Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:58, реферат
Анализ тенденций в области безопасности общества и человека и прогноз на XXI век показывают, что опасности и угрозы приобретают все более комплексный взаимоувязанный характер. Одна угроза порою влечет за собой целую цепочку других опасностей. Войны приносят чрезвычайные ситуации в техногенной, социальной, экологических сферах. Технокатастрофы индуцируют природные катаклизмы, и, наоборот, природные бедствия пагубно влияют на техногенную безопасность. И подобных примеров можно привести много.
Здесь особая роль принадлежит «правилам игры». Международное право, законы отдельных стран должны стать механизмом запуска процессов интеграции в области устойчивого развития и комплексной безопасности, сыграть свою определенную роль в изменении существующего мировоззрения, обеспечить формирование новой реальности, в которой устойчивое развитие, безопасность, право на будущее цивилизации займут свое достойное место.
В
случае, если удастся осуществить
переход к устойчивому
Конечно, в условиях устойчивого развития вопросы обеспечения комплексной безопасности поднимутся на более высокий уровень. Однако это не значит, что они будут сняты с повестки дня. Новые условия существования в нашем сложном и взаимообусловленном мире вдобавок к старым, теперь ослабленным угрозам, породят новые, пока не спрогнозированные. Поэтому на базе теории управления риском и анализа существующих природных, социальных, политических, экологических тенденций необходимо уже сейчас предвидеть будущие опасности и встраивать в механизм перехода к устойчивому развитию соответствующую государственную политику в области комплексной безопасности.
Сейчас, еще до принятия государственных и международных стандартов устойчивого развития, работа по отдельным аспектам такого развития уже проводится.
На
международной арене она
Противодействие глобальным проблемам, попытки обеспечить комплексную безопасность ведутся и на национальных уровнях. В России это противодействие осуществляется, например, в соответствии с федеральными целевыми программами «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...», «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий», «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов...», «Содействие занятости населения ...», а также в рамках нормативных правовых документов Президента РФ, Правительства РФ, различных межведомственных комиссий.
Уже имеются определенные подвижки в этом сложном деле. Новыми информационными технологиями ослаблены последствия «информационного взрыва», не стало опустошительных прежде эпидемий, повысилась безопасность ядерной энергетики, не прекращается процесс разоружения в рамках сокращения стратегических наступательных вооружений и т.д. Сочетание усилий по разрешению отдельных глобальных проблем с переходом к комплексному решению в рамках устойчивого развития вселяет надежду на успехи в деле выхода из кризиса цивилизации, совершения поворота на новую безопасную траекторию развития, соответствующую реалиям XXI века.
На фоне всей совокупности современных угроз хотелось бы выделить уже упоминавшиеся проблемы природной и техногенной безопасности, а также вопросы снижения военных опасностей для гражданского населения и территорий тыла в военное время. Они являются важными составными частями комплексной безопасности.
Поворотными событиями в деле противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в нашей стране явились Чернобыльская катастрофа (1986 г.) и Спитакское землетрясение (1988 г.). С этого времени в СССР, а потом и в современной России, стали формироваться комплексные государственные системы, призванные обеспечить безопасность населения от стихийных бедствий, аварий, катастроф и военных опасностей.
В настоящее время в РФ стабильно функционируют единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), а также гражданская оборона.
За годы существования РСЧС деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям выделилась в четко очерченную область жизнедеятельности, принадлежащую к кругу вопросов национальной безопасности. В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы отнести защиту населения и территорий от военных опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к самостоятельному виду национальной безопасности, который в будущем должен будет охватить вопросы комплексной безопасности.
В
ближайшее время в соответствии
с упомянутой ФЦП «Снижение рисков
и смягчения последствий
Развернется комплексное управление безопасностью территорий. Необходимо так организовать работу, чтобы вопросы управления, касающиеся разнообразных региональных угроз решались во взаимосвязи друг с другом, охватывали весь состав характерных для каждой данной территории опасностей, разрешались всеми необходимыми для этого органами управления, силами, средствами и другими местными ресурсами во взаимосвязи с вышестоящими уровнями государственного и муниципального управления.
В основу всех новых подходов к защите населения и территорий ляжет методология теории управления рисками. Она должна приобрести прикладное значение и обеспечить работников в области природной и техногенной безопасности объективной оценкой положения дел, критериями выбора приоритетов и соответствующих конкретных стратегий действий.
Управление безопасностью и риском составляет важную сферу деятельности как международного сообщества, так и государственных органов управления, а также менеджеров всех рангов. Этот вид управленческой деятельности имеет своей целью установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска при возмущающих воздействиях (включая аварийные и кризисные ситуации) с соблюдением условий оптимального и максимального эффективного использования ресурсов общества и сохранения достигнутого уровня жизни. Последние условия позволяют полностью сочетать переход к устойчивому развитию с усилиями по целесообразному управлению безопасностью, прежде всего комплексной.
Определенному
реформированию должна быть подвергнута
международная система мер и
организаций, призванных реагировать
на бедствия. Россия выступила с
инициативой – создать
Важную роль в обеспечении успеха в деле противодействия бедствиям играет степень подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, готовность людей помочь себе и окружающим в критических случаях. Чтобы этого достичь, необходимо осуществить всеобщее обучение населения в данной области. Состояние этого вопроса пока удовлетворить не может. Частичное решение данной проблемы, а также проблемы подготовки специалистов в области чрезвычайных ситуаций лежит на пути использования новых образовательных технологий – таких, например, как креативное и дистанционное обучение. Это, конечно, не означает, что применяемая издавна репродуктивная технология будет отвергнута – она останется базовой, но будет целесообразно сочетаться с активными, творческими методами обучения.
Важным делом, дополняющим обучение населения и специалистов, останется забота о становлении в нашем обществе культуры риска, формировании в нем соответствующей культурной среды. Культурная среда в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям должна включить то социальное пространство, в котором происходит формирование поведенческих мотиваций людей, направленных на восприятие рисков, анализ ситуаций и принятие решений, обеспечивающих их индивидуальную и коллективную защищенность.
Итак, главными тенденциями уходящего века был технический прогресс, экстенсивное использование природных ресурсов, расширенное воспроизводство, приумножение материального богатства. Наука базировалась на анализе, специализации, рождении новых научных дисциплин на стыке различных областей знаний.
Противоречивыми результатами века оказались огромные научно-технические достижения, почти повсеместное повышение качества жизни, утверждение в общественной жизни либеральных ценностей, прав и свобод человека, невиданный рост антропосферы и накопленных человечеством материальных ценностей, многократный рост населения, трудноразрешимые глобальные проблемы, в том числе экологический кризис.
Выборы XXI века должны стать иными. Человечеству, чтобы выжить, придется совершить и пережить очень важный поворот в своей истории, сравнимый по значению с прошлыми социально-экономическими революциями. В течение ближайших десятилетий должны измениться цели и источники развития, смысл и критерии прогресса, ценности культуры, возможно – общественные структуры. Необходимо добиться гармоничного развития техносферы и биосферы, кардинально изменить потребительскую психологию, отойти от ценностей «общества потребления». При этом предстоящий поворот, в отличие от упомянутых революций, бывших самопроизвольными процессами, должен совершиться целенаправленно и направляться предельно точным предвидением.
Приоритетами жизнедеятельности и развития личности, общества, государств, мирового сообщества в следующем веке должны стать высокая нравственность, умеренность, осмотрительность, предсказуемость, экономия, устойчивость, порядок, безопасность. Предстоит, не допустив снижения качества жизни, особенно в развивающихся странах, осуществить глобальный переход к устойчивому развитию, обеспечив при этом высокое качество жизни.
Человечеству предстоит перейти на новый режим жизнедеятельности, где допустимы будут лишь качественные изменения, а количественный рост будет резко ограничен или исключен совсем. Одновременно в будущем вероятно появление новых угроз, особенно связанных с дальнейшей либерализацией отношений между людьми, достижением непомерной свободы личности, недопустимой в строго взаимозависимом мире. Значительные угрозы могут возникнуть в связи с ростом преступности в компьютерной сфере, вживлением в организм человека компьютерных элементов, объективным сокращением сферы занятости, расширением доступности самодеятельно изготовленных сильнодействующих наркотиков и т.д. Во многих областях науки возобладают, наряду с глубокой специализацией, междисциплинарные подходы. В качестве такого подхода в решении вопросов чрезвычайных ситуаций предстоит утвердиться теории риска и безопасности, которая внесет вклад в выбор алгоритмов развития цивилизации.