Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:32, курс лекций
Полный курс лекций по защите населения и территории отчрезвычайных ситуаций. 2011год Иваново, ИГТА.
Нормативно-правовая основа в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Защита населения на химически опасном объекте с выбросом АО веществ.
Возможные аварии на ХО объекте и их характеристики.
Мероприятия и защита населения, проводимая заблаговременно.
Действия населения при оповещении об аварии на ХОО.
Симптомы поражения АХОВ.
Мероприятия по ЗНиТ при возникновении аварий на ХОО.
Ликвидация аварии.
Санитарная обработка
Безопасность на транспорте.
Основы первой помощи в разных ситуациях.
Техническое средство защиты от противоправных действий: ограждение и специальное сооружение целью которого является предотвратить доступ злоумышленников в транспорт.
Организация: специальные постановления, законы и др.акты. Немалую роль здесь играют правоохранительные органы и силовые структуры.
Техническая безопасность на транспорте в данном случае включает: повышение качества транспортных средств; усиление контроля над их производством; улучшение квалификации водителей, диспетчеров и др. персонала; проведение медицинских осмотров.
Организационные средства включают в себя разработку и принятие соответствующих законов, проведение расследований причин происшествий для установления причин и для устранения в будущем и др.
Во
многом безопасность на транспорте зависит
от пассажиров, поэтому меры обеспечения
безопасности должны включать обучение
людей основным правилам ТБ на транспорте.
Аварии
на железнодорожном
транспорте.
Основные причины их возникновения: неисправность путей , подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сходы поездов, сталкивание, наезды на препятствие на переездах, пожары и взрывы в вагонах. Несмотря на то, что ж/д транспорт является самым безопасным, количество аварий на нём не сокращаются, в них ежегодно погибает около 3000 человек, уничтожается имущество, государство несёт прямые убытки.
Основные профилактические меры: С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде центральные вагоны, а в вагонах купе с аварийными выходами. Кроме них купе, расположенные ближе к выходу из вагона и нижние полки. Оказавшись в вагоне необходимо узнать расположение аварийных выходов и огнетушителей.
При движении соблюдайте следующие правила:
Действия
при ж/д аварии
При
крушении или экстренном торможении необходимо
закрепиться, чтобы не упасть. Для этого
необходимо схватиться за поручень, упереться
в стену или сидя ногами. Безопаснее всего
опуститься на полку вагона. После первого
сотрясения или удара не расслабляться
и держать все мышцы напряженными до тех
пор, пока не станет очевидно, что движения
больше не будет. Сразу после ж/д аварии
необходимо быстро выбираться из вагона,
т.к. высока вероятность пожара. При необходимости
разбить окна купе только тяжелым предметом.
При покидании вагона через аварийный
выход выбираться только на полевую сторону
ж/д пути, прихватив с собой документы,
деньги, одежду и одеяла. При пожаре в вагоне:
закрыть все окна и выйти из вагона, плотно
закрывая двери. Перед выходом из купе
в коридор необходимо позаботиться о защите
дыхания. Необходимо помнить о том, что
при пожаре материалы, которыми оббиты
стены вагона, выделяют токсичный газ,
опасный для жизни. Оказавшись снаружи,
необходимо включиться в спасательные
работы. При необходимости помочь пассажирам,
находящимся в вагоне разбить окна, оказать
помощь пострадавшим. Если при аварии
разлилось топливо, в избежание пожара
и взрыва необходимо отойти на безопасное
расстояние. Если токонесущий провод оборван
и лежит на земле необходимо удалиться
от него. Расстояние на котором возникает
ток по сухой земле м.б. до 2-х метров, по
сырой – до 30 метров.
Аварии
на автотранспорте
Самой распространенной причиной аварий на автотранспорте является повышенная скорость, выезд на встречную полосу, управление авто. в нетрезвом состоянии, плохое качество дорожного покрытия.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа после аварии, т.к. подготовка сотрудников ГИБДД, населения и водителей в плане оказания первой помощи низкая.
Действия при аварии: не терять самообладания, стараться управлять машиной до последней возможности, напрячь все мышцы и на расслабляться до полной остановки. При угрозе встречного столкновения необходимо предпринять все меры, чтобы уйти от него. Нужно помнить, что при столкновении с неподвижным предметом левым или правым крылом всегда безопаснее, чем бампером. При неизбежности удара постарайтесь защитить голову. Нужно вдавиться спиной в сиденье и напрягая все мышцы упереться в руль. Если скорость высокая, а вы не пристёгнуты, то необходимо прижаться к рулевой колонке. Если вы едите на пассажирском сидении - закройте голову руками и постарайтесь повалиться на бок. Сидя на заднем сидении, завалитесь на бок или упадите на сидение. Если рядом едет ребенок - накройте его собой.
Действия после аварии: определить, в каком положении и месте находится автомобиль, и в каком находитесь вы, не горит ли авто, не подтёк ли бензин. Если дверь при столкновении заклинило, то необходимо покинуть салон через окна, открыть их или разбить подручным предметом. После чего отойти на безопасное расстояние во избежание взрыва. На дороге необходимо выставить знак аварийной остановки, на трассе не менее чем за 30 метров, включить сигнальные лампы аварийного останова и вызвать службу ГИБДД, при необходимости скорую помощь и МЧС.
После
падения авто в воду машина может
держаться на плаву некоторое
время. Выбираемся через окно, т.к. при
открытии двери машина будет тонуть.
Перед тем как покинуть авто, необходимо
провентилировать легкие, необходимо
сделать несколько глубоких вдохов и выдохов,
необходимо избавиться от лишней одежды,
взять документы и вещи. Оказавшись вне
машины, упереться в крышу машины и резко
плыть вверх.
Обеспечение
безопасности при
движении в общественном
транспорте.
При
отсутствии сидячих мест самыми безопасными
считаются места в середине салона. Для
большей устойчивости руками держаться
за поручень. Находясь в салоне, обратите
внимание на расположение запасных и аварийных
выходов. При поездках в трамваях является
дополнительной угрозой поражение электрическим
током. Наиболее безопасными считаются
сидячие места. При обнаружении тока на
корпусе транспорта необходимо немедленно
сообщить водителю и после остановки покинуть
салон. При пожаре в салоне общественного
транспорта - сообщить водителю, после
остановки открыть дверь с помощью аварийного
открывания. Если двери не открываются,
подойти к аварийному выходу, выдернуть
шнур и выдавить стекло. Если транспортное
средство оказывается в воде, рекомендуется
дождаться затопления транспортного средства
водой и затем выныривать через дверь,
аварийный выход.
Аварии
на воздушном транспорте
Быть
пристёгнутым при взлёте и посадке.
Первая
помощь при солнечном
ударе.
Длительное пребывание на солнце без головного убора может привести к перегреву головы, которое вызывает нарушение мозгового кровообращения – солнечный удар.
Симптомы:
Такое состояние может быть опасно для жизни.
Действия: человека необходимо отнести в тень, освободить от стесненной одежды, расстегнув воротник, придать полусидящее положение. На голову следует положить мокрое полотенце или пузырь со льдом. Тело можно протереть влажным холодным полотенцем или водой.
Дать попить воды небольшими глотками. Если человек потерял сознание, необходимо вызвать скорую помощь и продолжить делать охлаждающие процедуры. Нельзя давать ничего потогонного, в т.ч. аспирин.
Народные
средства: пускают кровь из ушей.
К рукам и ногам можно приложить
ткань, смоченную скипидаром (не более
чем на 15 минут), горчичники, тертый хрен,
лук.
Тепловой
удар.
Может наступить не только в жаркую погоду, но и в помещении.
Возникает оттого, что сгущается кровь и при чрезмерном потении организм теряет повышенное количество жидкости, нарушается солевой обмен в организме. В результате наступает кислородное голодание тканей головного мозга. Особенно подвержены тепловым ударам дети грудного возраста, пожилые люди и лица с неустойчивой нервной системой. У них терморегуляция несовершенна. Это состояние усугубляет повышенное ОВВ, которое нарушает процесс потоотделения.
Признаки:
При развитии симптомов может повышаться температура до 40 ˚ С, липкий пот, у грудных детей обморок и судороги.
Действия:
В
походных условиях – окапывание сырой
холодной землёй.
Помощь
захлебнувшимся и
утопающим.
Количество смертей и несчастных случаев на воде занимают второе место в списке жертв, после автомобильных аварий. Почти в 10 раз выше указанной цифры число людей, которые тонули, погружаясь в воду, но были спасены. 1000 человек из них получили повреждение головного мозга.
Когда человек тонет, вода перекрывает поступление в легкие воздуха. В большинстве случаев удушье вызвано попаданием воды в легкие. Это в свою очередь ведет к асфиксии – потере сознания от недостатка кислорода и избытка двуокиси кислорода в крови.
Если мозг лишен кислорода в течении4-5 минут, то мозг погибает.
Утонуть можно в любом количестве воды, если её достаточно для того, чтобы в неё погрузить лицо. Человек может утонуть от какого-либо внезапного расстройства здоровья, случившегося во время длительного пребывания в воде. В том числе от схваток живота, обмороков, судорог, сердечных приступов.
Очень
опасны прыжки в ледяную воду. Падение
может вызвать неожиданную
Серьёзным
фактором, влияющим на число несчастных
случаев на воде, является алкогольное
опьянение. До 60% погибших на воде по этой
причине.
Спасение утопающих: Если вам предстоит оказывать помощь в одиночку, в первую очередь необходимо подумать о том, как сохранить себя. Поэтому при любой попытке спасти утопающего вы не должны рисковать своей жизнью. Наиболее безопасными считаются способы, при которых вы остаётесь вне воды и протягиваете утопленнику предмет, за который он может ухватиться. И лишь, в крайнем случае, следует бросаться в воду или выходить на лёд для спасения утопающего. Спасение утопающего и буксировка его к берегу может проводиться профессиональными спасателями или людьми, прошедшими специальный курс спасения на водах. Опасность в том, что утопающий находиться в состоянии ужаса, при котором в кровь поступает огромное количество адреналина, который стимулирует силу мышц, и может оглушить спасателя.
У находящегося в панике человека в голове первая мысль – схватиться за что-нибудь, чтобы высунуться на поверхность воды. Утопающий становится часто причиной гибели спасателя. Поэтому, отправляясь на помощь утопающему необходимо подумать, что из подручных предметов взять с собой в воду. Если у вас нет специальных навыков спасения, необходимо бросить в район утопающего какой-либо предмет, за который тот сможет ухватиться. Необходимо подплыть достаточно близко у утопающему, чтобы успокоить его и сообщить о своих намерениях. Если тонущий находиться в паническом состоянии, то лучше приближаться к нему из подводного положения или сзади, обхватив его за бедра или постараться развернуть тело так, чтобы утопающий оказался на спине, а его подбородок находился над водой. Далее необходимо обхватить его за грудь с помощью рук и ног буксировать его к берегу. При этом его подбородок должен находиться над водой.