Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:27, реферат
В многообразии теоретических взглядов на предмет, структуру и методы социологии можно выделить два четко выраженных направления:
1. Сведение социологии к узкоэмпирическому подходу, по сути дела отрицающему необходимость общей социологической теории под предлогом того, что социология может обладать только специальной научной теорией.
2. Стремление поставить эмпирические исследования на серьезный научный фундамент – теоретический базис общей социологии.
4. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФИНИЦИЙ.
Основным элементом парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются.
Парадигма социальных дефиниций также имеет различные направления.( В частности, она выражена в символическом интеракционизме и этнометодологии.)
Символический интеракционизм (взаимодействие) сосредотачивает свое внимание на анализе социальных взаимодействий в основном в их символическом значении, особенно с точки зрения языка.
Основная категория символического интеракционизма «значение», которым обладает все, к чему прикасается человек, т. е. вся действительность, весь практический мир человека.
▪ Интеракционисты действуют на основе гипотезы о том, что общие понятия (дефиниции), ценности и нормы возникают из процесса взаимодействия людей, служат для регулирования и освоения людьми социального мира и взаимодействия в нем людей.
▪ Большое внимание отводят интеракционисты условиям, при которых возникают различные (ясные и неясные) понятия, ценности и нормы. Этот анализ позволяет им постичь факт возникновения и становления различных социальных организаций. Однако внутри школы интеракционистов существуют некоторые различия.
▪ Наиболее важным постулатом символического интеракционизма является процесс социальных взаимодействий, в результате которого люди вырабатывают различные представления о социальном мире, в котором они живут.
Концепция социального действия занимает особое место в парадигме социальных дефиниций, но с точки зрения не самих действий, а отражающей их системы понятий.
По мнению Парсонса, все многообразие человеческой деятельности может быть представлено в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма.
Среда функционирования действия системы имеет две границы:
Нижнюю границу представляют физико-органические явления природы, а также анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме самого индивида.
Верхнюю границу среды представляет «предельная реальность», под которой Т. Парсонс понимает совокупность значений и символов, определяющих отношение общества к экзистенциальным проблемам – рождению, смерти, страданиям и т. д.
Важным направлением парадигмы социальных дефиниций является и этнометодология, основной постулат которой исходят из того, что, вступая во взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие.
Этнометодология базируется на четырех допущениях:
во-первых, отождествлении социального взаимодействия с речевой коммуникацией;
во-вторых, отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого – собеседника;
в-третьих, выделении двух слоев в интерпретации – понимания и разговора;
в-четвертых, отождествлении структурной
организации разговора с
Этнометодология весьма широко понимают «язык» человеческого общения, подразумевая под ним не только словесные выражения, во и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание.
Важность этнометодологии заключается в том, что она изучает феномены, которым раньше почти не уделялось внимания.
5. ПАРАДИГМА ДЕТЕРМИНИЗМА.
К этой парадигме относится ряд теоретических концепций, которые связаны с факторами, детерминирующими социальные отношения людей: экономическими, географическими, культурными, технологическими.
В концепции Соловьева можно выделить три тенденции:
К парадигме детерминизма можно отнести и марксизм. Социально-исторический детерминизм К. Маркса имеет явно выраженную экономическую направленность, сводящую в конечном счете все социальные отношения к формам собственности, экономической обусловленности.
При изложении своей социологическо
В. Келле и М. Ковальзон: считают, что из марксизма «выпали» проблемы «деятельности» человека, а также развития людей и вводят в методологию философско-социологического исследования общества проблему человека, индивида, личности не просто в виде отдельной темы (общество и личность и т. д.), а как один из аспектов подхода к историческому процессу в целом.
Односторонность социологической концепции К. Маркса, его экономический детерминизм сделали ее непопулярной и догматической.
Марксизм как научное направление социологии не только претендовал на роль тотальной системы знаний, объясняющих возникновение и функционирование общества в целом, но и рекомендовал, как надо действовать членам общества при решении различных социальных проблем.
Кризис марксистского направления в социологии проявляется:
Культурный детерминизм в западной социологии берет свое начало в трудах М. Вебера.
На формирование идей культурного детерминизма оказала большое влияние и школа культурной антропологии Л. Уайта, М. Мид, А. Кардинера и др.
Согласно концепции культурного детерминизма, явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества и общественных отношений. При этом сама культура рассматривается как автономное, независимое от других сфер общества, образование.
Представители концепции культурного детерминизма определяют культуру как совокупность общеразделяемых символов и значений, включающую в свое содержание фундаментальные ценности, обычаи, традиции, верования, язык и т. д.
Не менее распространенной концепцией является технологический детерминизм, отводящий решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям в системе производства. С отдельными положениями технологического детерминизма нельзя не согласиться.
В частности, с положением о том, что любые крупные изменения в технике или технологиях влекут соответствующие социальные изменения.
Технологический детерминизм тесно взаимодействует с теориями социальных изменений, культурного отставания, «революции менеджеров», исследующими проблемы противоречий между технико-технологическими и социокультурными процессами, их влияние на характер общественных отношений.
Крайней формой технологического детерминизма является техницизм – особый тип общественного сознания, связывающий решение социальных проблем и социального развития с нововведениями в технологиях и технике.
Концепции технологического детерминизма в разных формах представлены в работах западных ученых (социологов, социальных психологов и экономистов): Т. Веблена (1857-1929), Дж. Г. Гэлбрейта (р. 1908), Д. Белла (р. 1919), П. Дракера (р. 1919) и др.
ВЫВОД:
Итак, многочисленные социологические школы сформулировали множественные теории, объясняющие воаимодействия человека с обществом, группой. Каждая социологическая научная школа имеет свой предмет анализа, методы познания, по-своему видит структуру социологического знания.
В каждой научной парадигме есть свои плюсы и минусы, и именно в этом многообразии отражается все богатство мировой социологической науки, все направления поисков научных истин, содержится весь спектр проблем, которые предстоит решать каждому обществу в отдельности и всему мировому сообществу в целом.
Теоретический монизм и догматизм – всегда путь, ведущий в тупик.
Любая научная теория и парадигма имеют право на существование до тех пор, пока их признает научное сообщество, но именно время подводит окончательный итог, так как истинно великое не имеет временных границ.
Информация о работе Уровни и парадигмы социологического знания