Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:20, реферат
Христианский путь развития личности может быть плодотворно осмыслен в терминах самореализации [Черняева С. А., 2000]. В идее самореализации личности имплицитно заложена идея свободы, свободного развития. Попытаемся взглянуть на человеческую свободу с позиций христианства и представить понятие свободы как необходимого условия христианской самореализации, введя понятие о ложных формах религиозности в связи с личностной свободой.
Свобода как условие христианской самореализации личности.
Христианский путь развития личности может быть плодотворно осмыслен в терминах самореализации [Черняева С. А., 2000]. В идее самореализации личности имплицитно заложена идея свободы, свободного развития. Попытаемся взглянуть на человеческую свободу с позиций христианства и представить понятие свободы как необходимого условия христианской самореализации, введя понятие о ложных формах религиозности в связи с личностной свободой.
Для того чтобы вкратце рассмотреть развитие взглядов на эту проблему в исторической перспективе, необходимо определить основные аспекты человеческой свободы:
В истории психологии и философии понятие свободы присутствовало в различных контекстах. В мысли Сократа присутствовала категория рабства, как подчинения низшим чувственным побуждениям. Под свободой он понимал сознательное подчинение разуму, называя это состояние человека разумной свободой, при этом нравственные поступки у Сократа практически отождествляются с разумными [Платон, 1971]. Аристотель исключает из свободных действий то, что делается по принуждению, то, что делается по неведению, но также и то, что прямо определено разумом и общими целями жизни. Так, для Аристотеля свобода не преимущество человека, а лишь несовершенство его природы. [Аристотель, 1975]. Особенно серьезно зазвучал вопрос о свободе человека в выборе между нравственными и безнравственными поступками у христианских философов и богословов в связи с проблемой греха, понимаемого как «добровольное и сознательное нарушение заповедей» [Катехизис…, 1995]. (Идея детерминизма, отсутствия у человека свободной воли в SYMBOL 73 \f "Symbol" \s 12 I SYMBOL 67 \f "Symbol" \s 12 C веке была осуждена как ересь.)
Августин утверждает неотъемлемую свободу человеческой воли, без чего невозможно было бы вменить человеку никакого поступка и произносить никакого нравственного суждения. При этом он отмечает, что свободный выбор между добром и злом принадлежал первозданному человеку до грехопадения, но через волю зла он потерял эту возможность добра. Добро возможно для человека лишь под влиянием Божьей благодати. [Августин Аврелий, 1991].
Крайне важным и полезным для современных концепций развития является взгляд на свободу Фомы Аквинского. «Святой Фома Аквинский говорил о том, что при каждом нашем шаге, в каждое мгновение нашей жизни, речь идет о том, чтобы в нас победило свободное решение нашей воли, чтобы мы не поддались слепым влечениям наших страстей» [Свежавски С., 1995, с. 153]. Это фундаментальное положение, так как утверждение в человеке свободы воли подчеркивает отличие человека от животных, открывает для человека сферу свободы. «Святой Фома говорит о духовном естественном мире, в котором человек уже находится, а животные и растения еще нет… Чем более акты нашей воли находятся в соответствии с интеллектуальным познанием, тем в большей степени воля следует этому познанию и тем она свободнее» [Там же, с. 154]. Согласно учению Фомы, свобода Бога максимальна, в ангелах равновесие интеллекта и воли еще не совершенно, а человек должен обретать его с каждым разом заново. Чем больше наша воля определяется нашим интеллектом, тем более мы являемся свободными. Эта свобода есть антитеза капризности и самодовольства, она основывается на непрерывном воспитании воли в направлении гармонии воли и интеллекта. (Под интеллектом Фома Аквинский понимает не только практический разум, но и способность рассуждать, разум в своем наивысшем развитии.) Здесь важно не только утверждение свободы человека, но и идея воспитания и развития, определяемая свободой и увеличивающая эту свободу. Концепция Фомы Аквинского связывает достижение свободы со счастьем, понимаемым как достижение жизненных целей.
В период
реформации в христианстве (протестантского
направления) вновь возникла идея детерминизма,
отсутствия свободы человека. В дальнейшем
эта идея получила свое преломление
в трудах И. Канта, который, отрицая
свободу человека, как естественного
существа, подчиняющегося законам природы,
утверждал свободу человека в
сфере чистого (не эмпирического) разума
[Кант И., 1966]. Чистый разум, т. е. свободный
от чувственных побуждений, эгоистических
пристрастий, предубеждений, является
общественным разумом, - речь идет о
подчинении личных стремлений нравственному
закону [Кант И., 1965]. Тремя неискоренимыми
идеями чистого разума являются, по
И. Канту, идея бессмертия человеческой
души, идея свободы и идея Бога. Идее
свободы здесь принадлежит
Для
русского религиозного философа Н. Бердяева
свобода является исходной и определяющей
частью человеческого существования,
она - изначальное достояние
Современные
христианские философы, в основном,
сосредоточивают усилия на рассмотрении
психологической свободы
Христианские психологи часто подчеркивают, что комплекс зависимости, как ложная система отношений человека с людьми, окружением и самим собой, отказ человека от свободы в отношениях, от восприятия себя как самоценного существа является одним из основных препятствий не только в личностном, но и в религиозном развитии. [Начала…, 1995]. Можно говорить, что любая зависимость имеет духовную природу, причем христианство призывает человека к свободе и самоуважению.
Современный итальянский богослов Л. Джуссани подчеркивает, что свобода является одним из «методологических аспектов христианского призыва». «В христианстве обладает ценностью только личность, потому что все остальное зависит от нее. Вся ценность личности определяется свободным согласием… Незнание и пассивность ограничивают свободу… Поэтому мы с большой грустью смотрим на всякую привязанность лишь к традиционной обрядовой стороне христианской религии» [Джуссани Л., 1991, с. 110-111].
Итак, виды личностной несвободы, зависимости, описываются различным образом, но единодушно рассматриваются христианскими авторитетами как препятствия к самореализации, а в плане религиозной персонализации - как предпосылка развития ложных форм религиозности.
Говорить
о ложных формах религиозности и
трудно, и необходимо. Трудно потому,
что с позиций атеизма, а в
нашей стране он длительное время
был государственной
- связанные с участием в деятельности деструктивных религиозных объединений, «тоталитарных сект»;
- внутри христианской религиозности, психологические и духовные проблемы, связанные с неправильным религиозным развитием.
Рассмотрим
психологическую проблематику участия
личности в деятельности деструктивных
религиозных организаций и
Отнесение той или иной организации к деструктивным иногда достаточно произвольно, например, многие православные издания относят к деструктивным различные протестантские церкви, а А. Прозоров [2000] отнес к числу сект не только группы сетевого маркетинга, например, гербалайф, но даже нейро-лингвистическое программирование. Приведу определение тоталитарной секты: «Организация с жесткой структурой, имеющая обожествленного лидера, применяющая меры по контролированию сознания своих адептов и удерживанию их, жестко регламентирующая практически все аспекты их жизни, использующая различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного и раболепного члена» [Дворкин А., 2000, с. 41.]. Отличия религиозной организации, носящей деструктивный характер, в авторской терминологии «культа» сформулировал Р. Дьюхауер [цит. по Кондратьев Ф.,1999]:
Информация о работе Свобода как условие христианской самореализации личности