Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:51, сочинение
Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Пьеса
была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия
на одну из главных тем эпохи просвещения
— как комедия о воспитании.
Но впоследствии замысел писателя изменился.
Комедия «Недоросль» — первая
русская социально-политическая комедия,
и тема воспитания связана в ней
с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического
режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта
пьесы в том, что любовная интрига, связанная
с образом Софьи, оказывается подчиненной
социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных
дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками
(помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» — яркая, исторически точная
картина русской жизни XVIII века. Эта комедия
может считаться одной из первых в русской
литературе картиной социальных типов.
В центре повествования находится дворянство
в тесной связи с крепостным сословием
и верховной властью. Но происходящее
в доме Простаковых — это иллюстрация
более серьезных общественных конфликтов.
Автором проводится параллель между помещицей
Простаковой и высокопоставленными вельможами
(они также, как Простакова, лишены представлений
о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют
перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной
политики Екатерины II. Он выступает как
непосредственный предшественник республиканских
идей Радищева.
По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе
множество комических и фарсовых сцен).
Но смех автора воспринимается как ирония,
направленная против действующего порядка
в обществе и в государстве.
Система художественных образов
Образ
госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении.
Правы или виноваты крестьяне, решение
это зависит только от ее произвола. Она
о себе говорит, что «рук не покладает:
то бранится, то дерется, на том дом и держится».
Называя Простакову «презлой фурией»,
Фонвизин утверждает, что она вовсе не
исключение из общего правила. Она неграмотна,
в ее роду считалось, чуть ли не грехом
и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает
свою власть от крепостных до мужа, Софьи,
Скотинина. Но сама является рабой, лишенной
чувства собственного достоинства, готовой
пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова
— типичная представительница мира беззакония
и произвола. Она — пример того, как деспотизм
уничтожает человека в человеке и разрушает
общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра.
У него «всякая вина виновата», никто не
может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян.
Образ Скотинина — пример того, как «скотская»
и «животная» низменность берут верх.
Он еще более жестокий крепостник, чем
его сестра Простакова, и свиньям в его
деревня живется намного лучше, чем людям.
«Разве дворянин не волен, поколотить
слугу, когда захочет?» — поддерживает
он сестру, когда она обосновывает свои
зверства ссылкой на Указ о вольности
дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть
собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях
с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды
«честного человека» на семейную мораль,
на обязанности дворянина, занятого делами
гражданского правления и военной службой.
Отец Стародума служил при Петре I, воспитал
сына «по-тогдашнему». Образование дал
«по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания
решил посвятить своей племяннице, дочери
умершей сестры. Он зарабатывает деньги
там, где «не променивают их на совесть»
— в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает
ничего сгоряча. Стародум — это «мозг»
пьесы. В монологах Стародума получают
выражение идеи просвещения, которые исповедует
автор.