Запыленность. Загазованность. Нормирование. Современное и качественное обеспечение средствами защиты работников, а так же проведение ме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Задача охраны труда - это, кроме устранения опасных и мешающих факторов, ещё и развитие других противоположных факторов. В этих рабочих условиях надо развивать факторы, которые способствуют хорошему физическому, психологическому и социально устойчивому самочувствию сотрудника. Самой важной задачей охраны труда является устранение и уменьшение опасных и мешающих факторов рабочей обстановки. С другой стороны на рабочее окружение при умеренности запросов должно нельзя оставлять без внимания. В среднем работа определяет доход человека и влияет на распределение его времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……...3
1.Запыленность, загазованность, нормирование………………………....…4
2. Современное и качественное обеспечение средствами защиты
Работников………………………………………………………………..…..11
3. Мероприятия по максимальному снижению вредных факторов на производстве…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………….…………………………………18
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

БЖД КЕНЖАЕВА.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

Различают нормативы и  нормы труда. Нормативы труда  характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные  показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают  свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные  условия труда.Применяются нормативы и нормы труда: а) выработки; б) обслуживания; в) времени; г) времени обслуживания; д) численности работников. Своего рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка.

Норма времени — это  необходимые затраты времени  на выполнение единицы работы одним  или несколькими работниками.

     Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, смену, месяц и т. д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени.

Норма обслуживания — это  число объектов, которые должны обслуживаться  в единицу времени одним или  несколькими работниками.

Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя, клиента, посетителя или оборудования).

Норма численности работников — это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работы в единицу времени.Нормы затрат труда применялись издавна. Но долгое время они были эмпирическими, т. е. устанавливались опытным путем. И лишь начиная с конца XIX в. усилиями Ф. Тейлора было положено начало научному подходу к нормированию труда. Под его руководством нормативы труда разрабатывались методом хронометражных наблюдений и так называемым аналитическим методом. Были определены наиболее предпочтительные с точки зрения затрат времени способы выполнения различных трудовых приемов, которые затем брались за исходную базу при дальнейших расчетах норм. Значительный вклад в опыт нормирования труда внес другой американский специалист — Ф. Джильберт (1868—1924), который заложил основы микроэлементного нормирования. Путем анализа операций и разложения их на трудовые действия и движения определялись затраты времени на их выполнение и таким образом выбирались наиболее рациональные способы выполнения работ. Со временем теория нормирования труда оформилась в обширную область знаний.

Нормы труда играют важную роль в экономике, так как являются инструментом планирования, учета и  анализа затрат труда и в определенной мере издержек производства и обращения. Нормы труда охватывают основное и вспомогательное производства, труд ручной и машинный, в том  числе работу на конвейере, устанавливают  меры затрат труда на обслуживание оборудования, в том числе многостаночное. Разработаны нормы труда не только для рабочих, но и служащих, охватывают работников на повременной и сдельной оплате труда.

Норма труда строится с  учетом:

-темпа труда по сравнению  с нормальным, принятым за идеальный;

-времени на отдых, личные  надобности и технологические  перерывы.

    Голландский специалист  по труду доктор Керховен предложил открытый им закон нормирования труда, который он сформулировал с помощью формулы

  Н = В (В/П)у

 

где Н — норма времени  на выполнение определенной работы, которая  может поддерживаться в течение  рабочего дня;

В — минимальное время  на выполнение данной работы в максимально  возможном темпе;

П — продолжительность работы в часах;

У — показатель "степени  утомляемости" (зависит от характера  работы и пола работника).

    Современные методологические  основы нормирования включают:

-расширение сферы нормирования  труда;

-обеспечение высокого  качества норм труда и их  максимальное приближение к общественно  необходимым затратам труда;

-научное обоснование  норм с учетом организационно-технических,  социально-экономических и психофизиологических  факторов;

-гуманизацию норм труда.

Существует несколько  основных методов нормирования труда.

 Хронометраж — метод  изучения трудовых операций путем  наблюдения и измерения затрат  на выполнение отдельных элементов,  повторяющихся при изготовлении  каждой единицы продукции. Наблюдения  и замеры затрат труда заносятся  в специальную карту. Число  наблюдений может быть от 6 до 80, что повышает объективность  исследования.

 

Фотография рабочего времени  — метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения  всех без исключения затрат труда  на протяжении полного рабочего дня  или определенной его части. Может  проводиться самим работником (самофотография) или нормировщиком. Различают фотографии:

индивидуальную, т. е. одного работника;

маршрутную, когда ведется наблюдение за группой работников, занятых на разных участках;

бригадную;

групповую;

многостаночников.

