Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:44, доклад
Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенденций.
С одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократическую, более справедливую систему международных экономических и политических отношений.
С другой - расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение этому - несанкционированная Советом Безопасности ООН война против Ирака.
Мировая военно-политическая
обстановка сегодня характеризуется
сочетанием двух основных тенденций.
С одной стороны, стремлением большинства
государств мира сформировать демократическую,
более справедливую систему международных
экономических и политических отношений.
С другой - расширением практики применения
вооруженной силы на основании национальных
решений и вне мандата ООН. Подтверждение
этому - несанкционированная Советом Безопасности
ООН война против Ирака.
Современную военно-политическую ситуацию
в мире можно охарактеризовать следующими
основными тенденциями:
Во-первых, на первый план в глобальной
системе военно-политических отношений
выходит противодействие новым вызовам,
стимулированным процессами глобализации.
Это распространение оружия массового
поражения и средств его доставки; международный
терроризм; этническая нестабильность;
деятельность радикальных религиозных
сообществ и группировок; наркоторговля;
организованная преступность.
Со всеми этими проявлениями невозможно
эффективно бороться в рамках отдельных
государств. Поэтому в мире повышается
важность международного сотрудничества
силовых структур, включая спецслужбы
и вооруженные силы.
Во-вторых, становится реальностью осуществление
международных операций по применению
силы вне традиционных военно-политических
организаций. Военная сила все чаще применяется
в рамках коалиций, сформированных на
временной основе. Россия же выступает
за строгое соблюдение норм международного
права и будет вступать в подобные коалиции
только в том случае, если этого потребуют
ее внешнеполитические интересы.
В-третьих, происходит дальнейшая экономизация
внешнеполитических приоритетов государств.
Экономические интересы становятся все
более важными по сравнению с политическими
и военно-политическими. Кроме того, возникает
более сложное сочетание экономических
интересов отдельных государств и крупных
транснациональных компаний.
В результате существенно изменилось
понимание условий для применения вооруженной
силы. Сейчас военная сила все чаще применяется
для обеспечения экономических интересов
той или иной страны, что объективно расширяет
сферу ее внешнеполитической востребованности.
В-четвертых, произошло сращивание внутреннего
и международного терроризма. Современный
терроризм носит глобальный характер,
создает угрозу большинству государств,
их политической стабильности, экономической
независимости, его проявления приводят
к массовым человеческим жертвам, разрушению
материальных и духовных ценностей.
В современных условиях, когда возникновение
международного антитеррористического
интернационала стало реальностью, бессмысленными
становятся попытки разделения террористической
активности на внутреннюю и международную.
Это касается как политических подходов
к пресечению террористической активности,
так и силовых мер по нейтрализации активности
террористов. Очевидно, что терроризм
превратился из политической угрозы в
военно-политическую, и сфера ответственности
вооруженных сил, в частности Вооруженных
Сил России, по противодействию ему существенно
расширилась.
Транснациональный характер растущих
угроз от террористической деятельности
и преступного экстремизма ставит на повестку
дня необходимость международного сотрудничества
России, прежде всего с государствами-участниками
СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ).
Сегодня государства СНГ в силу их геополитического
положения оказались на переднем крае
борьбы с международным терроризмом, что
подтверждают события на Северном Кавказе
и в Центрально- Азиатском регионе. Ситуация
может значительно осложниться в связи
с провалом далеко идущих планов экстремистов
на Северном Кавказе и сосредоточением
основных сил джихада на Центрально-азиатском
направлении. Здесь экстремизм вынашивает
реальные планы радикальной "перекройки"
политической карты целого региона.
Реализация террористических целей силами
международного терроризма и религиозного
экстремизма может привести к коренному
изменению геополитической ситуации в
Центральной Азии с непредсказуемыми
последствиями. Речь идет не просто о сохранении
стратегической стабильности в регионе,
а об обеспечении национальной безопасности
Российской Федерации и стран СНГ.
В последнее время значительно обострилась
внутриполитическая ситуация в Киргизии
и Узбекистане, где произошли массовые
протестные акции, вдохновленные экстремистскими
силами и направленные против существующего
режима власти. В результате массовых
беспорядков есть человеческие жертвы,
нарушения нормального уклада жизни граждан.
В Киргизии смещен президент страны А.
Акаев, к власти пришли представители
оппозиции. В Узбекистане наиболее сложная
ситуация сложилась в г. Андижане, где
в результате столкновений правительственных
войск и участников протестных акций есть
убитые и раненые, беженцы в соседнюю республику
Киргизию. В настоящее время обстановка
нормализуется.
Несколько осложнились отношения Польши
с Россией. Грузия настаивает на скорейшем
выводе российских военных баз с ее территории,
ведутся непростые переговоры.
В-пятых, существенно повысилось значение
негосударственных участников системы
международных отношений для определения
характера внешнеполитических приоритетов
различных государств мира. Неправительственные
организации, международные движения
и сообщества, межгосударственные организации
и неформальные "клубы" оказывают
широкое, порой противоречивое воздействие
на политику отдельных государств. Россия
стремится к активному участию в основных
межгосударственных и международных организациях
для обеспечения различных аспектов своих
внешнеполитических интересов и интересов
в сфере безопасности.
***
Справка:
Угрозы национальной безопасности РФ
в Мировом океане:
- ограничение выхода России к ресурсам
и пространствам Мирового океана, магистральным
морским международным коммуникациям,
особенно на Балтийском, Черном и Каспийском
морях;
- резкое изменение соотношения военно-морских
сил не в пользу России, а также усиливающееся
экономическое, политическое и международно-правовое
давление на Россию с целью вытеснения
ее из активной морской деятельности;
- рост несанкционированного доступа к
биоресурсам России, резкое возрастание
иностранного влияния на морскую деятельность
России.
***
Второй вопрос
Анализ военно-политической ситуации
в мире позволяет сделать вывод, что для
России существуют реальные угрозы и национальным
интересам: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам относятся:
- развертывание группировок сил и средств,
имеющих цель военного нападения на Россию
или ее союзников;
- территориальные претензии к Российской
Федерации, угроза политического или силового
отторжения от России отдельных ее территорий
(речь идет прежде всего о претензиях Латвии,
Японии, Китая и др.);
- осуществление государствами, организациями
и движениями программ по созданию оружия
массового поражения;
- вмешательство во внутренние дела Российской
Федерации организаций, поддерживаемых
иностранными государствами;
- демонстрация военной силы вблизи границ
России, проведение учений с провокационными
целями;
- наличие вблизи границ Российской Федерации
или границ ее союзников очагов вооруженных
конфликтов, угрожающих их безопасности;
- нестабильность, слабость государственных
институтов в приграничных странах;
- наращивание группировок войск, ведущее
к нарушению сложившегося баланса сил
вблизи границ Российской Федерации или
границ ее союзников и в прилегающих к
их территории морских водах;
- расширение военных блоков и союзов в
ущерб военной безопасности России или
ее союзников;
- деятельность международных радикальных
группировок, усиление позиций исламского
экстремизма вблизи российских границ;
- ввод иностранных войск (без согласия
Российской Федерации и санкции Совета
Безопасности ООН) на территории сопредельных
и дружественных Российской Федерации
государств;
- вооруженные провокации, включая нападения
на военные объекты Российской Федерации,
расположенные на территории зарубежных
государств, а также на объекты и сооружения
на государственной границе Российской
Федерации или границах ее союзников;
- действия, препятствующие работе российских
систем государственного и военного управления,
обеспечению функционирования стратегических
ядерных сил, предупреждению о ракетном
нападении, противоракетной обороне, контролю
космического пространства и обеспечению
боевой устойчивости войск;
- действия, затрудняющие доступ России
к стратегически важным транспортным
коммуникациям;
- дискриминация, подавление прав, свобод
и законных интересов граждан Российской
Федерации в зарубежных государствах;
- распространение оборудования, технологий
и компонентов, используемых для изготовления
ядерного оружия и других видов оружия
массового поражения, а также технологий
двойного назначения, которые могут использоваться
для создания ОМП и средств его доставки.
К внутренним угрозам относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного
строя и нарушения территориальной целостности
России;
- планирование, подготовка и осуществление
действий по нарушению и дезорганизации
функционирования органов государственной
власти и управления, нападений на государственные,
народнохозяйственные, военные объекты,
объекты жизнеобеспечения и информационной
инфраструктуры;
- создание, оснащение, подготовка и функционирование
незаконных вооруженных формирований;
- незаконное распространение (оборот)
на территории Российской Федерации оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
- широкомасштабная деятельность организованной
преступности, угрожающая политической
стабильности в масштабе субъектов Российской
Федерации;
- деятельность сепаратистских и радикальных
религиозно-националистических движений
в Российской Федерации;
- сырьевой характер экономики, низкий
уровень жизни населения.
К понятию трансграничные угрозы относятся
политические, военно-политические или
силовые угрозы интересам и безопасности
Российской Федерации, которые совмещают
в себе черты внутренних и внешних угроз.
Будучи по форме проявления внутренними
по своей сути (источники возникновения
и стимуляции, возможные участники и т.д.),
являются внешними.
Выводы:
1. Несмотря на позитивные перемены в международной
обстановке, резкое сокращение военного
противостояния между государствами,
военно-политическая обстановка в мире
остается сложной и противоречивой.
2. Россия в силу геополитического положения
остро ощущает на себе воздействие негативных
факторов и особенностей современной
военно-политической обстановки.
3. Существуют реальные источники угрозы
национальной безопасности России. Это
требует укрепления и повышения боевой
готовности Вооруженных Сил.
Информация о работе Военно-политическая обстановке в Росии и мире