Третья демографическая революция и пределы роста человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:39, доклад

Описание работы

Численность населения ограничена количеством доступной пищи. Это количество представляет собой произведение площади с/х земель на среднюю урожайность (продуктивность). Количество доступной пищи растет с вовлечением в с/х производство новых земель и с увеличением производительности труда. Этот процесс достаточно медленный, поэтому в первом приближении численность населения остается постоянной в течение жизни поколения. Так было в течение миллионов лет. Преодолеть этот барьер смерти невозможно ни при какой высокой рождаемости. В России с незапамятных времен до 20-х годов прошлого века, например, рождаемость составляла в среднем 7 человек на женщину за всё время её жизни, т.е. была максимально возможной. При этом пятеро из семерых были обречены умереть, не оставив потомства.

Работа содержит 1 файл

Третья демографическая революция и пределы роста человечества.docx

— 462.49 Кб (Скачать)

Третья демографическая  революция и пределы роста  человечества.

За свою жизнь женщина  производит около 50 яйцеклеток и может  иметь около 20 беременностей. Таким  образом, человечество может удесятеряться  каждые 50 лет. В действительности население  земного шара растет гораздо медленнее. И дело не в том, что не все беременности заканчиваются родами.

Численность населения ограничена количеством доступной пищи. Это  количество представляет собой произведение площади с/х земель на среднюю  урожайность (продуктивность). Количество доступной пищи растет с вовлечением  в с/х производство новых земель и с увеличением производительности труда. Этот процесс достаточно медленный, поэтому в первом приближении  численность населения остается постоянной  в течение жизни поколения. Так было в течение миллионов лет. Преодолеть этот барьер смерти невозможно ни при какой высокой рождаемости. В России с незапамятных времен до 20-х годов прошлого века, например, рождаемость составляла в среднем  7 человек на женщину за всё время её жизни, т.е. была максимально возможной.  При этом пятеро из семерых были обречены умереть, не оставив потомства.

Пищевой предел не является единственным. Численность населения  может и не доходить до пищевого предела. Люди умирают по многим причинам, и важность этих причин с течением времени менялась. Если в незапамятные времена люди, вовлеченные в пищевую  цепь, гибли от зубов хищников, то потом, с изобретением огня, лука и  дубины основной причиной смерти на долгие века стали инфекционные болезни. Смерть от болезней маскировала роковую  роль голодной смерти. Погибали главным  образом самые слабые, бессловесные младенцы. Высокая детская смертность была привычной. Бог дал, бог взял. Младенцы не роптали. Смерть от голода становилась массовой, если после ряда урожайных лет, когда население вырастало, начинались годы неурожайные, неспособные прокормить излишек населения.

Взрослые сопротивлялись голодной смерти отчаянно. Можно было увеличить площадь пахотных земель, и подсечное земледелие сводило  леса, превратив, например,  центральную Австралию в поистине выжженную землю. Точно так же, истощившись от интенсивного земледелия, в пустыню превратились некогда богатейшие степи Северной Африки и Средней Азии. Когда своих земель не хватало, толпы, объединенные голодом и  стадным инстинктом,  бросались на освоение чужих земель, уничтожая всё на своем пути подобно стаям саранчи или живым волнам леммингов. Такова причина переселения народов, крестовых походов и многих войн, включая Великую Отечественную, начатую Гитлером во имя завоевания жизненного пространства на Востоке.

Можно было увеличить урожайность, и действительно, появление картофеля  сразу удвоило население Европы и прекратило крестовые походы.

Все эти громадные усилия уже в прошлом веке позволяли  выжить не 2, а 3,4 из 7. В России 20-х  годов до возраста родителей доживало больше половины (63%) родившихся детей. Именно эти усилия, технический прогресс, увеличение количества пищи привели  к демографическому взрыву в развивающихся  странах в новейшее время.  Одновременно успехи медицины, победа над инфекционными болезнями привели к тому, что детская смертность повсеместно упала. Детям надо в разы меньше пищи, чем взрослым.  Они стали выживать. Но маленькие дети вырастают и начинают требовать много пищи, которой нет, поэтому смерть взрослого, политически активного населения от голода стала главной бедой развивающихся стран.

Таким образом, нет никаких причин считать, что высокая рождаемость  и высокая смертность сменилась  высокой рождаемостью и низкой смертностью, как об этом говорит академик Вишневский. Смертность по-прежнему высокая, снизилась только младенческая смертность. По-прежнему большинство рожденных детей умирает, не дожив до возраста родителей и не дав потомства.

Развитые страны, из сострадания  к гибнущим от голода народам, посылают в охваченные бедствием страны продовольствие, но эта мера никакого эффекта дать не может.  Уцелев благодаря гуманитарной помощи, люди развивающихся стран рожают по 7 детей, на которых уже не хватает никакой гуманитарной помощи.

Для демографии нет никакой  разницы, кто из семерых детей  умрет, а кто выживет и оставит  потомство. Но для самих детей  это отнюдь не всё равно. Борьба между  особями одного вида за выживание  называется внутривидовой борьбой. У людей она ведется, как правило,  не между членами одной семьи, а между родами, а сейчас между нациями и государствами. Претензии Запада на нашу Сибирь, подозрение русских по отношению к китайским замыслам по заселению этой же Сибири – это современные примеры внутривидовой борьбы за жизненное пространство. Есть и другие подходы. Индустриально развитые страны во главе с США планируют и осуществляют масштабные проекты по сокращению населения окружающих стран. Это делается путем распространения центров планирования семьи, через контрацепцию, стерилизацию, безопасные аборты. Заключаются международные соглашения, и страны сами берут на себя обязательства по сокращению рождаемости. Подписала такие соглашения (например, Каирскую декларацию в которой меры по сокращению населения маскируются "планированием семьи", борьбой с абортами и СПИДом) и Россия. 

Что такое развитые страны? Это страны, более развитые, чем  другие. Понятие относительное. Например, во времена Колумба Испания была индустриально развитой страной, а  ацтеки и инки жили в неразвитых странах. Но рождаемость в Испании  была столь же высока, как и у  коренных народов Америки.   В конце 19-го -начале 20-го века Россия была индустриально развитее, чем за век до того, она строила броненосцы, самолеты и автомобили, но рождаемость в ней была 7 человек, из которых 4-5 умирали, не оставив потомства. И сейчас, в наше время, в гигантских мегаполисах, Нью-Йорке, Токио, Москве первой причиной смерти должна была быть голодная смерть. Орды малолетних преступников, умирающие на мостовой нищие и старики, невообразимая бедность рядом со сверкающими витринами магазинов  должны были быть привычной картиной мегаполисов.  

Но в самих индустриально  развитых странах, о чудо, рождаемость  падает. Производимых продуктов вполне хватает на всё население. Голодных нет.

Что же случилось, почему люди в современных индустриально  развитых странах стали ограничиваться 1-2 детьми? Почему раньше они не осознавали, что пятеро из семерых детей в  семье обречены на скорую смерть, а  теперь стали соблюдать равновесие между жизнью и смертью? Академик Сергей Капица разводит руками, это  выше его понимания. Сторонники теории демографического перехода считают, что  это происходит оттого, что при  низкой смертности нет необходимости  в высокой рождаемости. Никакого смысла в этом умозаключении нет. Люди в своем поведении исходят  из собственных интересов, а не из демографических расчетов. Причиной снижения рождаемости является присвоением  государством доходов родителей  от эксплуатации их детей, доходов, которые должны направляться (и прежде направлялись) в семью для восполнения средств, потраченных на воспроизводство человека. Инструментами такого присвоения является пенсионное законодательство и пенсионный фонд, а непременным условием – развитие производства на основе наемного труда, т.е. индустриализация, урбанизация и пролетаризация общества, разрушение традиционного  натурального хозяйства, при котором дети были работниками у родителей. Достаточно убрать пенсионный фонд и направить доходы от эксплуатации детей их собственным родителям, как иметь детей станет прибыльно, и рождаемость вернется к показателю 7 человек на семью. Произойдет Третья демографическая революция и новый демографический взрыв. После этого, как только численность населения России выйдет за черту, ограниченную наличием доступной пищи, начнется массовый голод, и половина рожденных детей станет умирать, не дав потомства.

Сколько же человек может  прокормить Россия и с каким темпом растет количество производимой пищи?  То есть, как быстро может расти население России без угрозы массового голода и как долго это будет продолжаться? Есть ли перспектива у семидетной семьи?

В 1996 году у нас было 100 млн га посевных площадей. С тех  пор ежегодно посевные площади сокращаются, и в этом году составили 77 млн  га. Урожайность составляет 26,4 ц  с га. 2,64 млрд ц или 0,264 млрд т. Пусть  человек съедает в день 1 кгпищи в пересчете на хлеб. Тогда получается 0,72 млрд порций пищи  по 1 кг ежедневно. То есть, Россия может прокормить 720 млн  человек, а , учитывая, что в севооборот может быть введено немало новой земли, то цифра 1 млрд человек будет вполне реальной.  Япония с мизерной площадью кормит 130 млн человек.

С каким темпом будет расти  население, когда резервы увеличения  посевных площадей будут исчерпаны и увеличение количества продовольствия можно будет добиться только увеличением урожайности?

ФАО (продовольственная и  сельскохозяйственная комиссия ООН) 23 сентября в Риме опубликовала доклад, что к 2050 году произойдет 70%-ный рост урожайности зерновых. Таким образом, за 40 лет население России может  увеличиться еще на 700 млн человек  к тому миллиарду, который оно  могло бы иметь сегодня.

Чтобы от сегодняшних 140 млн  человек прийти через 40 лет к  1700 млн человек, население России должно расти  на 40 млн человек ежегодно. Женщин детородного возраста в России максимум 20 млн. Для такого темпа каждая должна рожать по 2 ребенка ежегодно. Даже с учетом того, что население растет не в арифметической, а в геометрической прогрессии, ясно, что к 2050 году достичь пищевого предела население России не может.

70%-ный прирост населения  за 40 лет означает, что кроме 2-х  детей, необходимых для простого  воспроизводства, двое родителей  могут иметь еще 1,4 ребенка  за всю свою жизнь (так как  детородный период не превышает  40 лет), всего 3,4 ребенка на женщину  в 2009 году. Интересно, что в  20-х годах пара родителей имела  те же 3,4 ребенка, которые могли  дожить до возраста родителей.  За прошедшие 90 лет темпы прироста  продовольствия (и, значит, максимальной  численности населения) не изменились.

Так ли это будет и впредь?

Поставим вопрос о том, с какими максимальными темпами  может увеличиваться количество продовольствия на Земле?

Урожайность зерновых имеет  свой предел, который определяется среднегодовым  потоком солнечной радиации. Никакая зеленая революция не способна отменить законы фотосинтеза. Однако пищевой белок можно производить биотехнологическим путем. Известно, что микроорганизмы размножаются с темпом одно деление в 2 минуты, и за 24 часа одна бактерия может произвести такое количество биомассы, которое покроет всю землю слоем толщиной в 1 метр. Если вместо бактерий размножать клетки мышц крупного рогатого скота, а в качестве энергии использовать энергию термоядерного синтеза (доступ к которой будет открыт уже в этом веке), то о пищевом ограничении на численность населения можно будет забыть. Темп прироста количества пищи превысит максимальный темп прироста населения, обусловленный биологией человека. Углекислый газ, азот  и вода, необходимые для синтеза пищи, имеются на Земле в избытке. Таким образом, именно биологические свойства человека являются пределом темпов роста человечества.

Плотность населения будет  расти. Имеет ли предел плотность  населения? Казалось бы, если количество людей на поверхности земли будет  превышать 4 человека на кв. метр, на дальнейшем росте численности населения  Земли можно ставить крест.

Однако переход от двумерного расселения людей к трехмерному, создание многоуровневых городов, а  затем и освоение космического пространства снимает и это ограничение.

Вся история человечества является историей преодоления многочисленных пределов, стоявших на пути его развития.

Сегодня даже трудно себе представить  Россию будущего, многомиллиардную страну, вся территория которой покрыта  гигантскими городами, ночное сияние которых видно невооруженным  глазом  из далеких  глубин космоса.


Информация о работе Третья демографическая революция и пределы роста человечества