Александр Трифонович Твардовский

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:27, реферат

Описание работы

Биография и творчество Александра Трифоновича Твардовского.

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 101.85 Кб (Скачать)

          Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова . 
 
 
 
 

    Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится  свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

       Но мой Шолохов не только автор  произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая “растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь”. Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

    В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов ' приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяжелыми боями отходили русские воины, а потом насмерть стояли под Сталинградом.

    В романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова.

. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться. В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в котором после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там оставаться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?»

Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма...».

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодушный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту историю описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко -- «пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами» -- отразили оптимистическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году.

Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появлению в романе нового героя -- генерала Стрельцова, брата Николая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В течение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен. Он мужественно вытерпел все невзгоды плена.

В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!»

Сильное эмоциональное воздействие производят все батальные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и командиров -- остатки жестоко потрепанного в последних боях полка -- шли сомкнутой колонной», как воины сохранили полковое знамя.

Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшегося лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще услышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег? Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!»

Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который использует каждую возможность оказаться на переднем крае. Лопахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присматривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать -- уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!»

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик.

Стрельцов при отступлении переживает: «...какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но отвечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!»

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с колосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,-- как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пулеметчик, упавший между цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунственно...»

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полководца не получается».

По роману «Они сражались за Родину» С. Бондарчук поставил фильм, одобренный самим Шолоховым.

    В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь -- подвиг. 

    Михаил Александрович Шолохов -- замечательный мастер слова, сумевший создать монументальные полотна народной жизни, проникнуть в душевный мир человека, он ведет серьезный разговор с читателем «без малейшей утайки, без малейшей фальши».

       Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача : поразить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

      Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. С детства узнал, почем "фунт лиха", в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работал плотником слесарем, шофером, создал любимую семью. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина".

      Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

           

    Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и  Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская  политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои  общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое  сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это  накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство  произведений довоенной литературы изображали русский народ  темным и забитым. Всякие проявления живых чувств считались  крамолой.

     Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от  страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство  страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть. Да и  сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и  самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил  чудеса стойкости и героизма.

    Это проявление народного характера было замечено военной  литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И.  Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М.  Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой  и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству  своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и  Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они  кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно,  Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман  не полезет". Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово  выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на  кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они -  представители народа, яркие носители его самобытной  индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа.  Эти черты - общие в Теркине и Соколове.

     Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои  обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В  этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на  войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле".  Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение  Теркина к немцу).

     Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может  иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден,  он "согласен на медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное  нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь  ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та  самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы  стократ искупить его грехи.

Информация о работе Александр Трифонович Твардовский