А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:23, автореферат

Описание работы

Цель: Установить какие художественные поиски вёл А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе.

Задачи:

- рассмотреть цикл «Крохотки», состоящий из 17 миниатюр(50-60 г.г.);

- проследить, как проявился художественный почерк писателя в цикле

«Крохотки», сочетающего исповедь и проповедь, документальное

начало, публицистику и импрессионистические зарисовки;

- выявить жанровое и стилистическое своеобразие лирических миниатюр

А. И. Солженицына.

Работа содержит 1 файл

Автореферат.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

АВТОРЕФЕРАТ

Лексика (от греческого lexikos – словесный, словарный) – это совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. Так же  называют словарь( совокупность слов) писателя, отдельного человека («лексика Есенина», «особенности лексики Солженицына»). Богатейший словарный запас современного русского языка может быть рассмотрен, изучен с различных точек зрения. Этим занимается лексикология, один из важнейших разделов языкознания.

Большое внимание уделено вопросам, связанным  с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семантика (от греческого semasie – обозначение), или семасиология.

Этимология  как раздел лексикологии изучает  словарный состав с исторической точки зрения, со стороны его происхождения  и формирования. Отделив исконно русскую лексику от заимствованной, т. е. пришедшей из других языков, мы установим, в частности, что значительная часть пришедших слов имеет заметную книжную окраску.

Лексикология  уделяет внимание и устаревшим словам. Устаревшая лексика играет определенную роль в современных текстах.

Одна  из главных задач лексикологии –  изучение стилистической неоднородности словарного состава русского языка.

Русская лексика неоднородна с точки  зрения сферы употребления входящих в нее слов. Анализ типов общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. В курс лексикологии включается обычно и фразеология, т.е. наука об устойчивых сочетаниях слов (например: спустя рукава), об их использовании в речи, об их выразительных возможностях.   

Таковы  основные разделы науки о лексике, основные аспекты изучения словарного состава русского языка.

Стилистика  – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка  и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это совокупность языковых особенностей – лексических, грамматических, фонетических, придающих речи определенную окрашенность, делающих ее разговорной, научной, деловой и т.д.

Русский литературный язык делится на ряд  стилей в зависимости от того, где  и для чего он используется.

Со стилистической точки зрения всю общенародную русскую  лексику (кроме слов диалектных, узкоспециальных) можно разбить на три большие  группы:

  1. Лексика нейтральная
  2. Лексика устной речи
  3. Лексика письменной речи                                                                                                  

 Стилистика  также изучает нормы словоупотребления,  сочетаемости слов, экспрессивные  возможности лексических, фразеологических  и грамматических единиц языка

Языковые  средства, используемые при создании того или иного стиля, делятся на две стилистические группы: на средства, употребляемые в узких сферах применения языка, и на средства, отражающие отношение к самим словам.

К стилистическим средствам, которые употребляются  в узких сферах применения языка, относятся: историзмы, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы. Их стилистическая роль заключается в придании речи местного или профессионально-производственного колорита.

К стилистическим средствам, выражающим отношение к  словам, относятся: эмоционально окрашенные и стилистические окрашенные выражения. Эмоционально окрашенные слова выражают отношение к предметам: уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное, бранное и др., например: кляча, неказистый. Стилистически окрашенные слова выражают отношение к слову :разговорное,  просторечное, народно-поэтическое, грубо-просторечное, высокое, сниженное.

Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают нейтральными, торжественными, сниженными. Нейтральные языковые средства используются во всех стилях. Стиль создается сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определенный набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.

В «Крохотках»  используется  в большей степени  лексика устной речи.

К лексики  устной речи относятся слова, характерные  для устных разновидностей языка, прежде всего для непринужденного разговора. Разговорная лексика не выходит  за пределы лексики литературного языка. Явно выраженную лексику устной речи мы можем проследить в таких «Крохотках», как «Вязовое бревно», «Костер и муравьи».

Лексика письменной речи явно выражена в таких  «Крохотках» как «Бодался теленок  с дубом», «Утенок», «Старое ведро»

Стиль художественной литературы занимает особое место в  «Крохотках». В художественном произведении слово несет не только определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов, это заметно В миниатюре «Колхозный рюкзак».    

  
 

     Есть  такие писатели, о которых можно  сказать: явление. Солженицын относится  к их числу. Проза А.И.Солженицына  разнообразна. Необычен художественный почерк писателя, он проявился в «Крохотках», где писатель своеобразно сочетает публицистику, импрессионистические зарисовки, документальное начало, исповедь и проповедь. Этот полистилизм, сложный и богатый, силой разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, жаргонных слов и пословиц, нашёл яркое выражение в позднейшей прозе («Один день Ивана Денисовича», «Бодался телёнок с дубом», «Архипелаг ГУЛаг») и в значительной степени окрасил повествование других произведений.

