Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:16, реферат
Светоцветовая среда может иметь два состояния освещения — естественное и искусственное, и два вида пространственной организации — интерьерная и экстерьерная. В дневное время, когда освещение носит всеобщий характер, при котором в экстерьере все объекты, формирующие среду, и все точки пространства освещены равноценно — светоцветовая среда практически гомогенна. В интерьерах дневная светоцветовая среда может определяется системой их естественного освещения — бокового (окно), верхнего (фонари) или комбинированного (окна и фонари), а именно, количеством и соотношением проникающего в интерьер прямого света неба (и солнца) и света, отражаемого землей и фасадами зданий, а также внутренними поверхностями интерьера, что зависит от суммарной площади и конструкции остекления, расположения и формы свето-проемов, отражательных характеристик материального окружения и т.д.
Организация светоцветовой среды на производстве. 2
Причины и виды снижения работоспособности на производстве. 11
Список использованных источников. 18
Организация светоцветовой среды на производстве. 2
Причины и виды снижения работоспособности на производстве. 11
Список использованных источников. 18
Светоцветовая среда - воспринимаемая зрением, т.е. освещенная окружающая природная и архитектурно-просгранственная среда. При дневном и, отчасти, сумеречном зрении, когда функционируют цветовоспринимающие рецепторы (колбочки) сетчатки глаза, «светоцветовая» и «световая» среда — синонимы; при ночном зрении, когда цвет не воспринимается глазом, можно говорить лишь о световой среде.
Светоцветовая среда может иметь два состояния освещения — естественное и искусственное, и два вида пространственной организации — интерьерная и экстерьерная. В дневное время, когда освещение носит всеобщий характер, при котором в экстерьере все объекты, формирующие среду, и все точки пространства освещены равноценно — светоцветовая среда практически гомогенна. В интерьерах дневная светоцветовая среда может определяется системой их естественного освещения — бокового (окно), верхнего (фонари) или комбинированного (окна и фонари), а именно, количеством и соотношением проникающего в интерьер прямого света неба (и солнца) и света, отражаемого землей и фасадами зданий, а также внутренними поверхностями интерьера, что зависит от суммарной площади и конструкции остекления, расположения и формы свето-проемов, отражательных характеристик материального окружения и т.д.
При переходе к искусственному освещению светоцветовая среда может в интерьерах может буквально или ассоциативно воспроизводить дневную по своим светоцветовым и эмоционально-образным параметрам (уровни освещенности, распределение световых потоков, контрасты светотени, цветность и динамика освещения) или радикально, до неузнаваемости изменяться. При отсутствие дневного света светоцветовая среда создается системами искусственного освещения избирательно, фрагментарно, в приземном слое архитектурных пространств, в эксплуатируемых зонах транспортного и пешеходного движения, скоплений людей или производства работ, где освещается поверхность земли с дорожными покрытиями и фасады некоторых объектов, формирующих эти пространства. Таким образом объективно существующее и физически не изменяющееся при переходе от дня к ночи непрерывное пространство города становится системой дискретных, относительно небольших по размерам и определенным образом взаимосвязанных светопространств. Каждое из них образовано излучением одного или нескольких источников искусственного света и его отражением поверхностями земли и материальных объектов. Поэтому искусственная светоцветовая среда города — это гетерогенная по своим параметрам система «наполненных» разноспектральным светом «обитаемых», сомасштабных человеку, обладающих зрительно-образной спецификой архитектурных или функциональных пространств.
Качества светоцветовой среды в интерьере и городе оцениваются условиями видимости, необходимой для той или иной зрительной работы, степенью визуального комфорта и зрительной экологии, художественной выразительностью свето-цветовой композиции и, как результат, психологической атмосферой, создаваемой излучаемым светом разноспектральных источников, работающих в статическом или динамическом режиме, и отраженным светом полихромного окружения.
Вопрос передачи и получения визуальной информации определяется качеством освещения, которое связано с психофизиологическими характеристиками организма человека в целом и органа зрения. Визуальная информация – это пространственно-модулированный по яркости и цветности поток излучения, воспринимаемый человеком, который формирует зрительное ощущение в органе зрения человека и определяет поток воспринимаемой визуальной информации.
Современное нормирование осветительных установок базируется на детальных исследованиях зрительной работоспособности в зависимости от различных условий освещения. Одним из основных световых параметров, который легко поддается объективным измерениям, является освещённость. Под зрительной работоспособностью понимается способность зрительного анализатора выполнять работу заданной сложности (в зависимости от размера объекта, его контраста с фоном и т.п.) с определенной скоростью и надежностью различения.
