Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, реферат
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области.
Аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед
ибн Мухаммед ибн
Тархан ибн Узлаг
аль-Фараби ат-Турки
родился в городе
Фарабе на Сыр-Дарье
при впадении в
нее реки Арысь
в 870 г. Он происходит
из семьи знатного
тюркского военачальника,
что явствует из
термина "тархан".
Бассейн
Сыр-Дарьи сыграл
в истории своего
региона такую
же роль как Нил
для Египта, Тигр
и Ефрат для
Месопотамии. Позже
Фараб стал именоваться
Отраром, развалины
которого находятся
на территории Отрарского
района Южно-Казахстанской
области. Об Отраре имеются
сведения в китайских
источниках и у
Птолемея. В IX-X вв., по
описанию современников,
это был крупный
центр, важнейший
пограничный и
узловой пункт
караванных дорог
мировой торговли
того времени, в котором
связывались кочевая
степь и оседлое
население. Широко известен
факт разрушения монголами
города в 1218 г., вошедший
в историю как "Отрарская
катастрофа". Здесь
же в феврале 1405 г.
умер Тимур. Но на карте
культурного развития
Отрар отмечен
как родина целой
плеяды выдающихся ученых,
поэтов, мыслителей,
среди которых
по праву выделяется
Абу Наср аль-Фараби
как величина мирового
масштаба.
Крупнейшие
историки культуры и
науки отмечали величие
и уникальность фигуры
Фараби. Астрономия,
логика, теория музыки
и математика, социология
и этика, медицина
и психология, философия
и право - таков
перечень его интересов.
Видимо, еще в молодые
годы Фараби покинул
родной город и
практически побывал
во всех городах, связанных
с исламом и
арабским халифатом,
в Бухаре, Мерве, Хорране,
Александрии, Каире,
Дамаске, Багдаде. Многие
годы жизни он провел
в Багдаде, явившимся
политическим и культурным
центром арабского
халифата. Здесь он
основательно пополняет
свои знания, изучая
труды деятелей "Бейт
аль-хикма", переводчиков
греческих авторов,
входит в контакт
с видными учеными
и по истечении
определенного времени
занимает первенствующее
место среди них
благодаря нравственной
высоте и силе мысли.
Именно здесь ему
был присвоен титул "Муаллим
ассана" - Второй учитель.
Звание "второго"
подразумевало наличие "первого",
под которым имелся
в виду Аристотель.
И
действительно, их многое
сближает: широта и
разносторонность научных
интересов, стремление
философски понять бытие
и место человека
в нем, близость к
“общепринятому мнению”,
к практической житейской
мудрости народа. Фараби
внес самостоятельный
вклад в науку
логики, которую впервые
разработал великий
греческий предшественник.
Необычность и
смелость его философских
воззрений входила
в определенное противоречие
с общественным мнением,
неспособным к
полному восприятию
греческой философии
и науки. А прямые
нападки на некоторые
предрассудки эпохи
заставили многих
людей подозревать
его в ереси
и отходе от религии.
На самом деле он
проявлял исключительную
независимость в
своем мышлении и
последовательно
отстаивал свои убеждений.
Зависть
и неприязнь заставили
его покинуть Багдад.
Последние годы своей
жизни он провел в
Алеппо и Дамаске,
пользуясь покровительством
Сайф ад-Давля Хамдани,
но предпочитал жить
вдали от дворцовой
суеты, довольствуясь
скромным жалованием
в четыре дирхема.
В Дамаске в
возрасте 80 лет он
умер и был похоронен
за так называемыми
Малыми воротами.
Фараби
был поистине человеком
мирового уровня, он
сблизил и синтезировал
в своем творчестве
ценнейшие достижения
арабской, персидской,
греческой, индийской
и своей собственной,
тюркской культуры.
Отзвуки последней
особенно явственно
просматриваются
в его знаменитой
“Китаб аль-музык
аль-кабир” (“Большой
книге музыки”). Но
он был не просто
ученым-гуманитарием,
сблизившим различные
культурные традиции,
в нем жил гений
реформатора науки,
стремившегося
Требования,
предъявляемые Фараби
к тому, кто желает
постичь мудрость,
столь же высокого
порядка. “Тому, кто
стремится к истокам
науки мудрости, необходимо (с
малых ногтей) быть
доброго нрава, воспитанным
наилучшим образом,
изучить Коран
и науки Закона
в первую очередь.
Быть благоразумным,
целомудренным, совестливым,
правдивым, отталкивающим
порок, разврат, измену,
ложь, уловки. Быть свободным
умом от интересов
пропитания, приближаясь
к выполнению законных
назначений, не нарушая
опоры законных основ
и не нарушая ни
одного из правил сунны
и шариата. Стремиться
к возвышению в
науке и (среди) ученых,
не избирая науку
ради нескольких достижений
и приобретений, (не
избирая ее) средством
приобретении материальных
благ”.
Тот,
кто преследует иные
цели, превращая стремление
к знанию как таковому
сделать подчиненным
по отношению к
честолюбию, славе
и материальным благам,
изменяет самой сути
философии. Именно это,
т. е. предательство
разума и творческих
способностей человека -
наихудший порок,
поскольку, как считает
Фараби, растлевается
ни душа отдельного
человека, спекулирующего
духом и продающего
его, а всего общества -
сверху донизу. Исторический
опыт тоталитаризма
доказал глубокую
правоту этих размышлений
Учителя. Серость
и посредственность XX
в. утвердила себя
в качестве власти
только за счет физического
уничтожения самостоятельно
мыслящих личностей.
Для продления и узаконения
своей власти она нуждается
в угодливой продажной
интеллигенции. Действительно,
ведь у нас каждые 10
лет скашивали под корень
творчески и критически
мыслящую интеллигенцию.
Так и сформировалась
угодливо мыслящая прослойка,
по-прежнему именуемая
интеллигенцией, но
лишенная всякого чувства
собственного достоинства,
которая своей трепотней
и анафемой по поводу
того, чему она поклонялась
только вчера, вызывает
омерзительное ощущение.
“Город” станет тогда
добродетельным, утверждал
Фараби более тысячи
лет тому назад, когда
в нем почетное место
займут науки и искусства,
когда мыслящие люди
не только сохранят
свою честь и достоинство,
но своим примером и
воздействием на души
сограждан, как правителей,
так и подданных, сделают
всеобщей нормой стремление
к совершенству.
Отдавая
среди знаний приоритет
политической философии
и этике, поскольку
благодаря им возможно
достижение подлинного
счастья, отграничение
последнего от мнимого,
ложного счастья,
Фараби противопоставляет
добродетельный город
невежественному
и заблудшему городу,
подлинно добродетельного
человека тому, кто
живет низкими
ценностями и прозябает
в лжи, клевете
и высокомерии. Его
рассуждения о
пути к счастью
и достойной человека
жизни, о природе
человека, об интеллектуальном
и этическом совершенстве,
об идеале правителя,
развиваемые в "Афоризмах
государственного деятеля", "Гражданской
политике", в сочинении "О
достижении счастья"
еще требуют более
глубокого изучения.
Свобода духа в
утверждении непреходящих
человеческих ценностей,
пронизывающая творчество
Фараби, чрезвычайно
поучительна и
актуальна. Счастье
это - абсолютное благо.
Имеется, говорит
Фараби, множество
вещей, о которых
человек полагает,
что они-то и являются
основой и целью
жизни. Чаще всего
это приятное, полезное,
деньги, слава и
тому подобное. Но осознать,
что такое счастье,
сделать его целью
и неуклонно идти
к нему невозможно
без совершенствования
разумной теоретической
части души. Способные
к этому - мудрецы.
Большинство же людей
поддается в представлении
счастья образам
воображения. Религии
это как раз
и есть различные
способы представления
счастья в образах
воображения, хотя все
народы и все люди
верят в одно и
то же счастье.
Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.