Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 17:00, реферат
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения начинаются с похожих эпизодов. Первое произошло после ряда неудач русской армии. Само сражение, планировавшееся как задержка французов перед наступлением на основные силы армии.
Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях»
Шенграбенское и Аустерлицкое
сражения начинаются с похожих эпизодов.
Первое произошло после ряда неудач русской
армии. Само сражение, планировавшееся
как задержка французов перед наступлением
на основные силы армии.
Аустерлицкое сражение описывается после
показа части русского войска Кутузову
и австрийскому герцогу. После долгого
перехода войны устали и не могут достойно
отвечать на удары французов. Кроме того,
вся русская армия не знает, за что будет
драться, у неё нет четкой цели. Главное
в войске — качество, а не количество.
Качество у русских, так скажем, неважное
из-за морального состояния. Поэтому выигрыш
в сражении не предвидится, а большие потери
будут обязательно.
Много убитых, раненых, смерть вокруг поначалу
не останавливали Андрея Болконского.
Главное для него — «найти свой Тулон»,
прославиться. По ходу сражений его мечты
плавно снижаются, а в конце Аустерлицкого
вообще разбиваются вдребезги. В этом
и заключается роль двух битв в романе
— уничтожить мечты о славе князя Андрея,
заставить его прозреть.
Поначалу А. Болконский очень счастлив
и с радостью исполняет все свои обязанности.
Когда генерал Мак проигрывает, а три безоружных
гасконца захватывают мост и помогают
опрокинуть русское войско, князь Андрей,
конечно, огорчается. Но огорчение его
скорее официально-патриотическое, чем
настоящее, глубоко переживаемое. Именно
о таком можно забыть через минуту, чтобы
посмеяться над Ипполитом Курагиным.
Первые удары по властолюбивой мечте князя
Андрея были нанесены чуть далее. Настоящий
герой, Тушин, чуть было оказался не у дел.
Из-за маленькой, случайной, недоговорки
штабного офицера. Если бы не защита Болконского,
Тушин, скорее всего, стал бы виноватым.
А ведь во многом благодаря ему русские
не оказались захваченными.
Ещё один удар по мечте — бездействие
Багратиона. Он практически не командовал,
но, тем не менее, бой шел так, как должен.
Князь Андрей был убежден, что личность
может повернуть ход истории своими действиями.
Багратион же меняет историю своим бездействием,
лучше сказать «недействием». Реально
вместо него это делает армия, вся эта
огромная людская масса. Отдельный человек
— ничто.
Во время Аустерлицкого сражения Андрей
Болконский полностью прозревает. Ему
удается совершить небольшой подвиг. Во
время отступления князь хватает знамя
и своим примером побуждает рядом стоящих
броситься в атаку. Интересно, что знамя
он не высоко несет над собой, а волочит
его за древко, кричит «Ребята, вперед!»
«детски пронзительно». Далее его ранили.
«Как бы со всего размаха крепкою палкой
кто-то из ближайших солдат, как ему показалось,
ударил его в голову» Автор специально
принижает князя Андрея — Болконский
делает поступок для себя, забывая о других.
Естественно, это уже не подвиг.
Только с ранением приходит к князю прозрение.
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем
не так, как мы бежали, кричали и дрались;
совсем не так, как с озлобленными и испуганными
лицами тащили друг у друга банник француз
и артиллерист,— совсем не так ползут
облака по этому высокому, бесконечному
небу. Как же я не видал прежде этого высокого
неба? И как я счастлив, что узнал его наконец.
Да! Все пустое, все обман, кроме этого
бесконечного неба. Ничего, ничего нет,
кроме его. Но и того даже нет, ничего нет,
кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…»
И Наполеон, бывший кумир, кажется уже
мелкой мухой. «…В эту минуту Наполеон
казался ему столь маленьким, ничтожным
человеком в сравнении с тем, что происходило
теперь между его душой и этим высоким,
бесконечным небом с бегущим по нему облаками.»
До этого момента Болконский не считал
смерть и боль важными. Теперь он понял,
что жизнь любого человека дороже всяких
Тулонов. Он понял всех тех, кем хотел пожертвовать
ради удовлетворения собственных мелких
нужд.
Очень интересным мне показался пейзаж
при Аустерлицком сражении — туман у военных
и светлое, чистое небо у командующих ими.
У военных нет определенных целей — туман.
