Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:43, контрольная работа
Задача охраны труда - это, кроме устранения опасных и мешающих факторов, ещё и развитие других противоположных факторов. В этих рабочих условиях надо развивать факторы, которые способствуют хорошему физическому, психологическому и социально устойчивому самочувствию сотрудника. Самой важной задачей охраны труда является устранение и уменьшение опасных и мешающих факторов рабочей обстановки. С другой стороны на рабочее окружение при умеренности запросов должно нельзя оставлять без внимания. В среднем работа определяет доход человека и влияет на распределение его времени.
Введение………………………………………………………………..……...3
1.Запыленность, загазованность, нормирование………………………....…4
2. Современное и качественное обеспечение средствами защиты
Работников………………………………………………………………..…..11
3. Мероприятия по максимальному снижению вредных факторов на производстве…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………….…………………………………18
Список литературы……
Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.Применяются нормативы и нормы труда: а) выработки; б) обслуживания; в) времени; г) времени обслуживания; д) численности работников. Своего рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка.
Норма времени — это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками.
Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, смену, месяц и т. д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени.
Норма обслуживания — это число объектов, которые должны обслуживаться в единицу времени одним или несколькими работниками.
Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя, клиента, посетителя или оборудования).
Норма численности работников — это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работы в единицу времени.Нормы затрат труда применялись издавна. Но долгое время они были эмпирическими, т. е. устанавливались опытным путем. И лишь начиная с конца XIX в. усилиями Ф. Тейлора было положено начало научному подходу к нормированию труда. Под его руководством нормативы труда разрабатывались методом хронометражных наблюдений и так называемым аналитическим методом. Были определены наиболее предпочтительные с точки зрения затрат времени способы выполнения различных трудовых приемов, которые затем брались за исходную базу при дальнейших расчетах норм. Значительный вклад в опыт нормирования труда внес другой американский специалист — Ф. Джильберт (1868—1924), который заложил основы микроэлементного нормирования. Путем анализа операций и разложения их на трудовые действия и движения определялись затраты времени на их выполнение и таким образом выбирались наиболее рациональные способы выполнения работ. Со временем теория нормирования труда оформилась в обширную область знаний.
Нормы труда играют важную
роль в экономике, так как являются
инструментом планирования, учета и
анализа затрат труда и в определенной
мере издержек производства и обращения.
Нормы труда охватывают основное
и вспомогательное
Норма труда строится с учетом:
-темпа труда по сравнению с нормальным, принятым за идеальный;
-времени на отдых, личные надобности и технологические перерывы.
Голландский специалист по труду доктор Керховен предложил открытый им закон нормирования труда, который он сформулировал с помощью формулы
Н = В (В/П)у
где Н — норма времени на выполнение определенной работы, которая может поддерживаться в течение рабочего дня;
В — минимальное время на выполнение данной работы в максимально возможном темпе;
П — продолжительность работы в часах;
У — показатель "степени утомляемости" (зависит от характера работы и пола работника).
Современные методологические основы нормирования включают:
-расширение сферы
-обеспечение высокого
качества норм труда и их
максимальное приближение к
-научное обоснование
норм с учетом организационно-
-гуманизацию норм труда.
Существует несколько основных методов нормирования труда.
Хронометраж — метод
изучения трудовых операций
Фотография рабочего времени — метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат труда на протяжении полного рабочего дня или определенной его части. Может проводиться самим работником (самофотография) или нормировщиком. Различают фотографии:
индивидуальную, т. е. одного работника;
маршрутную, когда ведется наблюдение за группой работников, занятых на разных участках;
бригадную;
групповую;
многостаночников.
Наблюдения и замеры, сделанные во время фотографии рабочего времени, заносятся на фотокарту текстом, с помощью индексов или путем построения линий на графике.
Метод моментных наблюдений
— статический способ получения
средних данных о фактической
загруженности рабочих и
В современных условиях нормирование
труда ведется с применением
специальной аппаратуры, в частности
киноаппаратуры, и ЭВМ. Это позволяет
более тщательно проводить
Для российской экономики считается важной реализация следующих задач, стоящих перед нормированием труда:
повышение обоснованности применяемых норм труда и их взаимозависимости с планированием, ценообразованием, организацией производства, определением численности работников и оценкой их трудового вклада;
нормирование труда
разработка комплекса мер по рациональному использованию возможностей работника.
Мировой опыт свидетельствует о постоянном расширении применения нормирования труда как в материальном производстве, так и в непроизводственной сфере. Как правило, лишь небольшие предприятия с численностью работающих до 50 человек не применяют норм труда, ограничиваясь соблюдением элементарных мер по организации труда. И тем не менее в современном нормировании наблюдается отказ от мелочного регламентирования работ.
2.современное и качественное обеспечение средствами защиты работников
Важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника на производстве. Безопасность труда достигается, в т. ч., благодаря использованию качественных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Отражением государственной политики в области охраны труда являются законодательно закрепленные обязанности работодателя по приобретению и обеспечению работников сертифицированными и качественными СИЗ.Исходя из задач, сформулированных действующим трудовым законодательством, Минздравсоцразвития России в целом и Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства в частности строят свою работу в отношении нормативно-правового регулирования обеспечения работников СИЗ. Основным направлением этой деятельности, безусловно, является пересмотр, переработка и разработка новых типовых норм обеспечения работников различных отраслей экономики современными и качественными СИЗ.
