Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:44, реферат
По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и развитие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знающие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходимо прививать культуру труда и заниматься пропагандой его охраны. Каким образом это делать?
Введение
Цели и задачи
Информирование
Беседы по охране труда
Творческий подход к пропаганде
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и развитие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знающие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходимо прививать культуру труда и заниматься пропагандой его охраны. Каким образом это делать?
Информационное и
Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабинетах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Кабинет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводится обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные привлечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.
Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмотрен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уголок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства.
Агитацию за безопасность
можно проводить и
Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздействия на работников, а также предполагает обеспечение средствами индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека, и в результате увеличивается производительность труда.
В свою очередь, главной задачей пропаганды является создание позитивного настроя по отношению к безопасности труда - при ее достижении почти все методы будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. Если заниматься пропагандой активно и регулярно, она также будет способствовать быстрому внедрению современных средств обеспечения техники безопасности и точному соблюдению санитарно-гигиенических требований.
Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использовать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потенциальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.
О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.
Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но отсутствует обратная связь. Информация здесь доводится до работников с помощью печатных изданий (брошюр, информационных листков), плакатов, информационных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуальных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников организации существует возможность контролировать восприятие переданной информации. Этот способ пропаганды реализуется посредством бесед и коллективного обсуждения проблем.
Плакаты и стенды
Самым распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Его назначение - раскрыть природу опасности, разъяснить работнику, в чем и как она может проявиться, и благодаря этому усилить мотивацию к безопасной работе. Плакат является наиболее простым и дешевым способом агитации, в то же время он эффективен, поскольку плакаты на стендах сотрудники изучают более часто и детально по сравнению с другими источниками информации. Главное здесь - заинтересовать работника: материал должен привлекать внимание, заставлять задуматься. Плакаты целесообразно размещать не только в кабинетах или уголках охраны труда, но и на рабочих местах. В этом случае их эффективность возрастает.
Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности работника отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошибки, сколько причина произошедшего.
Лекции
Хорошим способом повышения уровня информированности коллектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену пришли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направляют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.
Поэтому для всего коллектива учреждения полезно хотя бы иногда читать доклады (это могут делать руководители подразделений). Их задача - расширить кругозор слушателей и привлечь внимание к вопросам охраны труда, на примерах состояния охраны труда и анализа конкретных недостатков дать рекомендации по их устранению. Темами таких лекций, например, могут быть:
- меры безопасности при работе за компьютером;
- профилактические мероприятия по снижению утомляемости глаз;
- способы устранения причин профессиональных заболеваний;
- профилактика профзаболеваний.
Какой способ выбрать?
Конкретный способ пропаганды должен выбираться в зависимости от того, какую задачу предстоит решить учреждению. В представленной ниже таблице показано, насколько пригоден тот или иной способ одноканальной коммуникации для решения основных задач пропаганды охраны труда. Число плюсов в таблице указывает на степень эффективности способа (+ - средняя степень, + + - высокая степень).
Эффективность способов одноканальной коммуникации
Задачи пропаганды охраны труда |
Способы пропаганды охраны труда | |||
Плакаты |
Доклады, |
Печатный |
Кино, | |
Обучение безопасному выполнению простой работы |
+ + |
+ + |
||
Краткие пояснения по ходу работы |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
Пояснения причин несчастных случаев |
+ + |
+ + | ||
Иструктаж, разъяснение целей использования средств защиты |
+ + |
+ + | ||
Сообщение о несчастных случаях |
+ + |
Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные проблемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллективе возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных путей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по безопасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.
Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в неформальной обстановке заострить внимание сотрудников на имеющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от исполнителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для организации в настоящий момент.
В последнее время при пропаганде охраны труда приветствуется (особенно в молодых коллективах) применение новых, «неформальных» способов. Пример такого неформального подхода - организация различных конкурсов на тему охраны труда, использование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств для распространения информации, а также внедрение собственных систем оценки состояния охраны труда, в том числе предусматривающих материальное стимулирование работников (например, систему премирования/депремирования). Можно предусмотреть и нематериальное поощрение (наказание), например, в том же уголке охраны труда размещать информацию о работниках, которые нарушили правила техники безопасности.
Традиция ежегодно 28 апреля
отмечать Всемирный день охраны труда
также поможет организации
В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Автономное образовательное учреждение два раза в год проводит смотр учебных кабинетов, в котором участвует руководство АУ. Цель мероприятия - выявить, соответствуют ли помещения требованиям санитарных норм и правил, способствуют ли качественному проведению учебных занятий. Для этого в учреждении разработаны критерии оценки учебных классов, мастерских, методических центров, а по итогам смотра предусмотрены меры материального стимулирования, которые прописаны в коллективном договоре. По результатам последнего смотра в январе 2011 года пять сотрудников учреждения получили премию в размере 3 тыс. руб.
Именно творческий подход к информированию работников позволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении качества охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию организации в целом.
Заключение
В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаганды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотрудники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления условий труда.
Список литературы