Техногенные катастрофы в СССР и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Однако я внимательно читал всё, что пишется в СМИ и в блогах по этой теме. И конечно не мог не заметить тот омерзительный хоровод, который устроили вокруг трагедии совки, вопя и визжа: «ага, вот ваша рыночная экономика, вот ваша свобода, в СССР такого случиться не могло». И, конечно, ожидал, когда же кто-то из совков в моей недавней теме «Гибель командующего» (http://germanych.livejournal.com) помянет аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Напомню, что тот материал демонстрировал проблему советского дефицита через гибель командования Тихоокеанским флотом, набившего дефицитом свой самол ёт, в связи с чем самолёт разбился. Посыл материала был следующим: дефицит в СССР достиг таких масштабов, то люди даже пренебрегали собственной безопасностью, лишь бы привезти домой что-то дефицитное.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

После этой аварии из-за попытки коммунистов скрыть произошедшее, по Москве поползли слухи о том, что  якобы эскалатор провалился в  шахту и сотни людей были перемолоты в фарш гигантскими шестернями эскалатора. Между прочим, я после этого случая испытывал ещё несколько лет некоторые опасения, входя на эскалатор. И многие люди рассказывали мне о схожих ощущениях (это к слову о том, что в СССР все всегда чувствовали себя в безопасности).

1983 год. Катастрофа теплохода «Александр Суворов»

Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону–Москва, 5 июня 1983 в 22:45 «Александр Суворов» врезался в Ульяновский железнодорожный  мост через Волгу. В момент столкновения по мосту шёл грузовой поезд с 50 вагонами, часть которых сошли с рельс, их груз – уголь, брёвна, частично упали на теплоход. В момент катастрофы большая часть пассажиров находилась в кинозале на верхней палубе, который был полностью разрушен. В итоге погибло несколько сотен человек.

Причинами катастрофы были названы: халатность первого штурмана и рулевого; отсутствие сигнальных огней на мосту, в тёмное время суток; на шестом пролёте, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролёт.

1985 год. Радиационная  авария в бухте Чажма

10 августа 1985 года  на АПЛ К-431, находившейся у  пирса судоремонтного завода  ВМФ в бухте Чажма, при перезарядке  активных зон реакторов вследствие  нарушения требований ядерной безопасности и технологии подъёма крышки реактора произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана реактора левого борта. В момент взрыва погибло 10 человек. При этом ось радиоактивных осадков пересекла полуостров в северо-западном направлении и вышла к морю на побережье Уссурийского залива. Протяжённость шлейфа на полуострове составила 5,5 км (далее выпадение аэрозольных частиц происходило на поверхность акватории до 30 км от места выброса). В результате аварии сформировался очаг радиоактивного загрязнения дна акватории бухты Чажма. Лодка К  — 431, как и стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения, и была отбуксирована на долговременное хранение.

1986 год. Гибель  советского пассажирского парохода  «Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов» был бывшим немецким пассажирским лайнером повышенной комфортности «Берлин», взятым СССР в счёт выплаты репараций  после 1945 года. Несмотря на то, что «Берлин» был построен в 1925 года, в СССР этот корабль был одним из самых комфортабельных и крупных советских пассажирских кораблей. Потерпел крушение в 15 км от Новороссийска.

31 августа 1986 года  в 23 часа в 15 км новороссийского  порта, из которого только что вышел «Адмирал Нахимов», он был протаранен сухогрузом «Пётр Васев». Причина – ошибки прокладки курса в ночное время. «Адмирал Нахимов» затонул в течении нескольких минут. Несмотря на то, что катастрофа произошла в 4 км от берега, погибло 423 из 1243 человек, в том числе 23 ребёнка в возрасте до 16 лет. 64 тела так и не смогли поднять на поверхность; «Адмирал Нахимов» стал для них братской могилой. В ходе спасательных работ погиб один водолаз. В марте 1987 года суд признал виновными в произошедшем капитанов «Адмирала Нахимова» и «Петра Васёва».

Гибель «Адмирала  Нахимова» была воспринята населением СССР, как очень тяжёлый психологический  удар, тем более, что взятый курс на «гласность» позволил населению  узнать о катастрофе во всех подробняостях.

1988 год. Арзамасская  железнодорожная катастрофа

4 июня 1988 года в  9 утра товарный поезд, в котором  находились 3 вагона с 120 тоннами  гексогена, следовал через железнодорожный  переезд в городе Арзамас в  районе станции Арзамас-I. В 9:25 произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. На месте взрыва осталась воронка глубиной 26 метров.

Основной версией  взрыва считается нарушение правил перевозки взрывчатых веществ.

1989 год. Железнодорожная  катастрофа на перегоне Аша  — Улу Теляк

4 июня года в  11 км от города Аша (Челябинская  область) в момент прохождения  двух пассажирских поездов произош  ёл мощный взрыв неограниченного  облака топливо-воздушной смеси.  Взрыв произошёл из-за аварии  на проходящем рядом трубопроводе  «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек, ранены более 600.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода  стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора  при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

Катастрофа подробно освещалась в советских СМИ и  имела широкий общественный резонанс.

Примерно в тоже время произошла похожая катастрофа, хотя и меньшего размаха. В Москве из-за вылившегося прямо посреди  улицы из цистерны с горючим бензина, возник пожар, в пламене которого погибли пассажиры троллейбуса, оказавшегося рядом с бензовозом в момент пожара.

Когда я работал  в Госдуме, то слышал рассказ одного из экспертов по вопросам техногенных  катастроф о ряде взрывов, произошедших на новых советских мукомольнях в западной части СССР в начале 80-х годов (если не путаю годы). Первоначально следственная комиссия рассматривала эту серию взрывов, как диверсию – все взрывы были однотипными, – однако позднее была установлена причина. В новых мукомольнях была плохо спроектирована система вентиляции. В результате в помещениях постепенно накапливалась мучная пыль, концентрация которой в воздухе повышалась вс ё больше и больше. В какой-то момент эта воздушно-мучная взвесь достигала такой концентрации, что малейшей вспышки было достаточно, чтобы она одномоментно вспыхнула, как порох (собственно, это и был почти порох), то есть произош ёл взрыв. В данном случае техногенные катастрофы были связаны с ошибками проектирования.

Ну и конечно  же особняком стоит Чернобыльская катастрофа, произошедшая 26 апреля 1986 года. Об этой трагедии написано уже столько, что ничего добавить особо нечего. Ну разве стоит отметить, что в отличие от остальных советских техногенных катастрофы, авария в Чернобыле затронула не только СССР, но и Европу, превратившись из «внутреннего дела СССР» в общецивилизационную аварию.

Краткий обзор техногенных  аварий и катастроф в СССР будет  неполным, если я не скажу пару слов о Саяно-Шушенской ГЭС, которая  по версии идиотов была «предельно надежной». Аварии на Саяно-Шушенской ГЭСначались ещё в советское время.

Первый агрегат  ГЭС был сдан в эксплуатацию в  конце декабря 1978 года. Технологические  возможности не позволили уложить  требующийся объём бетона в водосбросную плотину, поэтому к мощному половодью она оказалась не готова, и 23 мая 1979 года первый агрегат и здание ГЭС подверглись затоплению. Это была авария на «предельно надежной» ГЭС буквально сразу же после начала эксплуатации.

В 1985 году во время  мощного половодья произошло разрушение 80% площади дна водобойного колодца. Были полностью разрушены плиты перекрытия (толщиной более 2 метров), бетонная подготовка под ними и скалы ниже подошвы на глубину до 7 метров. Анкера диаметром 50 мм были разорваны с характерными следами наступления предела текучести металла. 1985 год! Никакой перестройки, а на самой крупной ГЭС страны авария.

Другая авария произошла  в 1988 году, когда паводок привёл к  разрушению отремонтированного колодца (из чего можно сделать вывод, как его «отремонтировали» советские специалисты, которые конечно не чета «расеянским папуасам»). Было принято решение об эксплуатации ГЭС в щадящем режиме на пониженной отметке максимального уровня воды — не более 540 метров вместо проектных 545. Одной из главных проблем строительства было обнаружение увеличивающейся фильтрации тела плотины. Во избежание вымывания бетона провели дополнительную инъекцию в массив по существующей на тот период технологии, повторно цементировались межсекционные швы, выполнялась цементация трещин через восходящие скважины. Но все усилия были недостаточно эффективными: фильтрация продолжала увеличиваться.

Я в бетоне конечно  не разбираюсь. Однако, насколько я  понимаю, вымывание бетона тем меньше, чем бетон лучше. Или наоборот, оно тем выше, чем бетон хуже. Как тут не вспомнить станцию «Ленинские горы» московского метрополитена. Эта станция была открыта 12 января 1959 года. Это была очень необычная станция – расположена прямо на мосту. 20 октября 1983 года станцию «Ленинский горы» закрыли и стали демонтировать. Почему? Бетон и арматура. Спешили со сдачей. В связи с чем применили «быстрозатвердеваемый бетон». Он же оказался и «быстрорастворимым». В итоге станцию, дабы предотвратить катастрофу, пришлось закрыть. Кстати, полностью восстановили эту станцию уже в наше время.