В настоящее время действует порядка 69 типовых норм выдачи СИЗ для различных видов экономической деятельности. Хочу подчеркнуть - это является базовым принципом организации работы Минздравсоцразвития России в этой сфере - типовые нормы устанавливают обязательный минимум государственных гарантий, который обеспечивает защиту работника от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Следует отметить, что работа по пересмотру и разработке новых типовых норм СИЗ проводится в тесном сотрудничестве со всеми сторонами социального партнерства. В ней принимают активное участие и крупные корпорации (как крупные работодатели, базовые для своих отраслей промышленности), и профсоюзы. Это необходимо для того, чтобы все законодательные новации были конечным итогом консенсуса между всеми сторонами социального партнерства. Мы полагаем, что такой подход является единственно правильным в такой важной сфере, как обеспечение безопасности работников, включая обеспечение их СИЗ
В соответствии с действующим законодательством, в т. ч. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодатель имеет право по итогам консультаций с профсоюзными организациями и в зависимости от своего финансового положения улучшить снабжение работников СИЗ, расширить перечень выдаваемых СИЗ по сравнению с существующими типовыми нормами. Такой подход дает возможность работодателю, исходя из конкретных условий труда на конкретном предприятии, обеспечить максимальный уровень защиты работников, в т. ч. с применением СИЗ .Безусловно, продуктивная работа по внедрению современных типовых норм обеспечения работников новыми СИЗ была бы невозможна без активного участия Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты. Это является определенной гарантией того, что все инновационные технологии и новейшие разработки в области СИЗ будут включены в тот объем минимальных гарантий, который обеспечивает государство работникам на уровне нормативного регулирования.
Минздравсоцразвития России имеет четкие планы по пересмотру действующих типовых норм, которые изложены в Плане мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.10.2008 № 586). Такая работа ведется постоянно. В прошлом году приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н были утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Документ опирается на накопленный опыт и содержит ряд новаций, в первую очередь направленных на развитие рынка СИЗ. Введение этих правил все сообщество, включая работодателей, восприняли правильно и руководствуются ими в повседневной деятельности. Как показал проведенный нами анализ, серьезных проблем с реализацией данных межотраслевых правил не возникает. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213 утвержден Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (далее - Техрегламент), который вступает в силу в декабре 2010 г. Появление этого документа, содержащего принципиально новые подходы и методы государственного регулирования обращения различных видов СИЗ, можно назвать важнейшим событием в этой сфере.
Техрегламент в первую очередь преследует следующие цели:
Ранее нормирование показателей безопасности СИЗ базировалось исключительно на требованиях ГОСТов. При этом нормативная база государственных стандартов была крайне объемна и разрознена. Подавляющее большинство из них были созданы в 80-е годы прошлого столетия и, как следствие, не в полной мере отвечали современному уровню развития производства, технологиям и инновациям в сфере СИЗ. Техрегламент устанавливает минимально необходимые требования по безопасности СИЗ. При этом в нем практически не содержатся требования к конструкции СИЗ, за исключением случаев, когда конструкция прямо влияет на безопасность работника. Кроме того, документ устанавливает конкретные требования к СИЗ при обращении на рынке, правила их сертификации, порядок подтверждения соответствия и порядок государственного надзора и контроля. Действие - Техрегламента распространяется практически на все СИЗ. В этой связи при разработке Техрегламента в первую очередь ставились задачи его гармонизации с европейскими директивами, в частности с директивой ЕС 89/686 “О средствах индивидуальной защиты” Типовым требованием безопасности СИЗ в указанном Техрегламенте является их собственная безопасность. При наличии опасности СИЗ для пользователя производитель обязан информировать его об этом. Важным новшеством Техрегламента является то, что требования к СИЗ в нем изложены в зависимости от видов воздействия опасных и вредных факторов воздействия.
Например, требования к СИЗ для защиты рук от воздействия пониженной температуры, для защиты глаз от воздействия электромагнитного поля, требования к одежде специальной сигнальной повышенной видимости и т. д.
Кроме того, ряд требований к тем или иным видам СИЗ в Техрегламенте представлены в виде количественных параметров. В итоге потребителю известны фактические значения опасных или вредных факторов на его производстве и характеристики СИЗ, поскольку о них обязан заявить сам производитель в эксплуатационной документации и маркировке. Это позволяет потребителю сделать обоснованное заключение, какое СИЗ способно обеспечить необходимую защиту работнику в условиях конкретного производства. Техрегламент устанавливает совершенно четкое разграничение в области подтверждения соответствия СИЗ нормативным требованиям. Для каждого вида СИЗ возможен один из двух вариантов подтверждения технического соответствия: декларирование с использованием доказательств третьей стороны - независимой испытательной лаборатории или обязательная сертификация. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что со вступлением в силу данного Техрегламента, Минздравсоцразвития России будет вплотную заниматься проблемой двойной сертификации. Это связано с решением задач, которые поставлены перед министерством в рамках реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса.