Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:33, контрольная работа
Идея - смерть и творчество неразрывно связаны. Автор переживает внутреннюю борьбу, пытаясь понять, что же для него значит его дар – награду, или гибель.
Образный мир этого стихотворения не очень насыщен, т.к. это стихотворение – философское размышление.
Используемые автором образы: катастрофа; голос, зов; душа; жертва; счастье; противопоставляются образы песни и гибели, проклятья и благодати.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
В.Ходасевич «Сквозь дикий грохот катастроф…»
Работу выполнила:
студентка 4 курса З/О
Сквозь дикий грохот катастроф
Твой чистый голос, милый зов
Душа услышала когда-то…
Нет, не понять, не разгадать:
Проклятье или благодать,-
Но петь и гибнуть нам дано,
И песня с гибелью – одно.
Когда и лучшие мгновенья
Мы в жертву звукам отдаем –
Что ж? Погибаем мы от пенья
Или от гибели поем?
А нам простого счастья нет.
Тому, что с песней рождено,
Погибнуть в песне суждено…
1926-1927
1.Идейно-образный уровень.
1.1Лексический комментарий.
Мне кажется, что
для более ясного понимания
этого стихотворения
«Офелия гибла и пела»1 — кто не гибнет, тот не поет. Прямо скажу: я пою и гибну. И ты, и никто уже не вернет меня. Я зову с собой — погибать… [Ходасевич 1997: 441].
Как мы видим, размышление
о судьбе Поэта волновали
1.2.Образы и мотивы
Идея - смерть и творчество неразрывно связаны. Автор переживает внутреннюю борьбу, пытаясь понять, что же для него значит его дар – награду, или гибель.
Образный мир этого стихотворения не очень насыщен, т.к. это стихотворение – философское размышление.
Используемые автором образы: катастрофа; голос, зов; душа; жертва; счастье; противопоставляются образы песни и гибели, проклятья и благодати.
Мотивы – душа слышит сквозь грохот зов, голос(возможно Музы писателя) –
Сквозь дикий грохот катастроф
Твой чистый голос, милый зов
Душа услышала когда-то…
Непонимание лирического субъекта истинной сути его призвания –
Нет, не понять, не разгадать:
Проклятье или благодать,-
Признание лирическим субъектом( в дальнейшем ЛС) данности песни и гибели –
Но петь и гибнуть нам дано,
Отождествление песни и гибели –
И песня с гибелью – одно.
Когда и лучшие мгновенья
Мы в жертву звукам отдаем –
Что ж? Погибаем мы от пенья
Или от гибели поем?
ЛС субъект приходит к выводу, находит компромисс:
А нам простого счастья нет.
Тому, что с песней рождено,
Погибнуть в песне суждено…
1.3.Субъектная организация.
ЛС субъект весьма расплывчат, мы можем сказать о его интеллектуальном уровне – ему присуща рефлексия,что говорит о незаурядном уме,т.к. только высокоорганизованные натуры могут предаваться суждениям о жизни. Мы можем провести некую параллель с самим автором, тем более, как уже упоминалось выше, ему свойственна была медитация о судьбе Поэта, о назначении его таланта.
2-е субъектное лицо представлено обращением героя и местоимением ТЫ :
Твой чистый голос, милый зов
Душа услышала когда-то…
Автор зачастую использует местоимение МЫ, видимо подразумевая Поэтов/Творцов в целом:
…петь и гибнуть нам дано,..
…Мы в жертву звукам отдаем..
… Погибаем мы от пенья…
…А нам простого счастья нет…
1.4 Сюжетное развитие
В данном стихотворении
нет чётко выраженного сюжета,
здесь используется сюжет на
основе последовательности
2.Стилистический уровень
2.1Лексика.
Сущ.
Грохот ← Дикий
Катастрофа
Голос ← Чистый
Зов ← Милый
Душа
Проклятье
Благодать
Песня (3)
Гибель
Одно
Мгновенья ← Лучшие
Жертва
Звук
Пенье
Гибель
Счастье ← Простого ← Рождено
Мы видим повторяющиеся
темы гибели и пенья. В
А нам простого счастья нет.
Тому, что с песней рождено,
Погибнуть в песне суждено…
Песня противопоставляется изначально гибели, но затем это противопоставление трансформируется в некий тандем – показано как одно исходит из другого и наоборот.
2.2Лексические выразительные средства
Душа услышала – метафора
Мы в жертву звукам отдаём – метафора
Погибаем мы от пенья – метафора
От гибели поём – метафора
С песней рождено – метафора
Погибнуть в песне – метафора
2.3 Синтаксис
Стихотворение состоит из трёх строф:1- трёхстишие,2- восьмистишие,3- трёхстишие. Первая и последняя строфа зеркально отражают друг друга и противопоставлены основному корпусу. Первая строфа – монолитное предложение. Всего в тексте 6 предложений, из которых 2 заканчиваются многоточием, два вопросом, и два точкой. И 1 и 3 строфа заканчиваются многоточием для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением автора:
Душа услышала когда-то…
Погибнуть в песне суждено…
Используются риторические вопросы для наглядности глубины переживаний и размышлений, они повышают внимание читателя:
Что ж? Погибаем мы от пенья
Или от гибели поем?
3.Фонический уровень
3.1 Звуковая организация
Вокализм.
1. и – о – а – о и = 4; о = 4; а = 4; ы = 1
2. и – о – и – о
3.а – ы – а – а
4.э – а – а – а и = 6; о = 6; а = 9; э = 7; у = 3
5.а – и – а – а
6.э – и – а – о
7.э – и – у – о
8.а – у – э – э
9.э – у – а – о
10.о – а – ы – э
11.и – и – и – о
12.а – о – а – э и = 1; о = 3; а = 3; э = 3; у = 2
13.у – э – а – о
14.и – э – у - о
Наиболее часто повторяются
звуки «а» и «о», что задаёт
некий чёткий ритм при
Консонантизм.
Наиболее часто повторяющиеся согласные звуки:
«т» - 16; «т’» - 8; «с» - 12; «м» - 11; «д» - 9; «н» - 10; «н’» - 9
На столь многочисленном повторе звука «т» в его мягких и твёрдых вариациях отбивается чёткий ритм стихотворения.
3.2 Стиховая организация
1. U – U – U – U –
2. U – U – U – U –
3. U – U – U – U – U
4. – U U – U – U –
5. U – U – U – U –
6. U – U – U – U –
7. U – U – U – U –
8. U – U – U – U – U
9. U – U – U – U –
10. – U U – U – U – U
11. – U U – U – U –
12. U – U – U – U –
13. U – U – U – U –
14. U – U – U – U –
В стихотворении 3 строфы.
1 и 3 – трёхстишие(терцет),2- восьмистишие,
которое представляет собой твёрдую комбинацию
двух четверостиший их можно условно разделить.2 Стихотворение написано четырёхстопным
акаталетическим ямбом( ямб не может быть
каталетическим), что не совсем привычно,
более традиционным считается пятистопный
ямб, но обратясь к источнику, можно увидеть,что
создавая ямбические стихотворения, В.Ходасевич
отдавал предпочтение именно 4-стопному
ямбу(ист. https://sites.google.com/site/
4.Реальный комментарий
Стихотворения написано в 1926-1927гг. – уже 4 года ,как поэт покинул Россию и год, как он живёт в Париже. В. Ходасевич понимает, что обратно он уже не вернётся. Жизнь в эмиграции сопровождается постоянным безденежьем и изнурительным литературным трудом, сложными отношениями с литераторами-эмигрантами. Это время тяжёлых раздумий, подведения итогов. В 1927 выходит «Собрание стихов» (Париж), включающее последнюю небольшую книгу «Европейская ночь», с поразительным стихотворением «Перед зеркалом» («Я, я, я. Что за дикое слово! / Неужели вон тот — это я?», 1924) – это стихотворения отражает всю грусть и одиночество поэта. В целом же стихи «Европейской ночи» окрашены в мрачные тона. Именно в такое тяжёлое время и рождается тяжёлое раздумие, именуемое «Сквозь дикий грохот катастроф…». Это стихотворение так и не было опубликовано при жизни писателя.
1 Ссылка на одноимённое стихотворение 1846г. А.А.Фета,в котором переплетаются мотивы песни/творчества со смертью
2
Схему именно такой рифмовки восьмистишия
периодически использовал Лермонтов (ист.
http://dic.academic.ru/dic.
Информация о работе Анализ поэтического текста В.Ходасевич «Сквозь дикий грохот катастроф…»