Угрозы государственной и национальной безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:23, реферат

Описание работы

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Содержание

Введение…………………..1
1. Национальные интересы…….1
2. Обеспечение государственной и национальной безопасности Российской Федерации……..2
3. Система обеспечения государственной и национальной безопасности …4
4. Угрозы государственной и национальной безопасности Российской Федерации……6
Заключение……8
Список использованной литературы…..9

Работа содержит 1 файл

национальные интересы рф.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………..1

1. Национальные интересы…….1

    2. Обеспечение государственной и национальной безопасности Российской Федерации……..2

3Система обеспечения государственной и национальной безопасности …4

4. Угрозы государственной  и национальной  безопасности Российской  Федерации……6

Заключение……8

Список  использованной литературы…..9

Введение. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

  1. Национальные интересы. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального  государства, в достижении и поддержании  общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства  состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в  развитии равноправного и взаимовыгодного  международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Национальные  интересы в духовной сфере состоят  в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма  и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные  интересы России в международной  сфере заключаются в обеспечении  суверенитета, упрочении позиций  России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные  интересы России в экологической  сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими  национальных интересов России являются защита личности, общества и государства  от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  и их последствий, а в военное  время - от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий. Состояние  отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений- все эти факторы создают в совокупности широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

    2.     Обеспечение государственной и национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов..

Основными направлениями  защиты конституционного строя в  России являются:

• обеспечение  приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

• разработка организационных  и правовых механизмов защиты государственной  целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

• выработка  и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

• совершенствование  механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и  пресечение их деятельности.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации  включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния  всех народов России, формирование государственной политики в области  духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование  эфирного времени в электронных  средствах массовой информации для  проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные  проявления, а также включает в  себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Обеспечение военной  безопасности Российской Федерации  является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в  данной области является обеспечение  возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и  другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации  требуют наличия достаточной  для ее обороны военной мощи. Вооруженные  Силы Российской Федерации играют главную  роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей  Российской Федерации является осуществление  сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том  числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение  совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в  локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание  для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление  Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших  стратегических направлений в области  обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное  взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Интересы обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих  обстоятельствах необходимость  военного присутствия России в некоторых  стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

• применение всех имеющихся в ее распоряжении сил  и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения  вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

• применение военной  силы внутри страны допускается в  строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения  угрозы жизни граждан, территориальной  целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Важная роль в обеспечении национальных интересов  России принадлежит оборонному промышленному  комплексу. Реструктуризация и конверсия  оборонного промышленного комплекса  должна осуществляться без ущерба для  развития новых технологий и научно-технических  возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники  и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке  вооружений.

3Система обеспечения государственной и национальной безопасности Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

• Президент  Российской Федерации - руководит в  пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством  Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему  органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях  Федеральному Собранию уточняет отдельные  положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

• Федеральное  Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную  базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

• Правительство  Российской Федерации - в пределах своих  полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном  порядке статьи федерального бюджета  для реализации конкретных целевых  программ в этой области; 

• Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для  Президента Российской Федерации проекты  решений по их предотвращению, разрабатывает  предложения в области обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения  по уточнению отдельных положений  Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения  национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

• федеральные  органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в  пределах своей компетенции разрабатывают  нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству  Российской Федерации;

Информация о работе Угрозы государственной и национальной безопасности Российской Федерации