Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:01, контрольная работа
Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.
Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
Введение ……………………...….3
Виды и характеристики стихийных бедствий ….….............................5
Защита человека от стихийных бедствий ………........................12
Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях …….…......14
Как улучшить защиту населения и территорий при
чрезвычайных ситуациях ................................20
Заключение ……..…………...…..23
Список используемой литературы ………..…...………2
Борьба со снежными лавинами имеет долгосрочный характер и организуется противолавинными службами. В местах снегонакопления устанавливают щиты и заборы, благодаря чему снег накапливается в безопасных местах. На склонах гор для удержания снега высаживают леса, устанавливают щиты и изгороди, проволочные сетки. На путях возможного схода лавин сооружают отбойные дамбы, лавинорезы, навесы. Опасные участки, где снег накапливается и угрожает обвалом, обстреливают из артиллерийских орудий и минометов. В районах постоянной угрозы организуют лавинные станции, они ведут наблюдение и предупреждают об опасности. При использовании формирований для ликвидации последствий схода лавин учитывают низкую температуру окружающего воздуха, сильный ветер, снегопад и гололед. Эти факторы обусловливают необходимость обеспечивать людей теплой одеждой и проводить мероприятия, исключающие обморожение и несчастные случаи. Снегоочистительные и снегоуборочные машины оборудуют звуковой и световой сигнализацией, обеспечивают приборами оповещения.
При бурях и ураганах проводятся предупредительные, спасательные и аварийно-восстановительные работы. В районах, где наиболее часто возникают ураганы, здания и сооружения строят из наиболее прочных материалов, ставят наиболее прочные опоры линий электропередач и связи. До подхода ураганного ветра закрепляют технику, отдельные строения, в производственных помещениях и жилых домах закрывают двери, окна, отключают электросети, газ, воду. Население укрывается в защитных или заглубленных сооружениях. После урагана формирования совместно со всем трудоспособным населением объекта проводят спасательные и аварийно-восстановительные работы; спасают людей из заваленных защитных и других сооружений и оказывают им помощь, восстанавливают поврежденные здания, линии электропередач и связи, газо- и водопровода, ремонтируют технику, проводят другие аварийно-восстановительные работы.
При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.
Ликвидация пожара состоит из остановки
пожара, его локализации, дотушивания
и окарауливания. Основные способы
тушения лесных пожаров: захлестывание
или забрасывание грунтом кромки пожара,
устройство заградительных и минерализованных
полос и канав, тушение пожара водой или
растворам огнетушащих химикатов. Главным
способом тушения подземного торфяного
пожара является окапывание горящей территории
торфа оградительными канавами. Канавы
рекомендуется копать шириной 0,7-- 1,0 м
и глубиной до минерального грунта или
грунтовых вод. Окапывание начинается
со стороны объектов и населенных пунктов,
которые могут загореться от горящего
торфа. Для тушения горящих штабелей, караванов
торфа, а также тушения подземных торфяных
пожаров используется вода в виде мощных
струй. Водой заливают места горения торфа
под землей и на поверхности земли. Успех
борьбы с лесными и торфяными пожарами
во многом зависит от их своевременного
обнаружения и быстрого принятия мер по
их ограничению и ликвидации. При обнаружении
очага пожара начальник ГО объекта и его
штаб принимают все меры к его ликвидации:
на основании данных разведки и других
полученных сведений оценивают пожарную
обстановку, принимают решение и ставят
задачи формированиям. Спасение людей - главная
задача спасательных работ при пожарах.
Из зон возможного распространения пожара
эвакуируются люди и материальные ценности.
В первую очередь разыскивают людей, оказавшихся
в горящих районах, зданиях и сооружениях.
Розыск людей осуществляют в целях безопасности
парами: один разыскивает, а второй страхует
его с помощью веревки, находясь в менее
опасном месте.
КАК УЛУЧШИТЬ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Многие государства мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.
В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
- защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
-
подготовка и реализация мероприятий
по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются
с учетом разделения предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций
обеспечивается приоритетность задач
по спасению жизни и сохранению здоровья
людей;
- мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
- основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
* мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
* рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
* предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
* предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
* разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
* подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
* декларирование промышленной безопасности;
* лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
* страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
* проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
* государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
* информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
* подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Готовность
к возможным чрезвычайным ситуациям в
регионе, городе, районе, на каждом конкретном
предприятии достигается через подготовку
и проведение большого комплекса организационных
и инженерно-технических мероприятий.
На практике выработана и теоретически
подтверждена определенная последовательность
этих мероприятий, выявлены приоритеты
в их подготовке и проведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае -- обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.
Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель -- глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.
Поверхность Земли будет непрерывно изменяться под действием природных процессов. Оползни будут происходить на неустойчивых горных склонах, по-прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут, время от времени затоплять морские побережья, не обойдется и без пожаров. Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба.
Мало
знать закономерности развития катастрофических
процессов, предсказывать кризисы, создавать
механизмы предупреждения бедствий. Надо
добиться того, чтобы эти меры были поняты
людьми, востребованы ими, перешли бы в
повседневную жизнь, находя свое отражение
в политике, производстве, психологических
установках человека. Иначе государство
и общество столкнутся с “эффектом Кассандры”,
о котором почти всегда упоминают очевидцы
крупнейших бедствий: многие люди не следуют
предостережениям, игнорируют предупреждения
об опасности, не предпринимают шагов
для спасения (или совершают ошибочные
действия). Отсюда вытекает масштабная
задача XXI века -- формирование в России
и мире массовой “культуры безопасности”!
Информация о работе Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях