Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:14, реферат
В литературе о «Грозе» сложились три толкования образа К. Первое, «добролюбовское», рассматривает К. как вольнолюбивую натуру, страдающую под гнетом «темного царства» и ценой жизни бросающую вызов его косности и жестокости. В толковании, предложенном А.А.Григорьевым, «темное царство» рассматривается как категория душевной жизни, подверженной борьбе страстей. Образ К. рассматривается как «органическое» выражение народной души. «Символическая» версия под «темным царством» понимает власть демонических сил, видя в К. вестницу иного, идеального мира, скорбно отрешенную от жизни. При любом истолковании остается несомненной в образе К. ее народность.
КАТЕРИНА — героиня
драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859).
Пьеса Островского имеет все
основания именоваться «русской
трагедией». Конструктивные элементы
жанра трагедии выступают в ней,
преображенные спецификой национальной
жизни. В качестве «рока» выступают «роковая»
страсть героини, ведущая к «погибели»,
образ «грозы», пронизывающий все действие,
прорицания сумасшедшей барыни, в которых
воскресает миф «о трагической вине, заложенной
в красоте» (П.А.Марков). Обитатели города
Калинова, свидетели и комментаторы важнейших
событий, как бы образуют хор. Протагонисткой
трагедии является К. В ней более всего
выражено начало драмы с ее предчувствием
беды и неотвратимости возмездия, с ее
сознанием трагической вины («греха»).
В литературе о «Грозе»
сложились три толкования образа
К. Первое, «добролюбовское», рассматривает
К. как вольнолюбивую натуру, страдающую
под гнетом «темного царства» и ценой
жизни бросающую вызов его косности и
жестокости. В толковании, предложенном
А.А.Григорьевым, «темное царство» рассматривается
как категория душевной жизни, подверженной
борьбе страстей. Образ К. рассматривается
как «органическое» выражение народной
души. «Символическая» версия под «темным
царством» понимает власть демонических
сил, видя в К. вестницу иного, идеального
мира, скорбно отрешенную от жизни. При
любом истолковании остается несомненной
в образе К. ее народность.
Тайна К. открылась
в пьесе единственному
К. отнюдь не экзальтированная,
мистически настроенная натура. Она
земная страстная женщина, неожиданно
для себя охваченная чувством любви.
Замужняя женщина, К. полюбила всем своим
существом, и всем своим существом
она сознает греховность своего
чувства. Борьба К. с собой определяет
перипетии пьесы. Она ищет спасения
в молитве и «не отмолится
никак». Она стремится подавить в
себе «незаконную» тягу к Борису, хочет
«мужа любить» — и не может.
Она ищет в муже поддержки —
и не находит. В сцене отъезда Тихона
она пытается «заклясть» судьбу («Умереть
мне без покаяния, если я…»), но Тихон останавливает
ее («Что ты! Какой грех-то! Я и слушать
не хочу!»). Последующий монолог К. раскрывает
ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу
страсти: «Мне хоть умереть, да увидеть
его».
Сцена свидания с
Борисом наполнена атмосферой греховной
и сладкой любви. Здесь во всей
полноте проявляется отважная, решительная
натура К., отбросившей все сомнения
и смело идущей навстречу самому
страшному — небесному
Прилюдное признание
в содеянном — во время грозы, перед фреской
с изображением страшного суда — доказывает
правоту и прямоту слов К. Она призналась,
но, как показывают события пьесы, не покаялась
в содеянном. К. не может осудить свой грех,
не может отречься от своей любви. «Ничего
мне не надо, ничего мне не мило, и свет
Божий не мил»,— говорит она в монологе,
полном предсмертной тоски. Благодатное,
полное счастье переживание красоты Божьего
мира — в начале трагедии и «Свет Божий
не мил» — в финале — такова эволюция
К. в пьесе. Трагическая коллизия между
неодолимыми требованиями жизни, натуры
и максимализмом христианского народного
миропонимания приводит героиню к потере
благодати, к утрате желания жить.
Расставаясь навсегда
с Борисом, она просит его не пропустить
по дороге ни одного нищего, каждому
подать, «чтоб молились за мою грешную
душу». Мысль о смерти овладевает
К. и перебивается другой — мыслью
о неиску-пимости греха самоубийства:
«Молиться не будут? Кто любит, тот будет
молиться…» Смерть К. вызвана категорической
невозможностью примирить «земное» и
«небесное», крушением ее целостного,
глубоко народного, религиозного в основе
миросозерцания.
Первая исполнительница роли К.— Л.П.Никулина-Косицкая (1859). Среди других исполнительниц — Г.Н.Федотова (1863), М.Н.Ермолова (1873), П.А.Стрепетова (1873), Е.Н.Рощина-Инсарова (1916), А.Г Коонен (1924).