Связь организма человека с окружающей средой

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение взаимосвязи организма человека с окружающей средой для того, чтобы иметь четкое представление о тех механизмах, которые обеспечивают гармоническое единство организма человека с окружающей средой, а также о возможных их нарушениях в условиях воздействия производственной среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Теоретическая часть
Основные функциональные системы человека……………………4
Связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой и влияние среды на работоспособность человека…………6
Основные параметры, определяющие производственную
среду в закрытых помещениях………………………………………………………….10
Влияние этих параметров на организм человека………………….10
Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени…………………………………..13

Предложения по улучшению окружающей среды
на производстве……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………19

Работа содержит 1 файл

контрольная по бжд.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию

    Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 

    Кафедра безопасность жизнедеятельности  

    Контрольная работа

    По  дисциплине «безопасность жизнедеятельности»

    На  тему

 «Связь организма человека с окружающей средой»

    Тема  №2 
 
 

     Исполнитель: Зеленова Ксения  Валерьевна

                            Специальность: Финансы и кредит

                                          Группа: вечер

                             № зачетной книжки: 08ФФБ01536

                      Руководитель: Епищев Олег Афанасьевич 

2010 г. 

Содержание 

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Теоретическая часть
  1. Основные функциональные системы человека……………………4
  1. Связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой и влияние среды на работоспособность человека…………6
  2. Основные параметры, определяющие производственную

среду в закрытых помещениях………………………………………………………….10

  1. Влияние этих параметров на организм человека………………….10
  2. Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени…………………………………..13
 
  1. Предложения по улучшению окружающей среды

 на производстве……………………………………………………16

  1. Заключение………………………………………………………….17
  2. Список использованной литературы………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

   Жизнедеятельность - это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность. Необходимым  и обязательным условием протекания указанного биологического процесса является деятельность. Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить  состоящей из двух элементов «человек»  и «среда», имеющих прямые и обратные связи. Система «человек - среда» является двухцелевой. Одна цель состоит в  достижении определенного эффекта, вторая - в исключении явлений, воздействий  и других процессов, вызывающих нежелательные  последствия (опасностей). Во всех вариантах  системы «человек - среда» постоянным компонентом является человек, а  среда обитания определяется его  выбором. Таким образом, человек  живет в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Все проявления жизни  обусловлены конфликтом между силами организма, его конституцией и влиянием окружающей среды. Изменения в окружающей среде требует от биосистем приспособления, адекватного воздействию. Без этого  условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье данного и будущего поколения  людей.  
Целью данной работы является изучение взаимосвязи организма человека с окружающей средой для того, чтобы иметь четкое представление о тех механизмах, которые обеспечивают гармоническое единство организма человека с окружающей средой, а также о возможных их нарушениях в условиях воздействия производственной среды.
 
 
 
 

  1. Основные  функциональные системы  человека

  Понятие функциональной системы охватывает все стороны приспособительной  деятельности целого организма, а не только взаимодействия или какую-либо комбинацию нервных центров («констелляция  нервных центров» – А. А. Ухтомский, 1966) [П.К. Анохин, 1958]. 

  Были сформулированы основные признаки функциональной системы  как интегративного образования:

  • Функциональная система является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циклической циркуляции от периферии к центрам и от центров к периферии, хотя и не является «кольцом» в полном смысле этого слова.
  • Существование любой функциональной системы непременно связано с получением какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждений и активностей по функциональной системе в целом.

  Согласно  концепции П. К. Анохина (1958, 1968, 1975, 1980) обязательным фактором, обеспечивающим выживание любого организма, является требование полноценности жизненно важных функциональных систем уже к  моменту его рождения. Каждая из этих систем уже к моменту рождения должна непременно включать в себя следующие, окончательно сформированные звенья: а) специфические рецепторные  аппараты, воспринимающие воздействия  экологических факторов, б) проводниковые  аппараты, доставляющие периферическую информацию к центральной нервной  системе, в) центральные межнейрональные (синаптические) соотношения, определяющие наиболее ответственный участок  интегрирования полноценного акта, г) совокупность периферических рабочих  аппаратов с их нервными окончаниями (органные синапсы), позволяющие получить рабочий эффект системы,) совокупность афферентных аппаратов, в сумме обеспечивающих обратную афферентацию о степени успешности данного жизненно важного приспособительного действия новорожденного. Отсутствие или тотальное нарушение функции любого из указанных звеньев приводит к нарушению в деятельности жизненно важных функциональных систем и делает невозможным дальнейшее существование организма.

  Функциональные  системы поведенческого и особенно психического уровня, как правило, складываются по мере формирования у субъектов  специальных потребностей и формируются  в значительной степени в процессе обучения. Избирательное становление  функциональных систем и их отдельных  частей в процессе онтогенеза получило название системогенеза.

  Общим принципом  динамической организации функциональных систем является принцип саморегуляции. Отклонение результата деятельности функциональных систем от уровня, обеспечивающего  оптимальную жизнедеятельность  организма, стимулирует активность в рамках функциональных систем цепи процессов, направленных на возвращение  этого результата к оптимальному уровню.

  Любая функциональная система имеет принципиально  однотипную организацию и включает общие (универсальные для разных функциональных систем), периферические и центральные узловые механизмы. К ним относятся: полезный приспособительный  результат как ведущее звено  функциональных систем; рецепторы результата; обратная афферентация, идущая от рецепторов результата в центральные образования  функциональных систем; центральная  архитектоника, представляющая собой  избирательное объединение нервных  элементов различных уровней; исполнительные (соматические, вегетативные, эндокринные, а также поведенческие) компоненты 

     
  1. Взаимосвязь жизнедеятельности  организма человека с окружающей средой и ее влияние на работоспособность  человека  
    В процессе жизнедеятельности человек тесно связан с окружающей средой. Человек и окружающая его среда обитания составляют систему «человек-среда обитания». Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное воздействие на человека. Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).  
    Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. Основными элементами производственной среды являются труд и природная среда. Природная среда проявляется в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов. Сюда же входят пожары от молний и другие природные источники, процессы в виде газовыделений из горных пород и т.п.  
    Человек в процессе своей деятельности находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания. Деятельность человека - это форма активного отношения к окружающему миру (среде обитания). Связь с окружающей средой осуществляется через анализаторы, воспринимающие и передающие информацию. Изменение жизнедеятельности организма в ответ на изменение внешних условий осуществляется благодаря регулирующей функции нервной системы. Нервная система функционирует по принципу рефлекса.

   Человек обладает рядом важных специализированных периферических образований - органов  чувств, обеспечивающих восприятие действующих  на организм внешних раздражителей. У человека выделяют органы чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

   Деятельность (труд) как целенаправленный процесс  взаимодействия человека с природой, как указано выше, может быть представлена в виде системы «человек-среда  обитания» . 
Центральным элементом системы является «человек», а периферийными элементами: предметы труда, средства труда, энергия, продукт труда, технология, флора, фауна, информация, природно-климатические условия, организация, коллектив, общество и др.  Свойства указанных элементов и их состояния могут быть самыми разнообразными по отношению к человеку: благоприятными, не создающими угрозы жизни и здоровью человека, и неблагоприятными, когда такая угроза возникает. Неблагоприятные условия отождествляются с опасностью.

  • Химические загрязнения среды и здоровье человека.

       В  настоящее  время  хозяйственная   деятельность  человека  все   чаще

становится  основным источником загрязнения биосферы. В  природную  среду  во все больших количествах  попадают  газообразные,  жидкие  и  твердые  отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в  отходах,  попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из  одной  цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.

    При   систематическом   или   периодическом   поступлении  в организм

сравнительно  небольших количеств токсичных  веществ  происходит  хроническое отравление. Признаками  хронического  отравления  являются  нарушение  нормального поведения,  привычек,  а также   нейропсихического   отклонения:   быстрое утомление  или  чувство  постоянной  усталости,  сонливость  или,  наоборот, бессонница,  апатия,  ослабление   внимания и т.д.

    Медики  установили прямую связь  между  ростом  числа  людей,  болеющих аллергией,  бронхиальной   астмой,   раком,   и   ухудшением   экологической  обстановки в  данном  регионе.  Достоверно  установлено,  что  такие  отходы производства,  как  хром,  никель,  бериллий,  асбест,  многие  ядохимикаты, являются канцерогенами,  то  есть  вызывающие  раковые  заболевания.  Еще  в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он  встречается  все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются  новые,  неизвестные  ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

  • Влияние звуков на человека

      Человек всегда жил  в   мире  звуков  и  шума.  Звуком  называют  такие

механические  колебания  внешней  среды,  которые  воспринимаются   слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания  большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум -  громкие  звуки, слившиеся в нестройное звучание.

      Для всех живых организмов, в   том  числе  и  человека,  звук  является

одним из воздействий окружающей среды. В настоящее время  ученые  во  многих  странах  мира  ведут  различные исследования с  целью  выяснения  влияния  шума  на  здоровье  человека.  Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью  человека,  но и  абсолютная  тишина  пугает  и  угнетает  его.  Так,   сотрудники   одного

конструкторского  бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже  через  неделю стали жаловаться на невозможность работы в  условиях  гнетущей  тишины.  Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот,  ученые  установили,  что  звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности  процесс счета.

  • Погода и самочувствие

    Несколько десятков лет назад практически  никому  и  в  голову  не  приходило связывать   свою   работоспособность,   свое   эмоциональное   состояние   и самочувствие с активностью Солнца, с фазами  Луны,  с  магнитными  бурями  и другими космическими явлениями. Климат  также  оказывает  серьезное   воздействие   на   самочувствие человека, воздействуя на  него  через  погодные  факторы.  Погодные  условия включают  в  себя  комплекс  физических   условий:   атмосферное   давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода,  степень  возмущенности

магнитного  поля Земли, уровень загрязнения  атмосферы.

       При  резкой  смене   погоды   снижается   физическая   и   умственная

работоспособность,  обостряются   болезни,   увеличивается   число   ошибок,

несчастных  и даже смертных случаев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 4 Основные параметры, определяющие производственную среду в закрытых помещениях и их влияние

  В процессе труда в производственном помещении человек находится  под влиянием определенных метеорологических  условий, или микроклимата — климата внутренней среды этих помещений. К основным нормируемым показателям микроклимата воздуха рабочей зоны относятся температура (t, °С), относительная влажность (φ, %), скорость движения воздуха (V, м/с). Существенное влияние на параметры микроклимата и состояние человеческого организма оказывает также интенсивность теплового излучения (I, Вт/м2) различных нагретых поверхностей, температура которых превышает температуру в производственном помещении.

Информация о работе Связь организма человека с окружающей средой