С целью выбора необходимых уровней освещённости пользуются различными критериями: видимостью различаемого объекта, субъективной оценкой наблюдателей, технико-экономическими показателями. Но наиболее часто - зрительной работоспособностью, иногда одновременно с утомлением. Вопросам влияния света на работу зрительного анализатора посвящено большое количество работ. Регламентируемое значение освещённости является, как правило, первым исходным параметром при проектировании любой осветительной установки. Наиболее распространена регламентация освещённости в плоскости объекта различения или на условной расчетной плоскости (наиболее часто - горизонтальной на высоте 0,8 м от пола), совпадающей с рабочей поверхностью. В действующих отечественных нормах и в проекте норм для общественных зданий, регламентируется наименьшая освещённость от общего освещения, для отдельных случаев предлагается дополнительное местное освещение. В последние годы все чаще указывается диапазон рекомендуемых значений освещённости. Это позволяет в зависимости от экономических возможностей и характерных особенностей данной установки обеспечить уровни, более или менее близкие к оптимальным. Необходимость учитывать назначение и значимость помещения, размещение в нём оборудования, характер и последовательность зрительных работ, время, затрачиваемое на каждую работу, требует от проектировщика высококвалифицированного подхода. Для административных зданий (чтение, письмо) нижний предел оптимального уровня "освещенности на рабочей поверхности составляет около 500лк. Верхний предел можно считать близким к 1000 лк.
Зрительный дискомфорт определяется как чувство неудобства и напряженности, вызванное наличием резких различий яркости в освещаемом пространстве. Длительное пребывание человека в подобных условиях вызывает отвлечение внимания, уменьшение сосредоточенности и приводит к повышенному зрительному и общему утомлению. В настоящее время существует несколько математических соотношений для расчёта показателя дискомфорта, предложенных различными авторами. Все они требуют учёта не только абсолютного значения яркости блёского источника (или источников) света, его размера и размещения по отношению к линии зрения, но также уровня яркости адаптации глаза.
Организация освещения производственных помещений и рабочих мест.
Различают следующие виды
Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое, верхнее и комбинированное.
Боковое (одно - и двухстороннее) освещение помещений осуществляется через световые проемы в наружных стенах зданий, а в некоторых случаях через стены, если они выполнены из материалов, частично пропускающих свет.
Систему естественного освещения выбирают с учетом следующих факторов:
При ширине помещения до 12 метров рекомендуется боковое одностороннее освещение, при ширине 12…24 метра - боковое двухстороннее.
Комбинированное освещение рекомендуется при ширине помещения более 24 метров. Оно является наиболее рациональным, так как создает относительно равномерное по площади освещение.
Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов - общее и комбинированное. Систему общего освещения применяют в помещениях, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), а также в административных, конторских и складских помещениях. Различают общее равномерное освещение (световой поток распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест) и общее локализованное освещение (с учетом расположения рабочих мест).
При выполнении точных зрительных работ (слесарных, токарных) в местах, где оборудование создает глубокие резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально (штампы, гильотинные ножницы), наряду с общим освещением применяют местное. Совокупность местного и общего освещения называют комбинированным освещением. Применение одного местного освещения внутри производственных помещений не допускается, поскольку образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность производственного травматизма.
По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, дежурным, эвакуационным, эритемным, бактерицидным и др.
Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных помещений.
Аварийное освещение устраивают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования могут вызвать взрыв, пожар, отравление людей и т.д. Минимальная освещенность рабочих поверхностей при аварийном освещении должна составлять 5% нормируемой освещенности рабочего освещения, но не менее 2 лк.
Эвакуационное освещение предназначено для обеспечения эвакуации людей из производственного помещения при авариях и отключении рабочего освещения; организуется в местах опасных для прохода людей: на лестничных клетках, вдоль основных проходов производственных помещений, в которых работают более 50 человек. Минимальная освещенность на полу основных проходах и на ступеньках при эвакуационном освещении должна быть не менее 0,5 лк, на открытых территориях - не менее 0,2 лк.
Охранное освещение устраивают вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом. Наименьшая освещенность в ночное время 0,5 лк.
Сигнальное
освещение применяют для
Условно к производственному освещению относят бактерицидное и эритемное облучение помещений:
Бактерицидное облучение (“освещение”) создается для обеззараживания воздуха, питьевой воды, продуктов питания.
Эритемное облучение создается в производственных помещениях, где не достаточно солнечного света (северные районы, подземные сооружения).
Основной задачей производственного освещения является поддержание на рабочем месте освещенности, соответствующей характеру зрительной работы. Увеличение освещенности рабочей поверхности улучшает видимость объектов за счет повышения их яркости, увеличивает скорость различения деталей, что сказывается на росте производительности труда. Так, при выполнении отдельных операций на главном конвейере сборки автомобилей при повышении освещенности с 30 до 75лк производительность труда повысилась на 8%. При дальнейшем повышении до 100 лк - на 28% . Дальнейшее повышение освещенности не дает роста производительности.
При организации
производственного освещения
Производственное освещение должно обеспечивать отсутствие в поле зрения работающего резких теней. Наличие резких теней искажает размеры и формы объектов, их различение, и тем самым повышает утомляемость, снижает производительность труда. Особенно вредны движущиеся тени, которые могут привести к травмам. Тени необходимо смягчать, применяя, например, светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, используя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).
Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего должна отсутствовать прямая и отраженная блескость. Блескость - повышенная яркость светящихся поверхностей, вызывающая нарушение зрительных функций (ослепленность), т.е. ухудшение видимости объектов. Блескость ограничивают уменьшением яркости источника света, правильным выбором защитного угла светильника, увеличением высоты подвеса светильников, правильным направлением светового потока на рабочую поверхность, а также изменением угла наклона рабочей поверхности. Там, где это возможно, блестящие поверхности следует заменять матовыми.
Колебания освещенности на рабочем месте, вызванные, например, резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводя к значительному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.