Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:23, автореферат
Цель: Установить какие художественные поиски вёл А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе.
Задачи:
- рассмотреть цикл «Крохотки», состоящий из 17 миниатюр(50-60 г.г.);
- проследить, как проявился художественный почерк писателя в цикле
«Крохотки», сочетающего исповедь и проповедь, документальное
начало, публицистику и импрессионистические зарисовки;
- выявить жанровое и стилистическое своеобразие лирических миниатюр
А. И. Солженицына.
АВТОРЕФЕРАТ
Лексика (от греческого lexikos – словесный, словарный) – это совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. Так же называют словарь( совокупность слов) писателя, отдельного человека («лексика Есенина», «особенности лексики Солженицына»). Богатейший словарный запас современного русского языка может быть рассмотрен, изучен с различных точек зрения. Этим занимается лексикология, один из важнейших разделов языкознания.
Большое внимание уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семантика (от греческого semasie – обозначение), или семасиология.
Этимология как раздел лексикологии изучает словарный состав с исторической точки зрения, со стороны его происхождения и формирования. Отделив исконно русскую лексику от заимствованной, т. е. пришедшей из других языков, мы установим, в частности, что значительная часть пришедших слов имеет заметную книжную окраску.
Лексикология уделяет внимание и устаревшим словам. Устаревшая лексика играет определенную роль в современных текстах.
Одна из главных задач лексикологии – изучение стилистической неоднородности словарного состава русского языка.
Русская лексика неоднородна с точки зрения сферы употребления входящих в нее слов. Анализ типов общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. В курс лексикологии включается обычно и фразеология, т.е. наука об устойчивых сочетаниях слов (например: спустя рукава), об их использовании в речи, об их выразительных возможностях.
Таковы основные разделы науки о лексике, основные аспекты изучения словарного состава русского языка.
Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это совокупность языковых особенностей – лексических, грамматических, фонетических, придающих речи определенную окрашенность, делающих ее разговорной, научной, деловой и т.д.
Русский литературный язык делится на ряд стилей в зависимости от того, где и для чего он используется.
Со стилистической точки зрения всю общенародную русскую лексику (кроме слов диалектных, узкоспециальных) можно разбить на три большие группы:
Стилистика
также изучает нормы
Языковые средства, используемые при создании того или иного стиля, делятся на две стилистические группы: на средства, употребляемые в узких сферах применения языка, и на средства, отражающие отношение к самим словам.
К стилистическим
средствам, которые употребляются
в узких сферах применения языка,
относятся: историзмы, диалектизмы, просторечия,
жаргонизмы. Их стилистическая роль заключается
в придании речи местного или профессионально-
К стилистическим средствам, выражающим отношение к словам, относятся: эмоционально окрашенные и стилистические окрашенные выражения. Эмоционально окрашенные слова выражают отношение к предметам: уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное, бранное и др., например: кляча, неказистый. Стилистически окрашенные слова выражают отношение к слову :разговорное, просторечное, народно-поэтическое, грубо-просторечное, высокое, сниженное.
Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают нейтральными, торжественными, сниженными. Нейтральные языковые средства используются во всех стилях. Стиль создается сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определенный набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.
В «Крохотках» используется в большей степени лексика устной речи.
К лексики
устной речи относятся слова, характерные
для устных разновидностей языка, прежде
всего для непринужденного
Лексика письменной речи явно выражена в таких «Крохотках» как «Бодался теленок с дубом», «Утенок», «Старое ведро»
Стиль художественной литературы занимает особое место в «Крохотках». В художественном произведении слово несет не только определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов, это заметно В миниатюре «Колхозный рюкзак».
Есть такие писатели, о которых можно сказать: явление. Солженицын относится к их числу. Проза А.И.Солженицына разнообразна. Необычен художественный почерк писателя, он проявился в «Крохотках», где писатель своеобразно сочетает публицистику, импрессионистические зарисовки, документальное начало, исповедь и проповедь. Этот полистилизм, сложный и богатый, силой разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, жаргонных слов и пословиц, нашёл яркое выражение в позднейшей прозе («Один день Ивана Денисовича», «Бодался телёнок с дубом», «Архипелаг ГУЛаг») и в значительной степени окрасил повествование других произведений.
Солженицын фактически возродил жанр лирической миниатюры. За ним последовали другие писатели, обратившиеся к малым лирическим формам в 60-е и 70-е годы. Возрождая идеал противопоставления городской цивилизации естественной спонтанной жизни природы, Солженицын закладывал фундамент неославянского течения русской литературы, в которое позже включились многие другие представители так называемой «деревенской прозы».
Объектом исследования является творчество А.И. Солженицына в жанре лирической миниатюры.
Предметом исследования – лирико-философские миниатюры « Крохотки».
Цель: Установить какие художественные поиски вёл А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе.
Задачи:
- рассмотреть цикл «Крохотки», состоящий из 17 миниатюр(50-60 г.г.);
- проследить, как проявился художественный почерк писателя в цикле
«Крохотки», сочетающего исповедь и проповедь, документальное
начало, публицистику и
- выявить жанровое и стилистическое своеобразие лирических миниатюр
А. И. Солженицына.
Гипотеза исследования: лирико-философские миниатюры «Крохотки» заслуживают особого исследования, так как они могли оказаться значительным событием не только творческой биографии самого автора, но и значимой вехой историко-литературного процесса 50-х-начала 60-х годов.
Основным методом исследования является изучение специальной литературы по проблеме.
Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово- стилистическим признакам. Попытки напечатать их на родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в «самиздате». Первая публикация- журнал «Грани» (Франкфурт, 1964 №56).
Необходимо отметить жанровое своеобразие лирических миниатюр Солженицына. К миниатюрам, построенным в форме философских этюдов, относится: «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак»
Описательный материал в них максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора- повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию иной метафорический смысл.
К миниатюрам, написанным в аллегорической форме, относятся «Вязовое бревно» и «Костёр и муравьи». Солженицын вызывает здесь к патриотическим чувствам сограждан-современников и опосредованным путём напоминает им, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.
Группа «Крохоток»- «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок», «Приступаю ко дню» - представляет что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа.
Они отличаются чётко выдержанной трёхчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионическое описание фона, ситуации, в которой находился повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающего эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.
Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые можно определить как путевые очерки.
К ним относятся: «Озеро Сегден», «Горд на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина». Каждая из этих миниатюр содержит характерное для путевого очерка документальное начало, которое составляют названия реально существующих местностей. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер.
Очень заметно выделяются жанровыми и стилистическими особенностями миниатюры «Мы – то не умрём» и «Путешествуя вдоль Оки». В миниатюрах, написанных в форме Фельетона, Солженицын проявляет себя как искусный полемист. Он умело подбирает факты, свободно вплетая в повествование фрагменты объявлений и лозунгов, контрастно сопоставляя прошлое и настоящее. При этом писатель неустанно оспаривает чуждые ему мнения, вводя в текст обрывки высказываний оппонента.
. В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах появился художественный почерк писателя. В «Крохотках» можно проследить, как проявляется художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.
Автор отчаянно ищет общественную позицию, перебирая и стили и жанры.
Судьба
Солженицына как жгучая импровизация
неожиданности, как поединок с антисудьбой
– это захватывающее зрелище
и доныне писатель рождает больше
вопросов, нежели ответов. Искать его
в нынешнем творчестве лекарство
от безнадёжности, выход из тупиковости
очень трудно. Правота и неправота смешаны
в Солженицыне. Но отрадно, что звучат
его вопросы, его тревоги, даже тогда, когда
мы ждём от него итога. Он ставит нас лицом
к лицу с очередной проблемой, заставляет
искать просвета среди обвалов.
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Департамента муниципального образования «город Нижний Тагил»
Образовательное
учреждение МОУ СОШ № 75/42
Направление: литература Образовательная область социокультурное |
Лексико-стилистические
особенности лирико-философских
миниатюр «Крохотки»
А.И. Солженицына периода
1958 – 1960 годов
Исполнитель: учащаяся
11- П класса
Голубчикова Ольга Сергеевна Научный руководитель: Григорьева Валентина Сергеевна Место работы, должность МОУ СОШ №75/42, учитель литературы, I категории. |
Тагил
Информация о работе А.И. Солженицын в период 50- 60 х. годов в лирической прозе