Природа полностью отражает их душевную
картину. У командиров же всё ясно: им не
нужно думать — от них теперь ничего не
зависит.
Следующий интересный момент — описание
Тушина. «Сам он представлялся себе огромного
роста, мощным мужчиной, который обеими
руками швыряет французские ядра.» Настоящий
герой.
В итоге двух сражений Андрей Болконский
избавился от наполеонизма и в какой-то
степени понял жизнь. Это не стремление
стать выше других. Это неспешное достижение
к по-настоящему высокой цели.
"Война и мир"
— одна из тех книг, которую
нельзя забыть. "Когда вы стоите
и ждете, что вот-вот лопнет
эта натянутая струна, когда все
ждут неминуемого переворота
— надо как можно теснее
и больше народа взяться рука
с рукой, чтобы противостоять
общей катастрофе", — сказал
Л.Толстой в этом романе.
В самом его названии — вся жизнь человеческая.
А еще "Война и мир" — модель устройства
мира, вселенной, поэтому и появляется
в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ
этого мира — глобус-шар. "Глобус этот
был живой, колеблющийся шар, не имеющий
размеров". Вся поверхность его состояла
из капель, плотно сжатых между собой.
Капли двигались, перемещались, то сливаясь,
то разделяясь. Каждая стремилась разлиться,
захватить наибольшее пространство, но
и другие, сжимаясь, иногда уничтожали
друг друга, иногда сливались воедино.
"Вот жизнь", — сказал старичок учитель,
когда-то учивший Пьера географии. "Как
это все просто и ясно, — подумал Пьер,
— как я не мог знать этого прежде?"
"Как это все просто и ясно", — повторяем
мы, перечитывая полюбившиеся страницы
романа. И эти страницы, как капли на поверхности
глобуса, соединяясь с другими, составляют
часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом,
мы продвигаемся к бесконечному и вечному,
что есть жизнь человека. Но писатель Толстой
не был бы философом Толстым, если бы не
показал нам полярные стороны бытия: жизнь,
в которой пре обладает форма, и жизнь,
вмещающая всю полноту содержания. Именно
с этих толстовских представлений о жизни
и будет рассмотрен эпизод именин в доме
Ростовых.
Курьезный и нелепый случай с медведем
и квартальным вызывет в доме Ростовых
у одних добродушный смех (у графа Ростова),
у других — любопытство (преимущественно
у молодежи), а кто и с материнской ноткой
(Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного
Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош
мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется,
квартального на медведя верхом сажает.
Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну
шел". Ох, побольше бы таких грозных
наставлений Пьеру Безухову, может быть,
и не было бы непростительных ошибок в
его жизни. Интересен и сам образ тетушки
— графини Марьи Дмитриевны. Она всегда
говорила по-русски, не признавая светских
условностей; надо заметить, французская
речь в доме Ростовых звучит гораздо реже,
чем в петербургской гостиной (или почти
не звучит). И то, как почтительно все встали
перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости
перед "никому не нужной тетушкой"
Шерер, а естественное желание выразить
уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих
в согласии с движениями души. А каково
же младшее? Всех представил здесь Толстой:
Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу
Соню, друга Бориса, не обошел вниманием
и будущего мужа Веры — Берга.
Об этой паре хочется сказать отдельно.
"Старшая, Вера, была хороша, была неглупа,
училась прекрасно... голос у нее был приятный..."
Вера слишком умна для этого семейства,
но ум ее обнаруживает свою ущербность,
когда соприкасается с эмоционально-душевной
стихией этого дома. От нее веет холодом
и непомерным высокомерием, недаром она
станет женой Берга — именно ему она под
стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно
и учтиво" размышлял Берг о преимуществе
пехоты против кавалерии, не замечая "ни
насмешки, ни равнодушия" окружающих.
Вполне серьезно, совсем в духе полковника
Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных
за счет убитых на войне. "Ну, батюшка,
вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете
в ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин,
трепля его по плечу".
Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны
салонной противоестественной жизни.
Они не имеют собственной жизненной программы,
довольствуются заимствованной на стороне.
Противоестественно также будет их желание
не иметь детей... В этом их обоюдном согласии
(тогда как для Толстого любовь к детям
есть одно из самых естественных свойств
человека) — какая-то машинная расчетливость,
неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они
по жизни, извращая подлинное человеческое
бытие. Да, прав был старый граф, говоря:
"Что греха таить... Графинюшка мудрила
с Верой..." Вот и намудрила, что младшая
дочь в день своих именин поразительно
честно и открыто заявляет: "Ты этого
никогда не поймешь... потому что ты никогда
никого не любила; у тебя сердца нет".
