Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:48, контрольная работа
В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
Введение 3
Структура паспорта безопасности УО и его содержание 4
Заключение 9
Литература 10
Содержание
Введение
Структура паспорта безопасности УО и его содержание
Заключение
Литература
В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.
Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖ в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.
Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.
Одним из таких новых знаний является паспорт безопасности УО.
Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:
-защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
-обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
-снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
-улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:
-формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
-раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
-обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
-экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
-формирование навыков правильного поведения при опасностях;
-формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.
Данный паспорт разрабатывается заместителем директора по обеспечению безопасности учащихся.
На должность заместителя руководителя по безопасности назначается лицо, имеющее специальное профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на руководящих должностях.
Паспорт безопасности УО утверждается директором УО.
Также паспорт УО согласовывается с начальником ОВД муниципального образования, заместитель главы муниципального образования, начальник отдела по делам ГО и ЧС, начальник отдела муниципального образования управления ФСБ РФ.
Отметки о согласовании и утверждении наносятся на первой странице паспорта.
Паспорт безопасности УО содержит следующие разделы:
1.Общие сведения об образовательном учреждении.
2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации.
3. Сведения о персонале ОУ.
4. Силы и средства охраны ОУ.
5. Мероприятия по усилению защищенности ОУ.
6. Ситуационные планы.
7.Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения.
Рассмотрим содержимое каждого раздела.
В разделе «Общие сведения об образовательном учреждении» содержатся следующие пункты:
- Особенности образовательного учреждения;
- Полное и сокращённое наименование ОУ;
-Реквизиты;
-Ведомственная принадлежность;
-Вышестоящая организация;
-Форма собственности;
-Сведения об арендаторах;
-Состав комиссии по ЧС;
-Схема размещения ОУ;
-Краткая пояснительная записка к размещению ОУ.
В разделе «Возможные критические и чрезвычайные ситуации» содержатся следующие пункты:
-Техногенные чрезвычайные ситуации;
-Возможные критические ситуации;
-Действия руководитель ОУ при чрезвычайных или критических ситуациях.
В разделе «Сведения о персонале ОУ» содержатся следующие пункты:
-Численность работников;
-Подготовленность работников;
-Особенности контингента работников;
-Особенности контингента обучающихся, воспитанников.
В разделе «Силы и средства охраны ОУ» содержатся следующие пункты:
-Параметры охраняемой территории;
-Инженерные сооружения;
-Силы охраны;
-Средства охраны;
-Организация связи;
-Подразделение ОВД, обслуживающее ОУ.
В разделе «Мероприятия по усилению защищенности ОУ» содержатся следующие пункты:
-Первоочередные, неотложные мероприятия;
-Долгосрочные мероприятия, требующие значительных финансовых затрат.
В разделе «Ситуационные планы» содержатся следующие пункты:
- Плановая таблица действий в типовых ситуациях;
-Мероприятия по эвакуации из помещений ОУ.
В разделе «Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения» содержатся следующие пункты:
-Копии и ксерокопии документов;
- Документы по организации повседневной деятельности ОУ.
Подготовка паспортов безопасности без наглядных вариантов образцов таких паспортов и без специального исследования особенностей каждого ОУ приводит к многочисленным трудностям и дополнительным затратам.
В текущий момент возникла проблема того, что ответом на требование о всеобщей паспортизации ОУ стало не столько повышение их реальной безопасности, сколько появление множества копий-близнецов паспортов безопасности. Однако механическое копирование даже очень красивого виртуального паспорта не повысит уровень реальной безопасности ОУ.
Создание паспорта УО позволяет реализовать такие принципы как:
- законность;
- тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами;
- рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят;
- организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза;
- планирование и контроль;
-предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков;
- системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся;
-научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций. В техническом отделе вневедомственной охраны предложат надежные и недорогие приборы, позволяющие решить многие проблемы обеспечения безопасности.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3267-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
4. Приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2000 г. № 2414 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001.
6. Охрана труда: организация и управление: Учеб. пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.
7. Петрова М. С., Петров С. В., Вольхин С. Н Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.
9. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. – М.: МИОО, 2005.
3
Информация о работе Структура паспорта безопасности образовательных учреждений