Агиографическая литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Агиогра́фия (греч. άγιος «святой» и γράφω «пишу»), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д.

Содержание

1.Агиография

2.Репертуар русской агиографической литературы

3.Заключение

4.Литература

Работа содержит 1 файл

литература2011.docx

— 27.39 Кб (Скачать)

                                     Содержание

1.Агиография

2.Репертуар  русской агиографической  литературы

3.Заключение

4.Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Агиография 

Агиогра́фия (греч. άγιος «святой» и γράφω «пишу»), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так называемую народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Литературно-филологическое изучение житий выступает как  основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и  различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного  материала требует предварительного рассмотрения того, что относится  к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т. д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму (см. энкомий), и их разная реализация в процессе развития житийной литературы даёт существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные  мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и  т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических  произведениях разных типов и  разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого  жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные  мотивы обусловлены не только ориентацией  одних произведений на другие, но и  христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

В принципе, житие  святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его  святости. Поэтому набор стандартных  мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в  Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому  само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз  в выборе этого способа более  всего различаются восточная  и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в  динамической перспективе, автор как  бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия  к Царствию Небесному. Для восточной  традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства  и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого).

При этом особенности  западной и восточной агиографической  традиции очевидным образом соотносятся  с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т. д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Репертуар русской агиографической  литературы. 

Из летописи известно, что начало систематическому собиранию  книг было положено на Руси князем Владимиром, который, оставляя Корсунь, вывез из греческого города немало фолиантов. Далее эта библиотека пополнялась более благородным путем: книги покупали, их дарили в подарок, с багажом литературы приезжали направленные в русскую митрополию греческие иереи. Основной поток книг шел из Византии и Болгарии. 2 

Через полтораста лет после крещения, в начале XIII в., Русь обладала довольно большим количеством произведений византийских авторов. Причем произведения эти были разных жанров. Например, была догматическая литература "Точное начертание православной веры" Иоанна Дамаскина, "Слова" Афанасия Александрийского, "Поучения" Кирилла Александрийского; библейско-истолковательная - Афанасия Александрийского, Олимпиодора; нравоучительная - "Лествица" Иоанна Лествичкина, произведения Нила Синайского, "Ответы" Афанасия Синаита; слова церковные - Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студита, Ефрема Сирина.  

В круг чтения русских  книжников вошли жизнеописания  святых - агиографическая литература. Образованные русские люди быстро приобщились  к греческой исторической литературе: имели хождение Палеи сборник  сокращенных пересказов Ветхого  Завета; хроники изложения византийской истории - Георгия Амартола, Иоанна Малалы. На Руси уже до монгольского нашествия знатоки древнегреческого языка были не в диковинку. Занимался переводами князь Ярослав с помощью высокообразованных толмачей.  

Особо нужно сказать  о Библии - Священном писании христианства. Первые переводы Нового Завета на славянский язык были сделаны Кириллом и Мефодием. По этому переводу Русь постигла азы христианства. В XI в. переведенные отрывки ветхозаветных текстов были собраны в Изборниках (1073 и 1076 гг.).  

К XII в. христиане  имели почти полный славянский перевод  Библии. Велика заслуга на поприще  просвещения князя Ярослава Мудрого.  

Имена авторов о  походах Олега, о крещении Ольги  или войнах Святослава не известны. Первым известным автором литературного  произведения на Руси стал священник  княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион.  

В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое "Слово  о законе и благодати", в котором  в яркой публицистической форме  изложил свое понимание места  Руси в мировой истории. О нем  уже шла речь. Во второй половине XIв. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: "Память и похвала Владимира" монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси", "Сказание о Борисе и Глебе", святых покровителях и защитниках Русской земли.3  

В последней четверти XIв. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое "Чтение о житии Бориса и Глеба". В нем, как и в "Слове" Илариона, как позднее в "Повести временных лет", звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.  

Литература ХII в. продолжает традиции русских сочинений ХI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение детям", ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Также, в начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое "Хождение игумена Даниила в святые места".  

Богомольный русский  человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный  путь - до Константинополя, потом через  острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время  было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий "За князей русских и за всех христиан". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

Заключение 

В заключение отметим, что специфика агиографического жанра поставила перед необходимостью поиска адекватного археографического  оформления архивной информации, используемой в тексте жития или жизнеописания. И если в первых двух книгах автор  строго следует традиции, не сопровождая  текст ссылками на источник, то в третьей - применяются археографические правила оформления, в том числе приводятся полные шифры каждого привлеченного источника. Однако такой подход затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, - простым читателям. В последующих книгах автор нашел, на наш взгляд, достаточно приемлемую форму для такого вида издания, как жития, ограничив состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов. Правда, это следовало бы оговорить в предисловиях к книгам. 

Многочисленность  святых мирян и "евангелический" образ их праведности говорит  о том, что сияние лика Христова не ограничивалось стенами монастыря, но пронизало всю толщу народной жизни. Все же здесь уместно вспомнить, что христианизация Руси шла от верхних  общественных слоев в низы, и что  не крестьянство (как в XIX веке) являлось преимущественным носителем идеалов "святой Руси". Но, когда от святости избранных совершаем переход  к религиозности масс, - всегда следует  остерегаться поспешных отождествлений. Русские святые - не русский народ. Во многом святые являются прямым отрицанием мира, т. е. жизни народа, к которому они принадлежат. Идеализация русской жизни была бы извращенным выводом из сияния ее святости. 
 
 
 
 

                              Литература 

  1. Еп. Григорий (В.М. Лурье) Введение в критическую агиографию
  2. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1993
  3. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.
  4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.

Информация о работе Агиографическая литература