Этой тринадцатилетней девочке уже дано
понять душевную пустоту старшей сестры.
"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая,
но живая девочка" — такой мы впервые
видим Наташу. И с ее образом входит в роман
тема "живой жизни". Переполненная
оптимизмом, она стремится везде поспеть:
утешить Соню, по-детски наивно объясниться
в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого,
спеть с Николаем романс "Ключ", станцевать
с Пьером. Толстой пишет, что "сущность
ее жизни — любовь". В ней и соединились
самые ценные качества человека: любовь,
поэзия, жизнь.
Конечно, мы не верим ей, когда она "на
полном серьезе" говорит Борису: "Навсегда...
До самой смерти". "И, взяв его под
руку, она со счастливым лицом тихо пошла
с ним рядом в диванную".
"Умна она?" — спросит впоследствии
Пьера княжна Марья. Пьер задумался./Я
думаю, нет," — сказал он, — а впрочем
— да. Она не удостаивает быть умной".
Не удостаивает быть умной? Поразительно!
То есть она изначально отдается бессознательному
следованию жизни, не снисходя до размышлений
о своем месте в ней. Вот Вера и Берг находят
свое место — "жить ради общества".
Все действия Наташи определены требованиями
ее натуры, а не рациональным выбором,
поэтому она не просто участница определенной
частной жизни, ибо не принадлежит одному
семейному кругу, а миру всеобщего движения.
И может быть, именно ее имел в виду Толстой,
говоря об исторических персонажах романа:
"Только одна бессознательная деятельность
приносит плоды, и человек, играющий роль
в историческом событии, никогда не понимает
его значения. Ежели он пытается понять
его, он поражается бесплодностью".
Она и не пытается понять свою роль, тем
самым уже определив ее для себя и для
других. "Весь мир разделен для меня
на две половины: одна — она и там все —
счастье, надежда, свет; другая половина
— все, где ее нет, там все уныние и темнота",
— скажет князь Андрей четыре года спустя.
Но пока она сидит за именинным столом,
смотрит на Бориса по-детски влюбленным
взглядом. "Этот же самый взгляд ее иногда
обращался на Пьера, и ему под взглядом
этой смешной, оживленной девочки хотелось
смеяться, не зная чему".
Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном
движении, и мы видим ее натуральность,
то качество, которое составит неизменное
свойство ее жизни. Между Наташей-девочкой,
с ее импульсивным порывом навстречу всему
живому, между Наташей-девушкой, восхищенной
глубокой красотой лунной ночи в Отрадном,
и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей
пеленку с желтым пятном, нет существенного
различия, ибо все это натурально, не фальшиво.
Радость матери при здоровье ребенка так
же поэтична, как и первый поцелуй, как
и восторг перед необозримостью и неохватностью
жизни.
На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)
«Война и мир»
— это роман-эпопея. Одно из значений
слова эпопея — изображение жизни
народа в национально-исторических
масштабах. Основным событием 1805— 1807 годов
была война, начатая императорами, но
участвовали в ней простые
люди. Эпизод, в котором изображен
подвиг капитана Тушина, имеет важное
значение в романе. В нем находит свое
отражение «мысль народная», возможно,
в наиболее ярком аспекте, а также он чрезвычайно
важен и потому, что все сюжетные линии
героев сходятся в нем. Мы видим князя
Андрея, начинающего понимать, кто есть
истинные герои. Это не Долохов, который
столько рассказывал о своем ранении,
и не Ростов, изображенный в бою испуганным,
а после рассказывающим о своем «подвиге».
Настоящие герои не те, что спешат доложить
начальству о победе, но такие личности,
как Тушин. Даже когда его ругают за оставленные
на поле битвы пушки, он думает о командире
отряда прикрытия, боясь, что того будут
ругать больше. Истинный герой — народ.
Эпизод помещен в середине первого тома,
и многие герои проходят в нем свое боевое
крещение. Читатель, еще мало знающий о
них, открывает для себя довольно интересные
черты персонажей. Впервые выходит на
поле боя князь Андрей, грезящий о своем
«Тулоне», и Николай Ростов, просто юнкер,
и капитан Тушин. Капитан не показан в
отрыве от всех. Наоборот», с самого начала
он в постоянном общении с кем-нибудь:
будь это простой солдат, или князь Багратион.
Князь Андрей все время то слышит, то видит
капитана. Создается впечатление, что
Тушиных много. И действительно, каждый
настоящий воин в душе немного Тушин. С
другой стороны, можно подумать, что он
просто такой деятельный, суетливый.
Капитан сливается со своими солдатами
в одно целое, он не отделяет себя от других.
На его батарее царит атмосфера семейственности:
все солдаты, их командир — братья друг
другу. Но семья — мирное начало, а идет
война. Каждый стоит за всех, и все за одного.
Подобная же ситуация будет на батарее
Раевского во время Бородинского сражения,
только свидетелем будет не Болконский,
а Пьер в своей знаменитой белой шляпе.
Чувствуется «скрытая теплота патриотизма».
До начала сражения Тушин рассуждает о
смерти и единственный признается, что
умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив.
Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что
ему, в душе философу, интересно знать,
что думает представитель народа.
Но вот началось сражение. «Земля как будто
ахнула от страшного удара». После разговора,
услышанного князем Андреем, кажется,
что это «оживление» земли происходит
под влиянием Тушина, более того, сказано
его словами, ведь он даже пушку называл
по имени («Матвеевна»), любя. Сразу же
казавшиеся разрозненными люди сплачиваются,
у всех есть одна общая цель — победить.
У всех лица говорят: «Началось! Вот оно!
Страшно и весело». Так думают и Тушин,
и Болконский, так будет думать и Пьер
в Бородинском сражении, человек невоенный,
но приехавший поддержать армию, чувствующий,
что случится что-то важное (русские будут
драться за свою землю, за Родину). Тушин
и Багратион в чем-то противопоставлены
друг ДРУГУ - Особенно это заметно при
появлении князя Багратиона на месте сражения
тушинской роты: Тушин оживлен, «пищит»
(подчеркивается его в какой-то степени
ненужность: эти великаны, окружающие
его, знают, что и как надо делать), старается
«придать молодцеватость своей фигуре»,
а глаза полководца тусклы, безжизненны.
Также Тушин напоминает Кутузова, когда
«робким и неловким движением... как благословляют
священники» прикладывает «три пальца
к козырьку». Таким образом, Толстой подчеркивает
«невоенность» капитана батареи, его робость,
но здесь есть и христианское начало, когда,
вопреки запрету убивать, берут оружие
и идут защищать свою землю. Возможно,
важно не присутствие Михаила Кутузова
как главнокомандующего в штабе, но присутствие
человека с истинно русской идеологией.
Тушину, так же как и Кутузову, жалко людей,
жалко смотреть на убитых и раненых, он
морщится, видя их. Благодаря ему рота,
да и войско выстояли, хотя по достоинству
оценить его заслуги перед Отечеством
смог только князь Андрей, сказавший: «Успехом
дня мы обязаны более всего действию этой
батареи и геройской стойкости капитана
Тушина с его ротой». Интересно, что первую
часть сражения читатель видит Тушина
глазами князя Андрея, и в его сознании
это «маленький худенький артиллерийский
офицер» с «большими, умными и добрыми
глазами» (создается образ маленького
человека). Есть ощущение, что его героический
дух и незаметная внешность не складываются
в одно целое, несовместимы. С одной стороны,
он робкий и застенчивый, его постоянно
окружают люди выше него ростом, но на
войне в нем просыпается «детская радость»
(он словно играет в какую-то игру, где
французы — «муравьи», а он — герой), и
кажется, что он шире, выше, больше, чем
есть на самом деле. Но в нем нет той кровожадности,
которая будет впоследствии в Тихоне Щербатом.
Оба служат Родине, но Тушин по своей философии
ближе к Каратаеву, хотя тот проповедует
непротивление злу насилием. Капитан не
убивает, а защищает, и в этом основное
различие между ним и Щербатым. В этом
эпизоде Л. Н. Толстой дает не только косвенную
оценку народному движению, но и роли отдельной
личности в истории. Мне кажется, что особенно
ясно его мнение при встрече Багратиона
и Тушина. Самое главное, что сам капитан,
имеющий указание стрелять в одну конкретную
цель, «посоветовался с фельдфебелем»
и решил, что «хорошо было бы зажечь деревню»,
отряд прикрытия тоже уходит вместо того,
чтобы защищать тушинскую роту — все показывает,
что «это невозможно» (так сказал князь
Андрей в разговоре с Пьером накануне
Бородина), что распоряжения и сам командующий
ничто. Народ, только народ с огромным,
присущим только ему чувством патриотизма
спасет Россию.
