Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:56, реферат
Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.
Тема: « Анализ поэмы «Медный всадник»
Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.
Реализация индивидуального
задания: сообщение «Образ Петра I в поэме
Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и др. В каждом из этих произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности.
В начале 30-х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений.
К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.
То, что осознал
Пушкин как историк, он
Сообщение подготовленного ученика об истории создания Петербурга, истории создания памятника Петру I.
1. Найдите в словаре
определение композиции
а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);
б) развитие действия;
в) кульминация;
г) развязка;
д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.
2. Есть ли в композиции
сюжета произведения
3. Каким изображает Петра автор в первой строфе?
А.С. Пушкин использует
4. С какой целью автор
5. Как автор показывает место,
где вскоре «пышно и горделиво»
6. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.
Вступление написано в
Поясним значение слов «полнощных», «блат», «порфироносная».
6. То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит теперь «Петра творенье»?
Но какой ценой
«вознесся пышно, горделиво»
Работа со словарем. Найдите определение конфликта.
Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
( Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)
В повести рядом
с образом великого
1) Как раскрывается образ
Пушкин противопоставляет
2) Как это противопоставление подчеркивается стилистически?
Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека.
- Внезапно ли оно для Евгения?
Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий.
- А теперь сопоставим
описание разбушевавшейся
- Как природа мстит за вторжение человека в ее среду? Что отмечает Пушкин в ее действиях?
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбегу стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой.
Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бедной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия.
- Какие взаимоотношения человека с природой нормальны?
- В поэме множество
композиционных и смысловых
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений.
…………………………………………
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Евгений, спасающийся от
стихии на мраморном льве, -
трагикомический «двойник»
- Что наводит ужас
на Евгения после гибели
В сознании Евгения этот «строитель чудотворный», Петр, - виновник несчастий простого петербургского люда. Всадник своей простертой рукой как бы благословляет разгоравшуюся стихию, а управлять ею, укротить ее не может. Постепенно у Евгения «прояснились» «страшно мысли», и он «мрачен стал».
Задавшийся перед тем вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь?..» - казалось бы, не предполагает простого, немедленного ответа, и вдруг ответ получен. Конь «опустил копыта», Всадник срывается с пьедестала и начинает погоню за бедным бунтовщиком. Самодержец не может простить угрозы со стороны робкого смятенного «маленького человека». Пусть это только кажется Евгению, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам столицы. Какие-то великие нравственные законы были не учтены и даже попраны преобразователем России. Потому так одинок этот монумент посреди пестрой жизни огромного города.
- Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека?
А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.
- Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»?
(«Петербургская повесть»)
Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы.
- Прочтите определения
повести и поэмы в словаре.
К какому жанру ближе
Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Пушкин называет
произведение повестью, достоверность
событий которой подчеркивает
«Предисловие»: «Происшествие,
Для автора важно
было подчеркнуть, что это не
просто поэма наподобие «Цыган»
Домашнее задание:
2008г.