Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:48, контрольная работа
В своем произведении М.Горький повествует нам о жизни людей, опустившихся на «дно жизни». В центре повествования находится обыкновенная ночлежка для малоимущих. Здесь обитают самые разные люди, с разными профессиями, характерами, но все они принадлежат к низшей касте - люди, у которых нет будущего. Но жизнь их меняется, когда в ночлежке появляется старец Лука.
Пьеса «На дне» была написана М.Горьким в конце 1901- начале 1902 года.
В своем произведении М.Горький повествует нам о жизни людей, опустившихся на «дно жизни». В центре повествования находится обыкновенная ночлежка для малоимущих. Здесь обитают самые разные люди, с разными профессиями, характерами, но все они принадлежат к низшей касте - люди, у которых нет будущего. Но жизнь их меняется, когда в ночлежке появляется старец Лука.
Примечательно, что в первой редакции пьесы, главный героем был лакей из богатого дома, который тешился воспоминаниями о прежней беззаботной жизни и больше всего на свете берег воротник от фрачной рубашки - единственное напоминание о прошлом. Тесная ночлежка была отравлена ненавистью, ее обитатели вечно ругались между собой. В заключительном акте первого варианта пьесы описывался приход весны и изменения в жизни ночлежников.
Но менялся не только сюжет пьесы, название тоже трансформировалось. Произведение носило названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». В 1902 году пьеса была напечатана в Мюнхене под заглавием «На дне жизни». Но по совету В.И. Немировича-Данченко М. Горький сокращает название. Итак, в 1903 году пьеса с заглавием «На дне» впервые напечатана в Петербурге.
В названии «дно»
подразумевает под собой
В пьесе «На дне» Горький указывает на несправедливость общественного строя. Он показывает, что и у жителей ночлежки есть душа, что они тоже люди. Возможно, возникновение этой пьесы было связано с биографией автора- Горький не понаслышке знал, что такое прозябание в нищете.
Прототипами босяков, прозябающих на социальном «дне», послужили реальные люди. К.С. Станиславский, игравший в первых постановках Сатина, рассказывал о прототипе своей роли так: «…босяк, с которого он (М.Горький) писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казенные деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства, Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присужден к ссылке. Сестра его умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил с распахнутой голой грудью по Нижнему Новгороду с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам…»
В произведении на первый план выходят обитатели социальных низов. В пьесе нет главных и второстепенных героев – здесь каждый образ главный, у каждого своя история «падения». В Костылевской ночлежке проживают представители разных слоев общества: мещане, рабочие, крестьяне, актер, дворянин- все они по разным причинам оказались на «дне» жизни.
Васька Пепел- вор, любовник Василисы. Но, не смотря на образ жизни, который ведет этот герой, он не потерян, у него есть желание стать честным человеком. Пепел считает, что его любовь к Наталье, способна изменить его жизнь.
Актер - никто не знает его имени и фамилии, да и сам он их забыл, поэтому в пьесе употребляется прозвище. Беспробудный пьяница. В прошлом играл третьего могильщика в «Гамлете».
Барон - обнищавший дворянин. Герой никак не может смириться со своим бедственным положением, Бубнов говорит о нем:«и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё».
Бубнов – картузник. Человек, скептически относящийся к жизни: он понимает, что ничего в жизни ночлежников не изменится.
Клещ - слесарь. Он практически не участвует в диалоге героев, герой всегда занят работой. Его жена, Анна, умирает, и читатель может только подивиться циничности Клеща: он ждет смерти жены, которая доставляет ему слишком много хлопот.
Настасья - падшая девушка, мечтающая о настоящем чувстве. Вымышленная любовь героини помогает ей выживать в нелегких условиях.
Квашня- торговка пельменями. Она - «мать семейства». Тяжелые условия жизни сделали ее сильной женщиной, но не лишили человечности.
Анна- жена Клеща, находится при смерти. Ее можно назвать образцом терпимости: Анна безропотно переносит оскорбления и побои от мужа.
Наталья- сестра Василисы. В доме у сестры она терпит унижения. По натуре Наталья добрый человек, способный на сострадание.
Василиса- жена хозяина ночлежки. Женщина злая и жадная. Готова на все ради денег: она готова переступить через мужа и сестру ради наживы.
Интересно то, что некоторые герои имеют имена (Анна, Настасья, Наталья и др.), у некоторых остались лишь фамилии (Бубнов, Клещ), а у иных - лишь прозвища (Квашня, Актер, Татарин, Барон). Не случайно автор устами Актера изрекает: «Без имени - нет человека…»
Все обитатели ночлежки связаны одним - у них нет будущего, им не к чему стремиться.
По своему жанрово-видовому своеобразию пьеса М. Горького «На дне» - социально- философская драма.
Произведение состоит из четырех действий. Сюжет произведения многолинейный - здесь имеет место быть любовный и социальный конфликты. Социальный конфликт делится на частный (драма каждого героя пьесы) и общий (конфликт между властью и нищими).
Любовный конфликт становится гранью социального. Он показывает, что невыносимые условия жизни калечат человека, даже любовь не в состоянии спасти его, а лишь ведет к трагедии, убийству, тюрьме.
Пьесу можно условно разделить на две части: первая часть повествует о жизни обитателей ночлежки, вторая, философская, – о противостоянии двух «правд» - Луки и Сатина.
Лука вселяет в ночлежников надежду. В каждом из героев старец видит человека, к каждому находит подход. Лука бескорыстно пытается помочь людям, пробудить в них лучшие стороны человеческой натуры. Он показывает реальные пути достижения другой, лучшей жизни. Старец утешает умирающую Анну, Ваське он рассказывает о том, что можно уехать в Сибирь и начать там новую счастливую жизнь, Актеру - о замечательной клинике, в которой излечивают алкоголиков. Но «правда-мечта» не имеет действенного эффекта.
Автор имеет
двоякое отношение к
У Сатина своя правда,
но она не противостоит утешительной
лжи Луки, напротив проповедь Луки
дала импульс для выражения
хозяев...», герой
не отрицает необходимости лжи для
людей «слабых душою». Заключительный
монолог Сатина пронизан гуманистическим
пафосом. Правда Сатина- в человеке. Жизненная
позиция Горького звучит в словах героя:
человек должен сам строить свою судьбу.
Я считаю, что существует еще одна точка зрения на «правду»- это отношение Бубнова. Он считает, что бороться с обстоятельствами бесполезно – нужно принять правду как есть, не приукрашая ее. Его «правда» противопоставляется утешительной лжи Луки. Но это не значит, что он поддерживает гуманистические идеи Сатина в его монологе о Человеке. Бубнов ясно осознает, что обитателям ночлежки не выбраться из омута бедности, они бессильны перед обстоятельствами.
«Правда-мечта»
и «правда-истина» враждебны
Произведение написано темными красками, что не удивительно- яркие цвета не смогли бы изобразить ту безнадежную ситуацию, в которой оказались жители ночлежки.