Солженицын  фактически возродил жанр лирической миниатюры. За ним последовали другие писатели, обратившиеся к малым лирическим формам в 60-е и 70-е годы. Возрождая идеал противопоставления городской цивилизации естественной спонтанной жизни природы, Солженицын закладывал фундамент неославянского течения русской литературы, в которое позже включились многие другие представители так называемой «деревенской прозы».

     Объектом  исследования  является творчество А.И. Солженицына в жанре лирической миниатюры.

       Предметом исследования – лирико-философские миниатюры « Крохотки».

     Цель: Установить какие художественные поиски вёл А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе.

     Задачи:

     - рассмотреть цикл «Крохотки», состоящий  из 17 миниатюр(50-60 г.г.);

     - проследить, как проявился художественный  почерк писателя в цикле 

     «Крохотки», сочетающего исповедь и проповедь, документальное

       начало, публицистику и импрессионистические  зарисовки;

     - выявить жанровое и стилистическое своеобразие лирических миниатюр 

     А. И. Солженицына.

     Гипотеза  исследования: лирико-философские миниатюры «Крохотки» заслуживают особого исследования, так как они могли оказаться значительным событием не только творческой биографии самого автора, но и значимой вехой историко-литературного процесса 50-х-начала 60-х годов.

     Основным  методом исследования является изучение специальной литературы по проблеме.

Цикл  солженицынских «Крохоток» состоит  из семнадцати миниатюр, различных  по своему объёму, тематике и жанрово- стилистическим признакам. Попытки  напечатать их на родине в 60-х годах  оказались тщетны. Ходили в «самиздате». Первая публикация- журнал «Грани» (Франкфурт, 1964 №56).

 Необходимо отметить жанровое своеобразие лирических миниатюр Солженицына. К миниатюрам, построенным в форме философских этюдов, относится: «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак»

Описательный  материал в них максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления  автора- повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию иной метафорический смысл.

К миниатюрам, написанным в аллегорической форме, относятся «Вязовое бревно» и «Костёр и муравьи». Солженицын вызывает здесь к патриотическим чувствам сограждан-современников и опосредованным путём напоминает им, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

Группа  «Крохоток»- «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок», «Приступаю ко дню» - представляет что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа.

Они отличаются чётко выдержанной трёхчленной  структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионическое описание фона, ситуации, в которой находился повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающего эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.

Особую  группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые можно определить как  путевые очерки.

К ним  относятся: «Озеро Сегден», «Горд на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина». Каждая из этих миниатюр содержит характерное для путевого очерка документальное начало, которое составляют названия реально существующих местностей. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер.

Очень заметно выделяются жанровыми и  стилистическими особенностями  миниатюры «Мы – то не умрём» и «Путешествуя вдоль Оки». В миниатюрах, написанных в форме Фельетона, Солженицын проявляет себя  как искусный полемист. Он умело подбирает факты, свободно вплетая в повествование фрагменты объявлений и лозунгов, контрастно сопоставляя прошлое и настоящее. При этом писатель неустанно оспаривает чуждые ему мнения, вводя в текст обрывки высказываний оппонента.

      . В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах появился художественный почерк писателя. В «Крохотках» можно проследить, как проявляется художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.

Автор отчаянно ищет общественную позицию, перебирая  и стили и жанры.

Судьба  Солженицына как жгучая импровизация неожиданности, как поединок с антисудьбой  – это захватывающее зрелище  и доныне писатель рождает больше вопросов, нежели ответов. Искать его  в нынешнем творчестве лекарство  от безнадёжности, выход из тупиковости очень трудно. Правота и неправота смешаны  в Солженицыне. Но отрадно, что звучат его вопросы, его тревоги, даже тогда, когда мы ждём от него итога. Он ставит нас лицом к лицу с очередной проблемой, заставляет искать просвета среди обвалов.  

                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  общего и профессионального образования

Свердловской  области

Департамента  муниципального образования «город Нижний Тагил»

  Образовательное учреждение МОУ СОШ № 75/42

Направление:  литература

Образовательная область социокультурное

 
 
 

Лексико-стилистические особенности лирико-философских миниатюр «Крохотки» А.И. Солженицына периода 1958 – 1960 годов 
 
 

  Исполнитель: учащаяся 11- П класса

Голубчикова Ольга  Сергеевна

Научный руководитель:

Григорьева  Валентина Сергеевна

Место работы, должность

МОУ СОШ №75/42, учитель литературы, I категории.

 
 
 
 
 
 
 

Тагил

Информация о работе А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе