Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства, т.к. потери общественного здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу. Здоровье - это свобода от болезней и инвалидности, состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Высокая заболеваемость туберкулезом обусловлена преимущественно финансовыми трудностями учреждений здравоохранения на начальном этапе переходного периода, в связи с чем туберкулез выявлялся в поздней стадии: 40% из вновь выявленных больных имели фазу распада легочной ткани. Особенно высокие уровни заболеваемости туберкулезом регистрируются среди коренного населения северных национальных округов, причем заболеваемость туберкулезом мужчин значительно выше чем женщин.
Анализ социальной
структуры больных туберкулезом
с впервые установленным
Особая проблема в России (как и во многих других странах) - СПИД. Как и предсказывали эпидемиологи, распространение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) продолжается быстрыми темпами. По данным Российского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, за 10 мес. 2005 г. выявлено 25009 новых случаев ВИЧ-инфекции, заболеваемость составила 17,3 на 100000 населения. С 1987 по 2005 г. было зарегистрировано 335795 случаев ВИЧ-инфекции, из них более 10 тыс. у детей в возрасте до 14 лет. За это время от СПИДа умерли 7611 чел. В Российской Федерации около 60% всех случаев ВИЧ-инфекции приходится на 10 регионов: Московскую область (28071 случаев), Санкт-Петербург (27421), Свердловскую область (27319), Самарскую область (24158), Москву (23378), Иркутскую область (19418), Челябинскую область (15945), Оренбургскую область (13859), Ленинградскую область (9618), Ханты-Мансийский автономный округ (9375).
Люди, зараженные ВИЧ-инфекцией, становятся гораздо более восприимчивыми к туберкулезу. Эпидемиологи предупреждают об опасности сочетания этих двух инфекций, что для населения страны грозит катастрофическими последствиями.
Проблема здоровья женщин репродуктивного возраста сохраняет свою значимость. Уровень материнской и перинатальной смертности является основным интегрированным показателем, характеризующим эффективность охраны здоровья и качество оказания медицинской помощи новорожденным детям и женщинам.
Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации. Так, современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За 2000-2003 гг. увеличилось число женщин, страдающих анемией до 41,8%, болезнями почек до 19,9%, системы кровообращения до 14%, поздним токсикозом до 21,6%.
На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает соматическое здоровье женщин. В структуре заболеваемости ведущими являются болезни кровообращения, дыхания, пищеварения. Среди женщин прогрессирует заболеваемость алкоголизмом и наркоманией.
Необходимо отметить, что продолжается снижение младенческой смертности. В 2003 г. ее показатель составил 12,4 на 1000 родившихся живыми, что на 6,8% ниже, чем в 2002 г., и на 15,1% ниже, чем в 2001 г. (см. приложение №1). В структуре причин младенческой смертности по-прежнему 2/3 случаев смерти приходится на состояния перинатального периода и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. На уровень младенческой смертности также влияет и качество родовспоможения.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2008 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.
Продолжится модернизация
системы обязательного
В прогнозируемом среднесрочном периоде объемы ассигнований будут утверждаться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики в сфере здравоохранения; доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственных источников финансирования возрастет с 40% в 2004 году до 60% в 2008 году.
В целях повышения эффективности использования финансовых средств в здравоохранении, обеспечения прозрачности финансовых потоков будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы выполнения государственных обязательств, а также легализации и расширения объема платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности.
Задача повышения
структурной эффективности
В ходе осуществления реформы обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 11,3%, дневными стационарами - на 62,5%, больничными койками - снизится на 8,7 процента.
Таким образом,
в среднесрочной перспективе
будет осуществляться снижение обеспеченности
койками для хронических
Получат дальнейшее развитие ресурсосберегающие, стационарозамещающие технологии, что позволит снизить объемы стационарной помощи. К 2008 году удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи должно достичь 60 процентов. Продолжится развитие телемедицины и дистанционное оказание медицинских услуг с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках услуг электронной медицины.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения уменьшится в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 18,8%, врачами общей практики (семейными врачами) - увеличится в 3,52 раза, средним медицинским персоналом - увеличится на 8,8 процента.
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2006-2008 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Решение производственных
проблем организации протезно-
Уровень обеспеченности
населения домами-интернатами
Будет продолжено дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста. Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения будет срочная социальная помощь. В регионах Российской Федерации будет продолжена работа по дальнейшему решению задач обеспечения инвалидов и детей-инвалидов необходимыми техническими средствами и оказанию социально уязвимым группам населения реабилитационно-технических услуг и создание Государственной службы реабилитации инвалидов с учетом социально-экономических, демографических и географических условий субъектов Российской Федерации.
Приоритетным направлением для детей-инвалидов будет являться создание условий для их воспитания в семье. С этой целью, как альтернатива помещению детей-инвалидов в интернатные учреждения, будет развиваться сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывающих помощь семье в медицинской и социальной реабилитации ребенка-инвалида.
2.2 Основные
положения реформы
Конкретные
условия состояния общества диктуют
способы решения проблем
Изменяющиеся
общественные отношения создают
условия для существования
Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственную, страховую, частную. В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.
По этому
признаку представляется возможным
выделить еще и смешанную систему
здравоохранения, использующую все
возможные источники
История не знает таких ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся в данный момент. Здравоохранение в полной мере испытывает на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится в постоянно изменяющейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех проблем, которые возникают перед ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех возможностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (элементов), четкой их организации, способов управления ими, максимального учета ресурсов и факторов внешней среды.
Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия трех главных составляющих населения - потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.
Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению доступной качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Государственная
система здравоохранения с
Именно до тех пор удавалось осуществлять финансирование медицинских учреждений по смете расходов, 50% которой приходилось на статьи, связанные с заработной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы медицинского назначения и хозяйственные нужды по государственным ценам (часто оказывающимися гораздо ниже, чем расходы на производство). Такое финансирование позволяло государству поддерживать иллюзию бесплатной (для всего населения) и доступной (далеко не для всего населения) медицинской помощи при затратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом деле. Создалась и поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах.
Следствием подобного состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мотивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего медицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере».
Основные причины дезинтеграции системы таковы:
- остаточный принцип финансирования;
- нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);
- недостаток современных медицинских технологии;
- многообразие номенклатуры лечебных учреждении;
- снижение квалификации медицинского персонала догоспитального этапа;
- сохранение таких тенденций развития здравоохранения как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизаци;
Информация о работе Здравоохранение как объект и субъект прогнозирования