Структура паспорта безопасности образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Содержание

Введение 3
Структура паспорта безопасности УО и его содержание 4
Заключение 9
Литература 10

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 57.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Структура паспорта безопасности УО и его содержание

Заключение

Литература


Введение

 

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖ в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

 


Структура паспорта безопасности УО и его содержание

 

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

Одним из таких новых знаний является паспорт безопасности УО.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:

-защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

-обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

-снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

-улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:

-формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

-раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

-обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

-экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

-формирование навыков правильного поведения при опасностях;

-формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Данный паспорт разрабатывается заместителем директора по обеспечению безопасности учащихся.

На должность заместителя руководителя по безопасности назначается лицо, имеющее специальное профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на руководящих должностях.

Паспорт безопасности УО утверждается директором УО.

Также паспорт УО согласовывается с начальником ОВД муниципального образования, заместитель главы муниципального образования, начальник отдела по делам ГО и ЧС, начальник отдела муниципального образования управления ФСБ РФ.

Отметки о согласовании и утверждении наносятся на первой странице паспорта.

Паспорт безопасности УО содержит следующие разделы:

1.Общие сведения об образовательном учреждении.

2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации.

3. Сведения о персонале ОУ.

4. Силы и средства охраны ОУ.

5. Мероприятия по усилению защищенности ОУ.

6. Ситуационные планы.

7.Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения.

Рассмотрим содержимое каждого раздела.

В разделе «Общие сведения об образовательном учреждении» содержатся следующие пункты:

- Особенности образовательного учреждения;

- Полное и сокращённое наименование ОУ;

-Реквизиты;

-Ведомственная принадлежность;

-Вышестоящая организация;

-Форма собственности;

-Сведения об арендаторах;

-Состав комиссии по ЧС;

-Схема размещения ОУ;

-Краткая пояснительная записка к размещению ОУ.

В разделе «Возможные критические и чрезвычайные ситуации» содержатся следующие пункты:

-Техногенные чрезвычайные ситуации;

-Возможные критические ситуации;

-Действия руководитель ОУ при чрезвычайных или критических ситуациях.

В разделе «Сведения о персонале ОУ» содержатся следующие пункты:

-Численность работников;

-Подготовленность работников;

-Особенности контингента работников;

-Особенности контингента обучающихся, воспитанников.

В разделе «Силы и средства охраны ОУ» содержатся следующие пункты:

-Параметры охраняемой территории;

-Инженерные сооружения;

-Силы охраны;

-Средства охраны;

-Организация связи;

-Подразделение ОВД, обслуживающее ОУ.

В разделе «Мероприятия по усилению защищенности ОУ» содержатся следующие пункты:

-Первоочередные, неотложные мероприятия;

-Долгосрочные мероприятия, требующие значительных финансовых затрат.

В разделе «Ситуационные планы» содержатся следующие пункты:

- Плановая таблица действий в типовых ситуациях;

-Мероприятия по эвакуации из помещений ОУ.

В разделе «Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения» содержатся следующие пункты:

-Копии и ксерокопии документов;

- Документы по организации повседневной деятельности ОУ.

Подготовка паспортов безопасности без наглядных вариантов образцов таких паспортов и без специального исследования особенностей каждого ОУ приводит к многочисленным трудностям и дополнительным затратам.

В текущий момент возникла проблема того, что ответом на требование о всеобщей паспортизации ОУ стало не столько повышение их реальной безопасности, сколько появление множества копий-близнецов паспортов безопасности. Однако механическое копирование даже очень красивого виртуального паспорта не повысит уровень реальной безопасности ОУ.

Создание паспорта УО позволяет реализовать такие принципы как:

- законность;

- тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами;

- рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят;

- организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза;

- планирование и контроль;

-предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков;

- системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся;

-научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций. В техническом отделе вневедомственной охраны предложат надежные и недорогие приборы, позволяющие решить многие проблемы обеспечения безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Особенностями систем безопасности в ОУ до 1990-х годов являлось их государственное финансирование и реальная ответственность руководителей ОУ за нарушения законов, кодексов, правил пожарной безопасности, охраны труда и иных норм безопасности. В последующее десятилетие в сфере деятельности ОУ наблюдалось снижение требований к безопасности, объемов инвестирования средств, что незамедлительно привело к снижению уровня безопасности в ОУ, многочисленным происшествиям, включая пожары, отравления, теракты, криминальные происшествия, наркоманию.

Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки каждого работника ОУ, всей системы безопасности в образовательной сфере, ее адаптации к рыночной экономике, интеграции в мировое правовое пространство, усиления механизмов защиты интересов обучающихся и работников ОУ, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности.

Опыт развитых стран показывает, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетать государственное регулирование и финансирование с возложением части расходов и ответственности на муниципальные органы власти, а также непосредственно на ОУ и лиц, заинтересованных в получении образовательных услуг, т. е. самих обучающихся, их родителей и спонсоров.

Создание паспорта УО позволяет приблизительно очертить круг возможных опасностей, затраты на их предупреждение, действия персонала при данных опасностях.


Литература

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3267-1 (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

4. Приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2000 г. № 2414 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001.

6. Охрана труда: организация и управление: Учеб. пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.

7. Петрова М. С., Петров С. В., Вольхин С. Н Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.

9. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. – М.: МИОО, 2005.

3

 



Информация о работе Структура паспорта безопасности образовательных учреждений