Военно-политическая обстановке в Росии и мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:44, доклад

Описание работы

Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенденций.
С одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократическую, более справедливую систему международных экономических и политических отношений.
С другой - расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение этому - несанкционированная Советом Безопасности ООН война против Ирака.

Работа содержит 1 файл

Мировая военно.docx

— 17.37 Кб (Скачать)

Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется  сочетанием двух основных тенденций.  
С одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократическую, более справедливую систему международных экономических и политических отношений.  
С другой - расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение этому - несанкционированная Советом Безопасности ООН война против Ирака. 
 
Современную военно-политическую ситуацию в мире можно охарактеризовать следующими основными тенденциями: 
Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Это распространение оружия массового поражения и средств его доставки; международный терроризм; этническая нестабильность; деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность. 
Со всеми этими проявлениями невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. Поэтому в мире повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы. 
Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Россия же выступает за строгое соблюдение норм международного права и будет вступать в подобные коалиции только в том случае, если этого потребуют ее внешнеполитические интересы. 
В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся все более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Кроме того, возникает более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и крупных транснациональных компаний. 
В результате существенно изменилось понимание условий для применения вооруженной силы. Сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны, что объективно расширяет сферу ее внешнеполитической востребованности. 
В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Современный терроризм носит глобальный характер, создает угрозу большинству государств, их политической стабильности, экономической независимости, его проявления приводят к массовым человеческим жертвам, разрушению материальных и духовных ценностей. 
В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась. 
 
Транснациональный характер растущих угроз от террористической деятельности и преступного экстремизма ставит на повестку дня необходимость международного сотрудничества России, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 
Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально- Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с провалом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточением основных сил джихада на Центрально-азиатском направлении. Здесь экстремизм вынашивает реальные планы радикальной "перекройки" политической карты целого региона. 
 
Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ. 
 
 
 
 
В последнее время значительно обострилась внутриполитическая ситуация в Киргизии и Узбекистане, где произошли массовые протестные акции, вдохновленные экстремистскими силами и направленные против существующего режима власти. В результате массовых беспорядков есть человеческие жертвы, нарушения нормального уклада жизни граждан. В Киргизии смещен президент страны А. Акаев, к власти пришли представители оппозиции. В Узбекистане наиболее сложная ситуация сложилась в г. Андижане, где в результате столкновений правительственных войск и участников протестных акций есть убитые и раненые, беженцы в соседнюю республику Киргизию. В настоящее время обстановка нормализуется. 
Несколько осложнились отношения Польши с Россией. Грузия настаивает на скорейшем выводе российских военных баз с ее территории, ведутся непростые переговоры. 
 
В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные "клубы" оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности. 
 
*** 
Справка: 
Угрозы национальной безопасности РФ в Мировом океане: 
- ограничение выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, магистральным морским международным коммуникациям, особенно на Балтийском, Черном и Каспийском морях; 
- резкое изменение соотношения военно-морских сил не в пользу России, а также усиливающееся экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию с целью вытеснения ее из активной морской деятельности; 
- рост несанкционированного доступа к биоресурсам России, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность России. 
*** 
Второй вопрос 
Анализ военно-политической ситуации в мире позволяет сделать вывод, что для России существуют реальные угрозы и национальным интересам: внешние, внутренние и трансграничные. 
К внешним угрозам относятся: 
- развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союзников; 
- территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от России отдельных ее территорий (речь идет прежде всего о претензиях Латвии, Японии, Китая и др.); 
- осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения; 
- вмешательство во внутренние дела Российской Федерации организаций, поддерживаемых иностранными государствами; 
- демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями; 
- наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности; 
- нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; 
- наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах; 
- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России или ее союзников; 
- деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ; 
- ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; 
- вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников; 
- действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск; 
- действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; 
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; 
- распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки. 
К внутренним угрозам относятся: 
- попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; 
- планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; 
- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; 
- незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.; 
- широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабе субъектов Российской Федерации; 
- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации; 
- сырьевой характер экономики, низкий уровень жизни населения. 
 
К понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т.д.), являются внешними.

Выводы: 
1. Несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния между государствами, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой. 
2. Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки. 
3. Существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России. Это требует укрепления и повышения боевой готовности Вооруженных Сил.

Информация о работе Военно-политическая обстановке в Росии и мире