Наблюдения и замеры, сделанные  во время фотографии рабочего времени, заносятся на фотокарту текстом, с помощью индексов или путем  построения линий на графике.

Метод моментных наблюдений — статический способ получения  средних данных о фактической  загруженности рабочих и оборудования. Наблюдения осуществляются нормировщиком, который обходит работников по определенному маршруту и фиксирует на бумаге, что в момент обхода делает рабочий. Эффективность метода зависит от числа наблюдений.

В современных условиях нормирование труда ведется с применением  специальной аппаратуры, в частности  киноаппаратуры, и ЭВМ. Это позволяет  более тщательно проводить микроэлементное  нормирование, которое нацелено на установление норм труда на простейшие действия и движения работника. Эталоном нормального темпа выполнения действий (движений) считается движение рук  и ног человека средних физических данных, идущего без нагрузки по прямой ровной местности со скоростью 4,8 км/ч (в некоторых странах — 3,5—4,2 км/ч).    Рыночные преобразования в России закономерно ведут к  повышению интенсивности труда  наемных работников. Этому способствует то, что вопросы нормирования труда  становятся прерогативой самих предприятий. В этой связи могли бы оказаться  полезными меры государственного характера, например обоснование нормативов труда, рекомендуемых для применения на предприятиях разных форм собственности, а также разработка законодательных  мер ответственности работодателей  за превышение нормальных темпов работы.    В настоящее время вопросы  нормирования труда в стране регламентируются условиями коллективного договора. Поэтому важной мерой контроля за интенсивностью труда является позиция профсоюзной организации при заключении коллективного договора или иных отраслевых трудовых соглашений. В договорах трудового найма можно было бы предусматривать возможность изменения норм труда лишь при соответствующих изменениях организационно-технических условий работы и запрещение их ужесточения без соответствующих мер улучшения условий труда. Кроме того, актуальным в настоящее время является установление минимального уровня выполнения норм труда и темпа работы.

Для российской экономики  считается важной реализация следующих  задач, стоящих перед нормированием  труда:

повышение обоснованности применяемых  норм труда и их взаимозависимости  с планированием, ценообразованием, организацией производства, определением численности работников и оценкой  их трудового вклада;

нормирование труда руководителей, специалистов и других служащих предприятия;

разработка комплекса  мер по рациональному использованию  возможностей работника.

     Мировой опыт свидетельствует о постоянном расширении применения нормирования труда как в материальном производстве, так и в непроизводственной сфере. Как правило, лишь небольшие предприятия с численностью работающих до 50 человек не применяют норм труда, ограничиваясь соблюдением элементарных мер по организации труда. И тем не менее в современном нормировании наблюдается отказ от мелочного регламентирования работ.

 

 

2.современное и качественное обеспечение средствами защиты работников

 

Важнейшим направлением государственной  политики в области охраны труда  является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника на производстве. Безопасность труда достигается, в т. ч., благодаря использованию  качественных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Отражением государственной политики в области охраны труда являются законодательно закрепленные обязанности работодателя по приобретению и обеспечению работников сертифицированными и качественными СИЗ.Исходя из задач, сформулированных действующим трудовым законодательством, Минздравсоцразвития России в целом и Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства в частности строят свою работу в отношении нормативно-правового регулирования обеспечения работников СИЗ. Основным направлением этой деятельности, безусловно, является пересмотр, переработка и разработка новых типовых норм обеспечения работников различных отраслей экономики современными и качественными СИЗ.

В настоящее время действует  порядка 69 типовых норм выдачи СИЗ для различных видов экономической деятельности. Хочу подчеркнуть - это является базовым принципом организации работы Минздравсоцразвития России в этой сфере - типовые нормы устанавливают обязательный минимум государственных гарантий, который обеспечивает защиту работника от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Следует отметить, что работа по пересмотру и разработке новых типовых норм СИЗ проводится в тесном сотрудничестве со всеми сторонами социального партнерства. В ней принимают активное участие и крупные корпорации (как крупные работодатели, базовые для своих отраслей промышленности), и профсоюзы. Это необходимо для того, чтобы все законодательные новации были конечным итогом консенсуса между всеми сторонами социального партнерства. Мы полагаем, что такой подход является единственно правильным в такой важной сфере, как обеспечение безопасности работников, включая обеспечение их СИЗ

В соответствии с действующим  законодательством, в т. ч. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодатель имеет право  по итогам консультаций с профсоюзными организациями и в зависимости  от своего финансового положения  улучшить снабжение работников СИЗ, расширить перечень выдаваемых СИЗ по сравнению с существующими типовыми нормами. Такой подход дает возможность работодателю, исходя из конкретных условий труда на конкретном предприятии, обеспечить максимальный уровень защиты работников, в т. ч. с применением СИЗ .Безусловно, продуктивная работа по внедрению современных типовых норм обеспечения работников новыми СИЗ была бы невозможна без активного участия Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты. Это является определенной гарантией того, что все инновационные технологии и новейшие разработки в области СИЗ будут включены в тот объем минимальных гарантий, который обеспечивает государство работникам на уровне нормативного регулирования.