Ну это технические  детали, но главное, что я хочу сказать  – Саяно-Шушенская ГЭС была проблемной почти с самого начала своей эксплуатации. Это была т.н. «стройка союзного значения»  и конечно же строителей подгоняли «давай, давай, давай, план, решение съезда…» и т.д. и т.п. В общем, в СССР умели «интенсифицировать производство». А бетон в таком вопросе вещь очень противная – не хочет считаться с решениями съездов КПСС и затвердевать раньше срока. Но, как показала станция «Ленинские горы», бетону можно помочь затвердеть раньше плана. Сколько просуществовали «Ленинские горы»? Примерно четверть века – с 1959 по 1983 год. Когда произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС? Через 30 лет после начала эксплуатации. Советский бетон, особенно залитый на объекте «союзного значения» – это, как известно, самый надёжный бетон в мире.

Конечно, в случае со станцией «Ленинский горы» катастрофу предотвратили – закрыть станцию  и построить объездные временные «мостки» было в общем не сложно. А как остановить целую ГЭС, да ещё самую крупную в России? И, попутный вопрос: а что было бы со станцией «Ленинские горы» через 30 лет, если бы её эксплуатацию не прекратили?

Нет, конечно, я не специалист. Поэтому не хочу сказать, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла из-за плохого бетона. Но то, что бетон свою роль сыграл – это факт.

Однако главное: техногенные  катастрофы происходили, происходят и  будут происходить. Сложная техническая  система, плюс человеческий фактор не желают считаться ни с какой политической и экономической системами. Даже в том коротком списке, который я привёл, видно, что техногенные аварии происходили и при «сталинском железном порядке», и при Хрущёвской «оттепели» и при Брежневском «застое» и при Горбачёвской «перестройке». Может быть только взрыв парохода «Дальстрой» как-то связан с политической системой – его грузили зеки, которым было совершенно плевать, как они сложат груз. В остальных случаях речь идёт об авариях, которые в принципе могли произойти в любой стране.

Конечно, имелись  свои советские особенности. В эпоху  «перестройки» аварий было не больше, чем в предыдущие периоды, просто их уже не замалчивали. Кто знал о  Кыштымской аварии, кроме довольно ограниченного числа пострадавших и ликвидаторов? Никто. Это была государственная тайна. А вот о Чернобыле узнал весь мир.

Ну и было бы странно, если бы техногенные катастрофы прекратились после 1991 года. Более того, хозяйственная  разруха – которая в самом  деле была в 90-х годах – только усугубила вероятность техногенных катастроф. Та же Саяно-Шушенская ГЭС – работы по исправлению проблем на этой ГЭС в первой половине 90-х не велись. Однако надо быть совсем конченым негодяем, чтобы во-первых, связывать произошедшую на Саяно-Шушенской ГЭС трагедию с экономической системой, а во-вторых, так бурно радоваться (прикрывая свою радость показным фальшивым возмущением). Я вообще не знаю, есть ли у совпатов совесть и чувство элементарной порядочности? Во всяком случае у тех, кто называет погибших работников Саяно-Шушенской ГЭС «расеянскими папуасами» вообще нет ничего человеческого. Это просто нелюди какие-то.

Ну и так, в качестве финала.

Есть в Москве такой  завод – МЭР, Мосэнергоремонт. Это  завод, который занимается ремонтом оборудования для ГЭС. Это старейший и один из крупнейших ремонтных заводов, входящий в систему РАО ЕЭС. К аварии на Саяно-Шушенской ГЭС этот завод вряд ли имеет отношение (не знаю, кто производил ремонт на СШ ГЭС в момент аварии). Но я про другое.

Не знаю, как сейчас, но ещё несколько лет тому назад директором этого завода был не какой-то гнусный либерал рыночник, а самый что ни на есть настоящий советский патриот, да ещё член ЦК КПРФ. Да не просто член ЦК КПРФ, а сталинист до мозга костей – у него в кабинете висел просто феерически огромный портрет Сталина.

К чему это я? Да к  тому, что Чубайс – такой гнусный  коварный либерал, – которому подчинялся директор завода МЭР, о политических пристрастиях этого директора был  в курсе, и, однако же, как неглупый человек (надеюсь даже совки не станут оспаривать ум Чубайса), держал сталиниста на посту директора МЭРа. Поскольку зачем знающего и компетентного человека увольнять только из-за того, что тот повесил у себя в кабинете портрет Сталина? Каковы там политические пристрастия директоров ГЭС или других ремонтных заводов, я не знаю. Однако что-то мне подсказывает, что Чубайс в РАО ЕЭС придерживался той же самой кадровой политики, что и в случае с заводом МЭР – первичны знания и компетенция, а не портрет в кабинете. Из чего неминуемо следует вывод, что эксплуатацией и ремонтом Саяно-Шушенской ГЭС занимались не какие-то манкурты, купившие свои дипломы, а точно такие же бывшие советские специалисты, во всяком случае, большинство из них.

Информация о работе Техногенные катастрофы в СССР и России