Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:02, контрольная работа
Цель реферата – изучить особенности педагогической профессии. Раскрыть влияние педагогической деятельности на воспитание и обучение учащихся.
Задачи: Показать сущность и особенности педагогической профессии.
Раскрыть значение профессиональных качеств педагога и требования к нему.
Объект: Учитель.
Предмет: Изучение особенности педагогической профессии .
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей – с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами – практиками и т.д. Формирование общительности учителя, уравновешенность – неуравновешенность, как неотъемлемое свойство для организации и сохранение нормальных взаи-моотношений учителя с учащимся в процессе общения, сила-слабость нервной системы, как свойство, необходимое для плодотворной и эффективной педагогической деятельности в течение всего рабочего дня, имеют положительное значение и влияют на выбор педагогической профессии.
Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души.
Цель реферата – изучить особенности педагогической профессии. Раскрыть влияние педагогической деятельности на воспитание и обучение учащихся.
Задачи: Показать сущность и особенности педагогической профессии.
Раскрыть значение профессиональных качеств педагога и требования к не-му.
Объект: Учитель.
Предмет: Изучение особенности педагогической профессии .
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................2
1.Сущность и особенности педагогической профессии. .............3
2.Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура.5
3.Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему..........................................................................7
4. Профессиональное творчество в педагогической деятельности педагога ...8
5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога ...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................9
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................11
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1.Сущность и особенности педагогической
профессии. .............3
2.Профессиональная педагогическая деятельность
её виды и структура.5
3.Учитель как субъект педагогической
деятельности и профессионально обусловленные
требования к нему..........................
4. Профессиональное творчество в педагогической
деятельности педагога ...8
5. Профессиональное развитие и самовоспитание
педагога ...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
ЛИТЕРАТУРА ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей – с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами – практиками и т.д. Формирование общительности учителя, уравновешенность – неуравновешенность, как неотъемлемое свойство для организации и сохранение нормальных взаимоотношений учителя с учащимся в процессе общения, сила-слабость нервной системы, как свойство, необходимое для плодотворной и эффективной педагогической деятельности в течение всего рабочего дня, имеют положительное значение и влияют на выбор педагогической профессии.
Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души.
Цель реферата – изучить особенности педагогической профессии. Раскрыть влияние педагогической деятельности на воспитание и обучение учащихся.
Задачи:
Показать сущность и особенности педагогической
профессии.
Раскрыть значение профессиональных качеств
педагога и требования к нему.
Объект: Учитель.
Предмет: Изучение особенности педагогической
профессии .
Теоретическое
обоснование сущности
и своеобразия
педагогической профессии
1. Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие
Принадлежность человека к той или иной
профессии проявляется в его особенностях
деятельности и образе мышления. По классификации,
предложенной Е.А. Климовым, педагогическая
профессия относится к группе профессий,
предметом которых является другой человек.
Но педагогическую профессию из ряда других
выделяют, прежде всего, по образу мышления
её представителей, повышенному чувству
долга и ответственности. В связи с этим
педагогическая профессия стоит особняком,
выделяясь в отдельную группу. Главное
её отличие от других профессий типа «человек
– человек» заключается в том, что она
относится как к классу преобразующих,
так и к классу управляющих профессий
одновременно имея в качестве цели своей
деятельности становление и преобразование
личности, педагог призван управлять процессом
её интеллектуального, эмоционального
и физического развития, формирование
её духовного мира. Основное содержание
педагогической профессии составляют
взаимоотношения с окружающими людьми,
разрешение конфликтных ситуаций. Особенность
обучения и воспитания как деятельности
по социальному управлению состоит в том,
что она имеет как бы двойной предмет труда.
С одной стороны, главное её содержание
составляют взаимоотношения с людьми.
Если не складываются должные отношения
с людьми, то нет самого важного в его деятельности.
С другой стороны, профессии этого типа
всегда требуют от человека специальных
знаний, умений и навыков, в какой – либо
области. Педагог, как любой другой руководитель,
должен хорошо знать и представлять деятельность
учащегося, процессом развития, которых
он руководит. [1, С.41]. Таким образом, педагогическая
профессия требует двойной подготовки
– человеческой и специальной. Так, в профессии
учителя умение общаться становится необходимым
качеством. Изучение опыта начинающих
учителей позволило исследователям выяснить
и описать наиболее встречающиеся «барьеры»
общения, затрудняющие решения педагогических
задач: несовпадения установок, боязнь
класса, отсутствие контакта, наличие
конфликтов с учащимися, сужение функции
общения, негативная установка на класс,
боязнь педагогической ошибки, подражание.
