , недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...

 

А. Солженицын назвал калязинскую колокольню нашей надеждой 
Колокольня – сильный символ памяти. Чудом уцелела одна колокольня. Раньше на этом месте была монастырская обитель. Александр Солженицын называл это место "непотопляемая Россия". "Калязинская колокольня - символ того, что не дадут до конца утопить Россию" Это символ вечности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Тема: изображение колязинской колокольни
  • Идея: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды на воскрешение Руси.
  • Проблема безответственного отношения власти к тому, что она призвана защищать.
  • Проблема уничтожения русских городов, русской старины.

(Да что! — Молога и вся на дне.)  
Недотопленная Россия,От слова топить

  • В один окоём
  • Ёмкий- вместительный, способный много вместить чего-нибудь.
  • Поскудились большевики.СКУПИТЬСЯ
  • Не попустит Господь. ДОПУСТИТЬ
  • Не доспели свалить, успеть

 

  • Изневольный Китеж
  • Высокостройная колокольня
  • Пятью просквоженными пролетами
  • Переселенных затопленцев
  • В этой запусти  
    Эпитеты показывающие отношение автора:
  • исконной мягкости воды
  • израненным, грустным уцелевшим улочкам
  • фальшивая набережная

 

  • Использование тире, эллиптических конструкций, парцеляции
  • «И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет,    в с ю Русь до конца не попустит Господь утопить …»

Вопрос в начале произведения — это непосредственный диалог с читателем. Желание писателя взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. Эпитеты помогают выразить боль, страдание людей русских, а также показать силу и красоту родной земли.

В рассказе «Колокольня» тоже присутствует аллегория. Колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

А. Солженицын назвал калязинскую колокольню нашей надеждой 
Колокольня – сильный символ памяти. Чудом уцелела одна колокольня. Раньше на этом месте была монастырская обитель. Александр Солженицын называл это место "непотопляемая Россия". "Калязинская колокольня - символ того, что не дадут до конца утопить Россию" Это символ вечности России.


Информация о работе Анализ рассказа Солжаницына "Колокольня"