«Скрытая теплота патриотизма» явно противопоставлена
псевдопатриотизму, царящему в салоне
Анны Павловны Шерер, а также патриотизму
Долохова. Да, он смел и бесстрашен, но
его храбрость проявляется лишь в том,
что он «в упор убил одного француза и
первый взял за воротник сдавшегося француза».
Но после этого он тут же бежит доложить
о своем героизме, показывая рану и говоря:
«Попомните, ваше превосходительство...»
Долохов старается ради себя, пытаясь
вернуть себе офицерский чин.
Истинное чувство патриотизма проявляется
по-разному. Князь Андрей, вообще человек
скрытный, выскажет Пьеру свои чувства
только перед Бородинским сражением, т.
е. намного позже. Багратион скажет: «С
Богом, ребята!» — и сколько любви к сынам
Отечества в этой фразе! Тушин проявляет
свои чувства на поле битвы. Он не хочет
отступать, на его глазах слезы.
(Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые
описаны как люди, и отношение к ним у Тушина
человеческое, оттого, когда солдаты отступают,
они как будто бросают на поле битвы раненных
в бою друзей, что не соответствует солдатской
этике.) Для него нет тактики и всех военных
наук. Он солдат, цель которого не допустить
врага на территорию России, впрочем, и
для Кутузова это самое главное. В конце
романа Толстой напишет: «Представителю
русского народа, после того, как враг
уничтожен, Россия освобождена... делать
больше нечего. Представителю народной
войны ничего не оставалось, кроме смерти».
Так сказано про Кутузова, но эти слова
можно! в полной мере отнести к Тушину.
Ведь в последний раз читатель видит его
в госпитале для больных тифом. Ростов
и Тушин встречаются в последний раз, но
если для раненого Николая Тушин сделал
все, что мог, то Ростов не очень волнуется
за судьбу капитана.
«Война и мир». Анализ эпизода (главы XV – XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи Ростовой
В начале XIX века, в то самое время,
которое описывается в романе
Льва Николаевича Толстого «Война и
мир», Одним из главных событий
в жизни молодой девушки–
Наташа с самого утра волновалась, дожидаясь
бала, в карете представляла, что ждет
ее на балу. Идя по лестнице, «она не могла
принять той манеры, которая бы сделала
ее смешной, и шла, замирая от волнения,
и стараясь только (…) скрыть его».Волнение
помогло Наташе остаться собой, не быть
одной из многих, не подражать великосветским
дамам, которые ничего из себя не представляют
и только и умеют, что держать себя в обществе
и быть украшением салона.
Одна из дам, фрейлина Перонская, рассказывает
Ростовым о людях, пришедших на бал, передавая
последние сплетни. Наташа почти не слушает
Марию Игнатьевну, она тяготится обществом
своей семьи на балу, ей хочется танцевать,
ей обидно, что не она составила первую
пару. Наташа не умеет скрывать своих чувств
(«вдруг осветилась счастливой, благодарной
улыбкой», «испуганная и счастливая девочка»,
«просиявшей из-за готовых слез улыбкой»,
«Наташа покраснела»), чем особенно привлекла
внимание князя Андрея («князь Андрей
(…) любил встречать в свете то, что не
имело на себе общего светского отпечатка»).
Наташа постоянно танцевала, имела успех.
Она не замечала того, что занимало всех
– кто с кем говорил, кто с кем был внимателен
и т.п. Автор показывает Ростову в сравнении
с Элен Безуховой. Наташа, в отличие от
жены Пьера, была некрасивой, но свежей,
юной, неопытной в свете и поэтому прелестной.
На протяжении всего бала Наташа видит
Пьера. Граф Безухов просит Андрея Болконского
пригласить Ростову и тем самым сближает
Андрея и Наташу.
Для того чтобы читатели могли лучше представить
состояние героев, приглашенных на бал,
Толстой дает психологический портрет
Наташи, показывающие смену ее настроения,
портреты Пьера, Андрея и Элен. В портрете
Наташи писатель обращает внимание на
ее худые руки, тоненькую фигурку, а также
на лицо, выражавшее отчаяние, надежду,
счастье, испуг, удивление, смущение. У
Наташи не каменная маска, как у Элен, а
именно живое лицо, на котором отражаются
внутренние переживания, мысли и чувства.
