Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово "валеология" [7, 8, 12, 16, 22 и др.], которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здоровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п. (И.И. Брехман, А.И. Бурханов, С.А. Вайншток, В.И. Гончаров, Л.А. Калинкин, Э.М. Казин, В.Д. Медведков, Ю.Н. Моргалев, Л.М. Сураева и др.). Кроме того, листы диссертаций и нормативных актов, журнальные статьи и выступления "зеленых" обильно насыщены термином "экология" [1, 5, 6, 8, 14, 15, 16, 21, 26 и др.], понимаемым некоторыми авторами весьма расширительно, хотя, строго говоря, экология - это биологическая дисциплина, рассматривающая связи и взаимодействия организма с внешней средой существования.

Работа содержит 1 файл

Валеология становление, развитие, проблемы, перспекти.rtf

— 751.08 Кб (Скачать)

Современная структура учебных планов, включающая федеральные стандарты, региональные компоненты и авторские программы, расширила творческие возможности педагогов и позволила заметно разнообразить средства и методы физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся и воспитанников дошкольных учреждений. Это - дополнительные "уроки здоровья" в начальных классах, цель которых - на основе межпредметных связей формировать знания школьников по вопросам физической активности, рационального питания, использования свойств природы в укреплении здоровья, личной гигиене, а на занятиях на свежем воздухе в играх и босохождении, при обливании водой и обтирании снегом укреплять резистентность растущего организма (B.C. Николаев, М.И. Поляков, Г.Я. Шидловский, Т.Н. Шидловская, А.П. Забродин и др.).

Следует подчеркнуть, что подобного рода поиски и совершенствование образовательно-воспитательной деятельности ведутся повсеместно [12, 15, 16, 32-36].

Творческое оживление фактора дополнительного образования в общеобразовательных школах и в учреждениях (В.Г. Бауэр, Н.В. Кудряцева, Е.А. Горбунова и др.) отразилось и на деятельности учебных заведений высшего профессионального образования. О необходимости системного физкультурного валеологического образования студентов убедительно говорят педагоги и ученые (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Н.И. Голицина, Т.В. Карасева, B.C. Блюдик, Л.Н. Лесохина, Э.Н. Раимова, В.А. Пономарчук и др). Эту вдею поддержал и министр образования, утверждавший на страницах "Медицинской газеты", что интегрирование медицинской и педагогической валеологии ведет к единой цели - сохранению здоровья детей и что этот процесс должен опираться на уже накопленный опыт сотрудничества регионов, отдельных учреждений, там, где есть реальные результаты. На одном из заседаний коллегии решено создать на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования в Москве и Российской медицинской академии последипломного образования Федеральный центр валеологии и медико-психологических проблем образования. К этому можно добавить, что и в Самаре создан и действует факультет педагогической валеологии, на котором повышают квалификацию специалисты Среднего Поволжья. На дошкольном факультете Армавирского госпединститута разработаны и внедряются учебно-методические комплексы "Физическое воспитание", "Теория и методика физического воспитания детей" (В.А. Петьков и др.), а в Тульском педагогическом вузе подготовка учителя физической культуры включает курс "Экология и диалектика" (О.Б. Серегина, И.М. Туровский), который практически осваивается на занятиях с детьми 5-10 лет в нескольких детских комбинатах и школах, размещающихся на территориях со следами чернобыльского загрязнения [34]. Ныне более 60 учебных заведений ведут валеологическую подготовку специалистов, потребность в которых продиктована жизнью. Срочно нужны базовый учебно-методический комплекс, учебные пособия, позволяющие обеспечить необходимый и достаточно надежный информационный фонд специалистов здорового образа жизни (см. рисунок).

 

Речь идет о том, что валеологическое образование имеет междисциплинарный характер и должно осуществляться с использованием межведомственного сотрудничества и творческих связей специалистов разного профиля - педагогов и архитекторов, медиков и инженеров, транспортников и градостроителей, диетологов и юристов. В этом убеждает осуществление нескольких научно-исследовательских и педагогических экспериментальных программ, связанных с реабилитацией здоровья людей, находящихся в районах и работающих на предприятиях с негативной экологической обстановкой, охваченных антропогенными загрязнениями (ЛА. Калинкин, М.В. Винодарова, Л.В. Костина, И.В. Богданов, Н.В. Минина, О.В. Островская, А.Н. Горбатов, Т.Н. Денина), в ходе которых приходилось решать вопросы правовых отношений и совершенствовать оздоровительные технологии, разрабатывать и создавать новые образцы оздоровительной техники, тренажеров и использовать радиоиммунологические методы определения количественных характеристик гормонов в сыворотке крови. Иными словами, решение проблем здоровья в современном мире невозможно полукустарными или камерально ограниченными методами. Формирование и осуществление здорового образа жизни, овладение основами валеологии объективно требуют всемерного расширения гносеологических связей разных наук и соответствующего фронта и ресурсов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, повышения их качества, а также квалификации и ответственности исполнителей.

Однако выполнение научно-исследовательских разработок не должно завершаться лишь написанием отчетов. Главный критерий плодотворности таких разработок - опытно-конструкторское внедрение, а еще лучше - создание образцов продукции и технологии массового производства, будь то оздоровительная техника, тренажеры или параметрически закрепленные комплексы педагогического или врачебно-оздоровительного воздействия на людей и т.п.

При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, создания и обустройства маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экоста-дионов и т.п.

4. Перспективные направления развития валеологии

 

Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.

1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские разработки, которые включают:

- обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;

- выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;

- активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;

- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.

2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.

3. Организация образовательно-пропагандистской кампании "Здоровый образ жизни и культура быта", включающей популяризцию разнообразной валеологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.

4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.

5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.

 

Литература

 

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

10. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1991.

11. Виноградов П.А., Гуськов С. И. Здоровье - это прибыль. М., 1991.

12. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М., 1996.

13. Граевская Н.Д. Бодрость и здоровье. М., 1979.

14. Здоровье народа - богатство страны. М., 1989.

15. Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века /Под общ. ред. П.А. Виноградова. М., 1994.

16. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века /Сост. В.И. Жолдак. Томск, 1996.

17. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. М., 1990.

18. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетар-ный феномен человека. Новосибирск, 1991.

19. Калинкин Л.А. и др. Межкафедральный план преподавания валеологии (оздоровительно-профилактической основы медицины) для студентов медицинских институтов. М., 1986.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1978.

20. Калинкин Л.А., Шкляев Н.А., Жолдак В.Н., Крылова В.М., Гладченко B.C., Котяшев С. В., Краснов М.А., Мазопов С. В., Никитин В.Ю., Пина-ев А. В., Середа Е.В., Маркетинговые аспекты развития туризма / Теор. и практ. физ. культ., 1997, № б, с. 48.

21. К здоровой России /Ред. Р.Г. Оганов, Р.А. Халитов, Г.С. Жуковский. М., 1994.

22. Колбанов А. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб., 1994.

23. Коробков А.В. Движение и здоровье. М., 1964.

24. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. М., 1972.

25. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. М., 1988.

26. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., 1988.

27. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

28. Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев, 1989.

29. Охрана здоровья населения России. Вып. 1. М., 1995.

3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

30. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М., 1995.

31. Смирнов Н.К. Валеология. М., 1995.

32. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни /Сост. В.И. Жолдак. М., 1996.

33. Физическая культура индивида /Под общ. ред. В.Д. Сонькина. М., 1994.

34. Физическая культура - основа здорового образа жизни /Под общ. ред. В.И. Жолдака. М., 1995.

35. Физическая культура - основа здорового образа жизни /Под общ. ред. Н.В. Барышевой. Самара, 1996.

36. Физическая культура, спорт и здоровье нации /Ред. О.В. Колодий и др. СПб., 1996.

37. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. М., 1988.

38. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., 1995.

 


 



Информация о работе Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы