Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, реферат
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
1. Введение
2. Основная часть: Адресаты любовной лирики
Александра Сергеевича Пушкина.
Глава 1. Екатерина Павловна Бакунина –
первая юношеская любовь поэта.
Глава 2. Анна Петровна Керн – её имя обессмертил
Пушкин своим “Я помню чудное мгновенье…”
Глава 3. Мария Николаевна Волконская – тайну любви
к самой близкой его сердцу женщине Пушкин
хранил как святыню.
Глава 4. Наталья Николаевна Пушкина, в девичестве
Гончарова. «Моя мадонна» – так называл жену
Александр Сергеевич Пушкин.
2013 год.
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть: Адресаты любовной лирики
Александра Сергеевича Пушкина.
Глава 1. Екатерина Павловна Бакунина –
первая юношеская любовь поэта.
Глава 2. Анна Петровна Керн – её имя обессмертил
Пушкин своим “Я помню чудное мгновенье…”
Глава 3. Мария Николаевна Волконская – тайну любви
к самой близкой его сердцу женщине Пушкин
хранил как святыню.
Глава 4. Наталья Николаевна Пушкина, в девичестве
Гончарова. «Моя мадонна» – так называл жену
Александр Сергеевич Пушкин.
Введение.
Пушкин Александр Сергеевич - величайший русский поэт, достигнувший небывалой славы, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице.
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
И уже в лицее Александр Сергеевич плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище "француз". Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими светилами, как Державин.
О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Быть с друзьями
в беде - священный долг каждого человека.
Высокие чувства любви и дружбы неизменно
сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть
в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее
напряжение всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован,
какой бы мрачной ни казалась ему действительность,
приходит любовь - и мир озаряется новым
светом. Самым изумительным стихотворением
о любви, на мой взгляд, является стихотворение
« Я вас любил». Пушкин находит удивительные
строки, хотя слова совершенно простые,
повседневные. Наверно, именно в этой простоте
и повседневности проявляется красота
чувств:
Я вас любил так искренно, так
нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим
Следует отметить, что поэзия Пушкина лишена фантастического, ложного, нереального; она реальна и правдоподобна, она показывает действительность в её естественной истинной красоте. Есть в его поэзии и полёт мечты, и смена настроений, и буйство красок – в этом весь Пушкин. Его стихи – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни один биографический источник, касающийся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных чувств, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых желаний.
В любовной лирике Пушкина царят искренность, благородство, восторг, восхищение. Увлечение прекрасными женщинами вселяло в поэта вдохновение, рождало прекрасные строки.
Я выбрала тему “Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина”, так как считаю, что данная тема очень интересна и актуальна. Любовная лирика Пушкина невольно приводит меня к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Подростковая пора, а ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство — любовь. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Когда я читаю его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
Мне дорого любви
моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда..." В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
Звезда печальная,
вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса.
Своим женщинам Пушкин отдавал частичку себя, с каждой у него была своя история любви, каждая из них полностью заполняла его сердце, была его музой и его вдохновением.
Глава 1.
Екатерина Павловна Бакунина – первая юношеская любовь поэта.
Катерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) – сестра лицейского товарища
«К Живописцу», «И так я счастлив был», «Слеза» ,»Окно», «осеннее утро», 2Раз , «Бакуниной» и другие. Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе. Семья Бакуниных жила там летом 1815 года. Она не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках.
Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С. Д. Комовский:
«Но первую платоническую,
истинную любовь возбудила в Пушкине
сестра одного из лицейских товарищей.
Она часто навещала брата и
всегда приезжала на лицейские балы.
Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное
обращение произвели общий вост
Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить взаимностью. Ему было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. Она была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства.
Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд произведений, которые носят печать глубокой меланхолии. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.
Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…
"Уж нет
ее... До сладостной весны
Простился я с блаженством и душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели минувших дней забавы!
Забыты вы...до сладостной весны!
В 1817 году Екатерина
Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил
Лицей. Нет никаких сведений о том, что
они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась
с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании
дня рождения Екатерины Марковны Олениной.
Но тогда он, скорее всего, был слишком
занят Анной Олениной, чтобы помнить о
своей лицейской любви…
Вышла замуж очаровательная Екатерина
Бакунина уже в очень зрелом возрасте.
Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта,
в 1834 году сообщала дочери: «...как новость
скажу тебе, что Бакунина выходит за господина
Полторацкого, двоюродного брата госпожи
Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок
лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием.
Говорят, он два года, как влюблен...»
По-видимому,
Пушкин – уже женатый в то время человек
– присутствовал на свадьбе Екатерины
Павловны. По заведенному обычаю императрица
Елизавета Алексеевна благословила свою любимую
фрейлину и подарила молодым икону, которую
Бакунина хранила всю жизнь.
Покинув высший свет, двадцать один год
прожила она с мужем в полном согласии.
Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала
детей – сына Александра и дочь Екатерину,
наслаждалась семейным счастьем...
Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.
Глава 2.
Анна Петровна Керн – её имя обессмертил
Пушкин своим “Я помню чудное мгновенье…”
Первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в 1819 году в Петербурге в салоне Олениных. Быть может, она так и осталась бы мимолетной, если бы Анна Керн не оказалась связанной родственными связями с обитательницами Тригорского, которые со своей кузиной переписывались и общались. Пушкину, естественно, сообщили, что прелестная Анна Петровна является страстной поклонницей его поэзии. В декабре 1824 года он пишет письмо поэту А. Г. Родзянко, имение которого на Полтавщине он посетил по дороге из Одессы в Михайловское, и расспрашивает его о Керн. Анне Петровне шел двадцать седьмой год, когда она летом 1825-го приехала в Тригорское к родственникам. «Недавно посетила наш край одна прелесть…» – сообщал Пушкин о ее приезде своему приятелю А. Плетневу. Александр Сергеевич, весьма чувствительный к женской красоте, не явился исключением. Чувство влюбленности, рожденное в его душе, вызвало к жизни знаменитое стихотворение, позднее ставшее романсом. Может быть, она показалась ему иной, чем он представлял ее себе по переписке с Родзянко. Во всяком случае, она его поразила. В эти дни возникло какое-то поэтическое напряжение, словно разлитое над Тригорским и Михайловским. Гостья покорила его своим исполнением модного тогда романса "Ночь весенняя дышала".
Анна Петровна - это человек, безусловно, незаурядный - и не только по редкому женскому обаянию, но и по живости ума, образованности, широте интересов, самостоятельности суждений, наконец, явным литературным способностям. В непрестанной борьбе с крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами эта поначалу робкая женщина, простодушная мечтательница, проявила завидную стойкость, силу воли и твердость характера. Сведения о Керн, которыми мы располагаем, противоречивы и не всегда достоверны. Единственный документированный ее портрет (миниатюра) дает лишь весьма приблизительное представление о ее внешности. Наиболее существенный источник достоверных сведений, позволяющих оценить личность А. П. Керн,- ее переписка, дневники и воспоминания, богатые фактами, на редкость точные и выразительные.
В один из июльских вечеров 1825 года, после ужина, в Тригорском возникла идея съездить в Михайловское. Ехали в двух экипажах: в одном Прасковья Александровна Осипова с сыном Алексеем Вульфом, а в другой Пушкин с Анной Николаевной Вульф и ее кузиной Анной Керн. В этот вечер поэт казался Анне Керн как никогда любезным, взволнованным, вспоминал об их первой встрече в доме Олениных и даже сказал, с ее слов, фразу, отзвуки которой можно услышать в его знаменитом стихотворении: "Вы казались такой невинной: на вас было тогда что-то вроде крестика, не правда ли?".
Наблюдая за развитием их романа, в зарождавшиеся отношения поэта и Анны Петровны вмешалась ее тетушка – Прасковья Александровна Осипова, которая настояла на немедленном отъезде всего семейства в Ригу. Позднее биографы подчеркивали, что Осипова увезла «красивейшую из своих племянниц… во избежание катастрофы».
Пушкин был влюблен в Керн, был любим ею. Вдохновленный любовью, он написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви. Здесь есть указание и на михайловскую ссылку («В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои…»), и на встречи с Керн – и первую встречу, и встречу в Тригорском («И вот опять явилась ты…»). Но история этой любви, силою пушкинского высокого поэтического дара, приобретает для нас не только частное и конкретное, но и общее значение. Нам кажется, что поэт и от нашего имени, от имени всякого любящего человека обращается к любимой.
Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, - гений чистой красоты. Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.
Все стихотворение является
как бы словесно-музыкальной
Информация о работе Адресаты любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина