Транспортные аварии и катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- выделить сущность аварий и катастроф, критерии и отличия;
- рассмотреть виды транспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1 Понятие аварии и катастрофы, их отличия.
1.2 Особенности транспортных аварий (катастроф)
Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф
2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)
2.2 Аварии на железнодорожном транспорте.
2.3 Аварии на авиационном транспорте.
2.4 Аварии на водном транспорте.
Глава 3. Модернизация транспортной системы и её этапы.
3.1 Модернизация транспортной системы и её этапы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Транспортные аварии и катастрофы.docx

— 29.11 Кб (Скачать)

Транспортные аварии и катастрофы 

Размещено на / 

 Федеральное агентство  по образованию 

 ГОУ ВПО Саратовский  государственный социально-экономический  университет 

 Кафедра экологии  и безопасности жизнедеятельности 
 

 Курсовая работа  на тему: 

 «Транспортные  аварии и катастрофы» 
 

 Выполнил: студент 

3 курса 5 группы 

 Лихтин Ю.Ю. 

 Проверила: доц.  каф Федотова Е.В. 
 

 Саратов 2010 г. 

       Содержание 
 

     Введение.  

     Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность 

     1.1 Понятие аварии и катастрофы, их отличия.  

     1.2 Особенности транспортных аварий (катастроф)  

     Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф 

     2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)  

     2.2 Аварии на железнодорожном транспорте.  

     2.3 Аварии на авиационном транспорте.  

     2.4 Аварии на водном транспорте.  

     Глава 3. Модернизация транспортной системы  и её этапы. 

     3.1 Модернизация транспортной системы  и её этапы.  

     Заключение.  

     Список  использованной литературы. 
 

       Введение 
 

       В Российской Федерации, как  и в других развитых странах,  транспорт является одной из  крупнейших базовых отраслей  хозяйства, важнейшей составной  частью производственной и социальной  инфраструктуры.  

       Транспортные коммуникации объединяют  все районы страны, что является  необходимым условием ее территориальной  целостности, единства ее экономического  пространства. Они связывают страну  с мировым сообществом, являясь  материальной основой обеспечения  внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую систему.  

       Выгодное географическое положение  страны позволяет России получать  значительные доходы от экспорта  транспортных услуг, в т.ч. от  осуществления транзитных перевозок  зарубежных стран по своим  коммуникациям.  

       О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 г. – 27,0%), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 г. - 8%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.- 10,4%) и в численности занятых на них работников (в 2007 г. – 6,3%), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны. 

       Целью данной работы является  рассмотрение сущности транспортных  аварий и катастроф. 

       Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:  

      - выделить сущность аварий и  катастроф, критерии и отличия; 

      - рассмотреть виды транспортных  аварий и катастроф, их причины  и характеристики;  

       В настоящее время любой вид  транспорта представляет потенциальную  угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно  с комфортом и скоростью передвижения  принес и значительную степень  угрозы. 

       Глава 1. Транспортные аварии и  катастрофы, понятия и сущность 
 

      1.1 Понятие аварии и катастрофы, их отличия 
 

       Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это  внезапная остановка работы или  нарушение установленного процесса  производства на промышленных  предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению  или уничтожению материальных  ценностей, поражению или гибели  людей.  

       Катастрофа – это крупная авария  с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими  последствиями.  

       Главный критерий в различии  аварий и катастроф заключается  в тяжести последствий и наличии  человеческих жертв. Как правило,  следствием крупных аварий и  катастроф являются пожары и  взрывы, в результате которых  разрушаются производственные и  жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ. 
 

      1.2 Особенности транспортных аварий (катастроф) 
 

       Днем и ночью в ж/д поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, которые не пользуются услугами различных видов транспорта. 

       Однако развитие транспортной  системы, повышение ее роли  в обществе сопровождается негативными  факторами, среди которых наиболее  отрицательным является высокий  уровень аварийности транспортных  средств и ДТП. Любое транспортное  средство – источник повышенной  опасности. Это связано с возможными  ДТП, крушениями и авариями  пассажирских поездов, воздушных  и морских судов, травмами при  посадке в транспортное средство  и в процессе его движения. 

       В целом транспортно-дорожная  безопасность человека как пассажира  и пешехода обеспечивается высоким  уровнем профессиональной подготовки  водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные дорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т.п.), пассажир транспортного средства, пешеход. 

       Не все опасные ситуации разрешаются  благополучно, значительная их часть  заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария – это  происшествие, повлекшее за собой  гибель или телесное повреждение  людей либо повреждения транспортных  средств сооружений и грузов. 

       Лучший способ повысить личную  транспортно-дорожную безопасность  – это не создавать аварийные  ситуации, а в случае их возникновения  (не зависимо в следствие чего они возникли) успешно им противодействовать. 

       Глава 2. Особенности транспортных  аварий и катастроф 
 

      2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП) 
 

       Причины дорожно-транспортных происшествий  могут быть самые различные.  Это, прежде всего, нарушение  правил дорожного движения, техническая  неисправность автотранспорта, превышение  скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.  

       Всем памятен случай, который  произошел в 1994 г. в Москве  на Дмитровском шоссе, когда  бензовоз врезался в стоящий  троллейбус. Бензин разлился по  мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас  охватил людей. Многие выскакивали  из троллейбуса и бежали как  горящие факелы. Другие сгорали  в этом месте же на месте.  Погибли пассажиры, ни в чем  не повинные люди. А всему виной  халатность, пренебрежение элементарными  правилами.  

       Другой причиной дорожных аварий  является неудовлетворительное  состояние дорог. Иногда на  проезжей части можно видеть  открытые люки, неогороженные и  неосвещенные участки ремонтных  работ, отсутствие предупреждающих  об опасности знаков. Все это  в совокупности приводит к  огромным потерям.  

       Только в Москве на дорогах  ежегодно погибают до 80 детей,  это три полных класса. Травмы  получают 1000 - целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.  

       По сведениям Всемирной организации  здравоохранения, в результате  дорожно-транспортных происшествий  в Западной Европе ежегодно  погибают приблизительно 100 тыс.  человек и более 200 тыс. получают  серьезные травмы.  

       При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую  медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено  не позднее 20-30 мин. Иначе будет  уже поздно.  

       Что делать? Каждый шофер проходящей  машины, каждый пешеход обязаны  немедленно принять все возможные  меры по спасению людей, оказанию  им самой первой медицинской  помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются  работники ГИБДД (ГАИ), скорая  медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается  предупредительными знаками.  

       Пострадавшие после оказания  им первой медицинской помощи  доставляются в ближайшие лечебные  учреждения.  

       Для ликвидации последствий аварий  с автотранспортом, перевозящим  химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются  специализированные невоенизированные  формирования ГО, силы противопожарной  службы.  
 

      2.2 Аварии на железнодорожном  транспорте 
 

       Основными причинами аварий и  катастроф являются неисправности  путей подвижного состава, средств  сигнализации и блокировки, ошибки  диспетчеров, невнимательность и  халатность машинистов.  

       Чаще всего происходит сход  подвижного состава с рельсов,  столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы  непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.  

       Ликвидировать такие аварии довольно  сложно.  

       Вспомним Арзамас. В июне 1988 г.  в 300 м от вокзала взорвались  три вагона с промышленной  взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.  

       Ровно через год в июне в  Башкортостане произошла страшная  железнодорожная катастрофа. Разрушено  350 м пути. Взрывная волна сбросила  с полотна 11 вагонов, 7 из которых  полностью сгорели.  

       В октябре 1988 г. на станции  Свердловск-Сортировочная при выполнении  маневровых работ произошел взрыв  двух вагонов с опасными грузами.  В результате взрыва погибло  4 человека, 87 госпитализировано, более  600 семей остались без крова.  

       К сожалению, количество аварий  на железнодорожном транспорте  не сокращается. Ежегодно погибает  до 3 тыс. человек, уничтожается  имущество, страна несет огромные ущерб.  
 

      2.3 Аварии на авиационном транспорте 
 

       При авиационных авариях происходит  разрушение самолета различной  степени, при катастрофах имеются  человеческие жертвы. А происходит  их довольно много. Так, в  1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф  в Росси погибло приблизительно 400 человек.  

Информация о работе Транспортные аварии и катастрофы