Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:36, курсовая работа
ля того чтобы защитится от средств массового поражения могут использоваться различные средства. При этом основными являются такие средства как защитные сооружения и средства индивидуальной защиты.
Из этих особенностей химически опасных аварий следует: защитные мероприятия и, прежде всего, прогнозирование, выявление и периодический контроль за изменениями химической обстановки, оповещение персонала предприятия должны проводиться с чрезвычайно высокой оперативностью. Локализация источника поступления СДЯВ в окружающую среду имеет решающую роль в предупреждении массового поражения людей. Быстрое осуществление этой задачи может направить аварийную ситуацию в контролируемое русло, уменьшить выброс СДЯВ и существенно снизить ущерб.
Особенностью химически опасных аварий является высокая скорость формирования и действия поражающих факторов, что вызывает необходимость принятия оперативных мер защиты.
В связи с этим защита от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально возможные сроки.
Защита от СДЯВ представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых в целях исключения или максимального ослабления поражения персонала и сохранения его трудоспособности.
Комплекс мероприятий по защите от СДЯВ включает:
инженерно-технические мероприятия по хранению и использованию СДЯВ;
подготовку сил и средств для ликвидации химически опасных аварий;
обучение их порядку и правилам поведения в условиях возникновения аварий;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечение безопасности людей и использование ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
повседневный химический контроль;
прогнозирование зон возможного химического заражения;
предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе поражения СДЯВ;
временную эвакуацию из угрожаемых районов;
химическую разведку района аварии;
поиск и оказание медицинской помощи пострадавшим;
локализацию и ликвидацию последствий аварии.
Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличие времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факторов.
Прежде всего защита от СДЯВ организуется и осуществляется непосредственно на ХОО, где основное внимание уделяется мероприятиям по предупреждению возможных аварий. Они носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, а также на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии.
Все эти мероприятия отражаются в плане защиты объекта от СДЯВ, который разрабатывается заблаговременно с участием всех главных специалистов объекта. План разрабатывается, как правило, текстуально с приложением необходимых схем, указывающих (поясняющих) размещение объекта, сил и средств ликвидации последствий аварии, их организацию и т.д. Он состоит из нескольких разделов и определяет подготовку объекта к защите от СДЯВ и порядок ликвидации последствий аварии.
В разделе организационных мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:
характеристика объекта, его подразделений (цехов), имеющихся на объекте СДЯВ;
оценка возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварии;
организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержания сил и средств химической разведки и химического контроля;
организация оповещения персонала объекта;
организация укрытия персонала объекта в защитных сооружениях, имеющихся на объекте, порядок поддержания их в постоянной готовности к укрытию людей;
организация эвакуации
персонала объекта при
порядок оснащения и применения невоенизированных формирований Гражданской обороны на объекте для ликвидации последствий аварии;
организация оцепления очага поражения, порядок оказания медицинской помощи, привлекаемые для этой цели силы и средства;
организация управления силами и средствами объекта при ликвидации аварии и её последствий, порядок использования сил и средств, прибывающих для оказания помощи в ликвидации последствий аварии;
порядок представления
донесений о возникновении
организация обеспечения
персонала объекта и
организация транспортного,
энергетического и материально-
В разделе инженерно-технических мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:
размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии (клапаны-отсекатели, клапаны избыточного давления, терморегуляторы, перепускные или сбрасывающие устройства и т.д.);
планируемое усиление конструкций ёмкостей и коммуникаций со СДЯВ или устройства над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии (особенно на пожаро- и взрывоопасных предприятиях);
размещение (строительство) под хранилищами со СДЯВ аварийных резервуаров, чаш, ловушек (аварийных амбаров) и направленных стоков;
рассредоточение запасов СДЯВ, строительство для них заглублённых или полузаглублённых хранилищ;
оборудование помещений и промышленных площадок стационарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюдения и аварийными сигнализациями.
Планом предусматривается также мероприятия по устранению аварий на каждом участке, имеющем СДЯВ, с указанием ответственных исполнителей из руководящего состава объекта, привлекаемых сил и средств, их задач и отводимого на выполнение работ времени.
По мере необходимости план защиты объекта от СДЯВ корректируется.
Следует отметить, что
эффективность перечисленных
На ХОО заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов.
Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий персонал. Оповещение о факте химически опасной аварии (подача сигнала “Химическая тревога”) осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными ХОО. Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно:
для отдельных подразделений (цехов) ХОО;
для всего ХОО.
Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения персонала объектов как в рабочее, так и в нерабочее время.
Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла авария, используются электросирены, радиотрансляционная сеть и внутренняя телефонная связь.
Организация ликвидации химически опасных аварий зависит от их масштабов и последствий.
Химически опасные аварии, исходя из протяжённости границ распространения СДЯВ и их последствий, предлагается подразделять на следующие типы: локальная, местная и общая.
Локальная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) предприятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и оборудования и создают угрозу поражения работающего в нём производственного персонала.
Местная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производственного персонала всего предприятия.
Общая авария - авария, химические последствия которой распространяются за пределы производственной площадки предприятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз.
Ликвидация последствий локальной аварии осуществляется силами и средствами предприятия, на котором произошла авария. Для этого на предприятиях крупнотоннажного производства и потребления СДЯВ имеются специальные штатные газоспасательные отряды и невоенизированные формирования (сводные отряды, команды, группы).
Газоспасательный отряд, как правило, состоит из трёх взводов: оперативного , несущего постоянное четырёхсменное дежурство и предназначенного для ликвидации аварий и спасения людей; обеспечения безопасности , занимающегося проверкой соблюдения требований безопасности на рабочих местах, в цехах и оказанием помощи в выполнении этих задач на предприятии; технического , задачей которого является обеспечение цехов предприятия средствами защиты и их проверка.
В каждом цехе предприятия, связанном с производством или потреблением СДЯВ, имеются нештатные аварийные команды (группы).
Руководство ликвидации последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий включает:
прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий;
выявление и оценку последствий химически опасных аварий;
осуществление спасательных и других неотложных работ;
ликвидацию химического заражения;
проведение специальной обработки техники и санитарной обработки людей;
оказание медицинской помощи поражённым.
Прогнозирование возможных
последствий химически опасных
аварий осуществляется расчётно-аналитическими
станциями. Полученные данные используются
для принятия неотложных мер защиты,
организации выявления
Выявление последствий аварии осуществляется проведением химической и инженерной разведки. Состав сил и средств, привлекаемых для выполнения задач разведки, зависит от её характера и масштабов. Данные разведки собираются в штабе руководства ликвидации аварии (чрезвычайной комиссии). На их основе производится оценка последствий аварии, разрабатывается план их ликвидации.
Спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью спасения людей и оказания помощи поражённым, локализации и устранения повреждений, создания условий для последующего проведения работ по ликвидации последствий аварии.
Ликвидация химического заражения проводится путём дегазации (нейтрализации) оборудования, зданий, сооружений и местности в районе аварии, заражённых СДЯВ, и осуществляется с целью снижения степени их заражения и исключения поражения людей.
Специальная обработка техники и санитарная обработка людей проводится на выходе из зон заражения и осуществляется с целью предотвращения поражения людей СДЯВ.
Эффективность этих мероприятий зависит от своевременности и качества их проведения.
Медицинская помощь поражённым оказывается с целью уменьшения угрозы их здоровью, ослабления воздействия на них СДЯВ.
Осуществление комплекса мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий требует чёткой организации и уверенного руководства их проведением.
Когда идет ликвидация химически опасной аварии, то руководитель работ её последствий обязан выполнить ряд действий. Во первых оценить химическую обстановку и определить границы зоны заражения. Следующим шагом он должен принять меры по её обозначению и оцеплению, а также выявить людей, подвергшихся воздействию СДЯВ, и организовать оказание им медицинской помощи.
После этого требуется разработать план ликвидации последствий аварии, в котором в зависимости от масштабов и характера химического заражения изложить: краткую характеристику последствий аварии и выводы из оценки химической обстановки, очерёдность работ и сроки их выполнения, способы дегазации (нейтрализации) СДЯВ, организацию контроля за полнотой дегазации (нейтрализации) местности, техники, зданий, сооружений и транспорта. Обязательно должна быть организованна медицинское обеспечение пострадавших. Должен быть организован порядок управления и порядок представления донесений о ходе работ. Определяется количество сил и средств для проведения работ.
Не всегда, но достаточно часто работы начинаются с рекогносцировки района аварии. В ходе этой работы определяется масштаб аварии и общий порядок её ликвидации, также возможные масштабы распространения жидкой и паровой фаз СДЯВ. Должно быть проверенно противопожарное состояние района предстоящих работ. Также оценивается объём работ по эвакуации и проводится сома эвакуация.
Организуются работы для расчистке путей подхода и подъезда к месту аварии. Постоянно ведется мониторинг метеорологических условий. Организовываются базы, пункты управления и выдачи средств защиты, питания и т.д.
Информация о работе Защита населения в чрезвычайных ситуациях и очагах поражения