ДОКЛАД
ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ
на
заседании кафедры
ТЕМА
САМООБРАЗОВАНИЯ:
Активизация
познавательной деятельности
на уроках русского
языка и литературы
Касымханова
Карлыгаш Жумагазиевна,
учитель
русского языка и
литературы
Успех и
решение учебных и воспитательных
задач на уроках русского языка и
литературы в значительной мере определяется
интересом к предмету. Интересная
работа облегчает её выполнение, учит
лучше работать, лучше воспитывает
сознательное отношение к труду.
Если учащиеся любят русский язык
и литературу, то учебный процесс
идёт легко, знания, умения и навыки
учеников отличаются прочностью и глубиной.
В такой обстановке более полно
и многогранно проявляются воспитательные
функции уроков. Мы живём в современном
веке научно-технического прогресса. Перед
школой поставлена важная задача- обучить
компетентного человека, который
смог бы интересно мыслить, находить
ответы на трудные жизненные вопросы,
ведь мир бесконечно меняется.
Особая
роль в обучении подрастающего
поколения отводится учителю,
который
становится для детей образцом
примера и подражания. Нынешние
ученики в корне отличаются
от прошлого поколения, теперь
дети видят в учителе большого
помощника в поисках знаний.
Новые
технологии Критического мышления
позволили по-новому взглянуть
на процесс обучения и воспитания
детей. В современных условиях,
когда объём необходимых для
человека знаний резко и быстро
возрастает, уже недостаточно усвоение
определённой суммы знаний. А
ведь только знания, добытые собственными
усилиями мысли, сознательно усваиваются
и осмысленнее применяются на практике.
В процессе изучения русского языка
ученики
должны не только овладеть
определённым кругом знаний и
навыков
в области
языка, но и приобрести умения
самостоятельно добывать любые
знания, находить ответы на вопросы,
выдвигаемые жизнью.
«Ученье
есть труд и должен быть
трудом, полным мысли»,-писал К.Г.Ушинский.
Такая активная мыслительная
деятельность в процессе приобретения
обучающимися знаний и навыков
по русскому языку возможна
лишь при условии самостоятельности
учащихся в работе.
Психологами
установлено, что упражнения или
задания, выполняемые без чьей-либо
поддержки, совершенствуют и укрепляют
волевую сферу ребёнка, тренируют
обучающегося в принятии решений,
формируют умение защищать свои
решения и мнения, воспитывают
внимание, целеустремлённость и
стремление довести дело до
конца.
В связи
с этим, самостоятельная работа
обучающихся на уроках русского
языка
и литературы может стать при
умелой её организации прекрасным
средством воспитания у учащихся
самостоятельного мышления, готовности
к принятию решений, активной
жизненной позиции.
Одна
из основных причин того, что
учащиеся средней школы иногда
теряют интерес к предмету
заключаются в том, что учителя
не всегда ярко и убедительно
показывают им богатство языка,
его способность выражать самые
различные чувства, все «тоны
и оттенки, все переходы звуков
от самых твёрдых до самых
нежных и мягких», не всегда
и не всё делают для того,
чтобы ученики дивились «драгоценности
русского языка».
На протяжении
многих лет работы в школе
я наблюдала, что занятия языком
не всегда вызывают интерес.
Некоторые считают его скучным
предметом. Нежелание заниматься
порождает неграмотность. Я задумывалась
над тем, как пробудить у
детей интерес к знаниям, как
повысить грамотность письма.
Прочитала
много литературы, проанализировала
свои уроки и пришла к выводу,
что это можно сделать через
организцию самостоятельной работы
и развитие познавательной активности
учащихся. Данную задачу решает
проблемное обучение.
Проблемное
обучение-это такая организация
педагогического процесса, когда
ученик систематически включается
учителем в поиск решения новых
для него проблем.
В психолого-педагогической
литературе проблемное обучение
рассматривают как форму активного
обучения, которая базируется на
психологических закономерностях;
как обучение, в котором учащиеся
систематически включаются в
процессе решения проблем, проблемных
задач, построенных на содержании
программного материала; как тип
развивающегося обучения, в котором
сочетаются систематическая самостоятельная
поисковая деятельность учащихся
с усвоением ими готовых знаний.
Педагог
перестаёт быть источником знаний,
а становится помощником или
руководителем в поиске этих
знаний- в зависимости от конкретного
метода обучения и уровня проблемной
ситуации для учащихся.
В современной
школе большое внимание уделяется
оптимальному сочетанию различных
методов, приёмов и средств
обучения, что позволяет более
эффективно решать учебно–воспитательные
задачи. Важным условием активизации
познавательной деятельности школьников,
особенно в младшем и среднем
звене ,развития их самостоятельности,
мышления является игра.
Игровые
технологии позволяют создать
благоприятные условия для получения
знаний по русскому языку, обеспечив
при этом лёгкость усвоения
материала, способ познания мира,
формирующий высокоразвитую личность.
Игра
позволяет легко и непринуждённо
усвоить навыки владения языковым
материалом и как деятельность
способствует осмысленному применению
полученных знаний и умений
в собственной речевой практике.
Игра на уроке помогает прививать
детям любовь и интерес к
русскому языку. Целесообразно
использовать дидактические игры
на уроках русского языка, которые
способствуют не только активизации
мыслительной деятельности, но и
повышению качества знаний.
Естественно,
это не все пути, которые дают
возможность систематически повышать
и поддерживать интерес учащихся
к урокам русского языка, творческую
активность учеников и прочность
их знаний. Эта задача всегда
успешно решается, если язык на
уроках «живой как жизнь».