Минздравсоцразвития России имеет четкие планы по пересмотру действующих типовых норм, которые изложены в Плане мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.10.2008 № 586). Такая работа ведется постоянно. В прошлом году приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н были утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Документ опирается на накопленный опыт и содержит ряд новаций, в первую очередь направленных на развитие рынка СИЗ. Введение этих правил все сообщество, включая работодателей, восприняли правильно и руководствуются ими в повседневной деятельности. Как показал проведенный нами анализ, серьезных проблем с реализацией данных межотраслевых правил не возникает. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213 утвержден Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (далее - Техрегламент), который вступает в силу в декабре 2010 г. Появление этого документа, содержащего принципиально новые подходы и методы государственного регулирования обращения различных видов СИЗ, можно назвать важнейшим событием в этой сфере.

Техрегламент в первую очередь преследует следующие цели:

  1. обеспечить безопасность работника в рамках требований законодательства РФ о техрегулировании;
  2. предоставить максимально возможную свободу потребителям СИЗ;
  3. снизить объемы нормативно-технической документации в области регулирования производства и обращения СИЗ на рынке;
  4. обеспечить прозрачность системы контроля безопасности продукции;
  5. разграничить ответственность контрольных органов и производителя;
  6. обеспечить защиту потребителя от информации, вводящей в заблуждение.

 

Ранее нормирование показателей  безопасности СИЗ базировалось исключительно на требованиях ГОСТов. При этом нормативная база государственных стандартов была крайне объемна и разрознена. Подавляющее большинство из них были созданы в 80-е годы прошлого столетия и, как следствие, не в полной мере отвечали современному уровню развития производства, технологиям и инновациям в сфере СИЗ. Техрегламент устанавливает минимально необходимые требования по безопасности СИЗ. При этом в нем практически не содержатся требования к конструкции СИЗ, за исключением случаев, когда конструкция прямо влияет на безопасность работника. Кроме того, документ устанавливает конкретные требования к СИЗ при обращении на рынке, правила их сертификации, порядок подтверждения соответствия и порядок государственного надзора и контроля. Действие - Техрегламента распространяется практически на все СИЗ. В этой связи при разработке Техрегламента в первую очередь ставились задачи его гармонизации с европейскими директивами, в частности с директивой ЕС 89/686 “О средствах индивидуальной защиты” Типовым требованием безопасности СИЗ в указанном Техрегламенте является их собственная безопасность. При наличии опасности СИЗ для пользователя производитель обязан информировать его об этом. Важным новшеством Техрегламента является то, что требования к СИЗ в нем изложены в зависимости от видов воздействия опасных и вредных факторов воздействия.

Например, требования к СИЗ  для защиты рук от воздействия  пониженной температуры, для защиты глаз от воздействия электромагнитного  поля, требования к одежде специальной  сигнальной повышенной видимости и  т. д.

Кроме того, ряд требований к тем или иным видам СИЗ  в Техрегламенте представлены в виде количественных параметров. В итоге потребителю известны фактические значения опасных или вредных факторов на его производстве и характеристики СИЗ, поскольку о них обязан заявить сам производитель в эксплуатационной документации и маркировке. Это позволяет потребителю сделать обоснованное заключение, какое СИЗ способно обеспечить необходимую защиту работнику в условиях конкретного производства. Техрегламент устанавливает совершенно четкое разграничение в области подтверждения соответствия СИЗ нормативным требованиям. Для каждого вида СИЗ возможен один из двух вариантов подтверждения технического соответствия: декларирование с использованием доказательств третьей стороны - независимой испытательной лаборатории или обязательная сертификация. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что со вступлением в силу данного Техрегламента, Минздравсоцразвития России будет вплотную заниматься проблемой двойной сертификации. Это связано с решением задач, которые поставлены перед министерством в рамках реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Запыленность. Загазованность. Нормирование. Современное и качественное обеспечение средствами защиты работников, а так же проведение ме