Однако если начинающие учителя испытывают
психологические «барьеры» по неопытности,
то учителя со стажем – по причине недооценки
роли коммуникативного обеспечения педагогических
воздействий, что приводит к обеднению
эмоционального фона образовательного
процесса. В результате оказываются обеднёнными
и личные контакты с детьми, без эмоционального
богатства которых невозможна продуктивная,
и одухотворенная положительными мотивами
деятельности личности.[2, С.14]. Своеобразие
педагогической профессии состоит и в
том, что она по своей природе имеет гуманистический,
коллективный и творческий характер. За
педагогической профессией исторически
закрепились две социальные функции –
адаптивная и гуманистическая («человека
- образующая»).
В труде учитель всегда содержится гуманистическое, общественное начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времён. Ценность школы равняется ценности учителя. Великий Русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель…». [Толстой Л.Н. Пед. Соч. – М. 1956г. – С. 362]. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике. В 50 - 60 – е годы 20 века наиболее значительной в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка – и таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнке, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны. [5, С. 23]. И.Г. Песталоцци, отмечаю особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал её в качестве основного средства воспитания.
В
чём же заключается коллективный
характер педагогической деятельности?
Если в других профессиях группы «человек
– человек» результат, как правило, является
продуктом деятельности одного человека
– представителя профессии, то в педагогической
профессии очень трудно вычленить вклад
каждого педагога, семьи и других источников
воздействий в качественное преобразование
субъекта деятельности – воспитанника,
с осознанием закономерного усилия коллективистических
начал в педагогической профессии всё
шире входит в обход понятия совокупного
субъекта педагогической деятельности.
Под совокупным субъектом в широком плане
понимается педагогический коллектив
школы или другого образовательного учреждения,
а в более узком – тех педагогов, которые
имеют непосредственное отношение к группе
учащихся или отдельному ученику.
2.
Профессиональная педагогическая
деятельность её виды
и структура
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а так же в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или не вольно, но осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Цель педагогической
3. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально – обусловленные требования к нему
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога – это система и тех интеллектуальных, вольных и эмоционально – оценочных отношений к миру педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влияние, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационное отношение к педагогической деятельности в самом широком её понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально – типологические особенности личности темперамент и характер. И.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций.
Педагог может выступить в качестве:
> Информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.;
> Друга, если он стремился проникнуть в душу ребёнка;
> Директора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
> Советника, если использует осторожное уговаривание;
> Просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»;
> Вдохновителя, если он стремиться увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.
К
настоящему времени накоплен богатый
опыт построения профессиограммы учителя,
который позволяет профессиональные требования
к учителю объединить в три основных комплекса,
взаимных и дополняющих друг друга: общегражданские
качества, качества, определяющие специфику
профессии учителя; специальные знания,
умения и навыки по предмету (специальности).
Таким образом, современный учитель должен
хорошо ориентироваться в различных областях
науки, основы которых он преподаёт. Он
должен также быть постоянно в курсе новых
исследований, открытий и гипотез, выделять
ближние и дальние перспективы преподаваемой
науки.
4. Профессиональное творчество в педагогической профессии
педагога
В
настоящее время утверждение
о том, что педагогическая деятельность
является по своей природе творческой,
стало общепринятым. Творчество – это
деятельность, порождающая нечто новое
на основе реорганизации имеющегося опыта
из формирования новых комбинаций знаний,
умений. Результатом творчества является
введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяется несколько уровней инноваций:
1. открытые, утверждающие идеи, способные
преобразовать педагогическую действительность;
2. изобретения, разработка и внедрение
новых элементов педагогической технологии;
3. педагогическое рационализаторство
– усовершенствования, связанные с модернизацией
и адаптацией к конкретным условиям уже
используемых методов и средств воспитания
и обучения.
В отличие от творчества в других сферах, наука, техника, искусство, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, оригинально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создаёт новую педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. [5, C. 104]. Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: профессионального педагогического и социального опыта, без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества педагога приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, реальной профессионально – ориентированной деятельности педагогов. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:
Информация о работе Сущность и особенности педагогической профессии