Портрет Пьера очень похож на тот, который
мы видели в начале романа (в салоне Анны
Павловны Шерер). Пьер, несмотря на то,
что уже довольно долгое время вращается
в высших кругах света, все так же неуклюж,
не соблюдает правила светского этикета.
Но лицо Пьера в конце бала «страшное,
несчастное», а не добродушное, как всегда.
Пьер был оскорблен положением, которое
занимала его жена в свет, а потому «угрюм
и рассеян».
Автор сравнивает Наташу сначала с Соней,
потом с Элен, и сравнения в пользу Наташи.
Это говорит как об отношении окружающих
людей к Наташе, так и об отношении Толстого
– Наташа Ростова – одна из его любимых
героинь.
При описании Наташи автор использует
эпитеты: «счастливая девочка», «счастливая
улыбка», метафору: «вино ее прелести»,
подчеркивая настроения Наташи, думая
о людях на балу, представляет себе, что
все они «добрые, милые, прекрасные», наивно
не замечая лжи, разврата, интриг света.
Толстой хотел показать не испорченную
светом девушку, восхищенную первым балом.
Эпизод является одним из ключевых в романе:
на балу Андрей танцевал и разговаривал
с Наташей Ростовой; после бала произошли
изменения во внутреннем мире Андрея,
в понимании им смысла жизни. Бал положил
начало отношениям Наташи и Андрея, стал
одним из важнейших событий в их судьбах.
В романе Л.Н. Толстого
"Война и мир" много ярких
эпизодов, отдельных картин, каждая
из которых много значит сама по
себе. Лунная ночь в Отрадном, первый
бал Наташи, охота… Все эпизоды служат
общей связи романа, представляют обширное
целое, но и каждый в отдельности – завершён
и по-своему интересен.
Почти в начале эпизода, в котором описываются
встречи князя Андрея со старым дубом,
Толстой размышляет о том, что частная
жизнь не зависит от политики. Эта жизнь,
которая названа автором настоящей, посвящена
«интересам здоровья, болезни, труда, отдыха
… интересам мысли». Она насыщена в каждый
момент времени.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях
и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение
под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей
приходит к выводу, что жизнь в её простых
проявлениях, жизнь для себя и для своих
близких – то единственное, что ему остаётся.
Болконскому кажется, что его жизненный
путь определён. Но может ли деятельная,
кипучая натура долго оставаться вне общественных
интересов. И вот уже князь Андрей, «несмотря
на высказанное им Пьеру равнодушие ко
всем внешним событиям мира», начинает
возвращаться к активной жизни.
Толстой не признавал жизни застывшей,
одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как
и в людях, он видел и ценил постоянное
развитие, движение вперёд.
Автор показывает, как медленно возвращается
его герой к жизни, к людям, к новым стремлениям.
Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить
своё нынешнее душевное состояние.
Дуб, который дважды встречает на своём
пути князь Андрей, совершенно по-разному
раскрывает ему "смысл жизни": в одном
случае он кажется Болконскому олицетворением
безнадёжности, в другом - символом радостной
веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется
ему живым существом, "старым, сердитым,
презрительным уродом", который наделён
способностью думать, упорствовать, хмуриться
и презирать весёлую семью "улыбающихся
берёз". Князь Андрей приписывает дубу
свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет
местоимения "мы", "наша": «…
Мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Герой находит в роще то, что созвучно
ему, - нераспустившийся дуб, который "один
не хотел подчиняться обаянию весны и
не хотел видеть ни весны, ни солнца".
Грустные, безнадёжные мысли теснились
в это время в голове князя Андрея: «Да,
он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай
другие, молодые, вновь поддаются на этот
обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Внутреннюю жизнь своих любимых героев
Толстой часто соединяет с жизнью природы.
Такой параллелизм – характерная черта
художественного метода писателя.
Вот и «мысли» дуба соответствуют мыслям
князя Андрея.. Первый раз проезжает он
мимо него разочарованным в своих прежних
идеалах, когда ему кажется, что активная
творческая и личная жизнь уже позади.
Второй раз - после поездки в Отрадное
и встречи с Наташей, когда в судьбе его
намечается перелом и вновь возвращаются
надежды на счастье и стремление к серьёзной
государственной деятельности.
Информация о работе Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях»