Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:37, контрольная работа
Независимо от исторической эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.
Содержание
Введение
Независимо от исторической эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.
Понятие "энергетическая безопасность" впервые было введено промышленно-развитыми странами с рыночной экономикой в 1947 году, когда в США был принят законодательный документ, регламентирующий действия государства в сфере обеспечения национальной безопасности (. В российских научных работах понятие "безопасность" применительно к экономической сфере вообще и ее энергетической составляющей в частности стало активно употребляться, начиная с 90-х годов прошлого столетия.
В РФ Закон о безопасности вступил в силу в 1992 г., а через пять лет, в 1997 г.
появилась первая Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая ее редакция была утверждена Президентом РФ 10 января 2000 г. Проблема энергетической безопасности активно обсуждается в России с начала 1990-х годов, однако до сих пор не существует четкой формулировки понятия "энергетическая безопасность", закрепленной законодательно. Энергетическая безопасность – это уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях.
Цель: Современное состояние энергетической безопасности.
Задачи:
Современное состояние
энергетической безопасности
Энергетическая
безопасность является важнейшей составляющей
национальной безопасности России. Обеспечение
национальной безопасности – одна
из основных задач энергетической политики.
Энергетическая
безопасность – это состояние защищённости
страны, её граждан, общества, государства,
экономики от угроз надёжному топливо-
и энергообеспечению. Эти угрозы определяются
как внешними (геополитическими, макроэкономическими,
конъюнктурными) факторами, так и собственно
состоянием и функционированием энергетического
сектора страны.
Указанные факторы,
сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно
источником угроз энергетической безопасности
России. Анализ сложившейся ситуации
в топливно-энергетическом комплексе
свидетельствует, что эти угрозы носят
уже вполне реальный характер. Диспропорции
в топливо- и энергообеспечении отдельных
регионов России становятся "хронической
болезнью" (неудовлетворительное состояние
коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении
и др.), что реально угрожает энергетической
безопасности регионов. Проблема усугубляется
географией размещения запасов первичных
энергоресурсов, производства нефтепродуктов
и электроэнергии по регионам страны,
недостаточностью мощностей линий электропередачи,
связывающих Дальний Восток, Сибирь и
европейскую часть страны.
Целью
политики энергетической безопасности
является последовательное улучшение
её следующих главных
-способность ТЭК надёжно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;
-способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
-устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
-гарантированность и надёжность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объёме в обычных условиях и в минимально необходимом объёме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
-контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надёжным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства;
-восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);
-учёт требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды);
-предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
-создание экономических условий (прежде всего за счёт налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта;
-максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.
Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях). Предусматривается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учётом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.
Важнейшим
условием обеспечения энергетической
безопасности и сбалансированного
развития ТЭК станет единство целей
и методов государственной
Федеральные
органы исполнительной власти разрабатывают
нормативно-правовую базу функционирования
ТЭК и взаимоотношений в сфере топлива
и энергии, в директивном порядке осуществляют
координацию и контроль деятельности
федеральных энергетических систем и
атомной энергетики; управляют стратегическими
запасами энергетических ресурсов; устанавливают
технические регламенты, стандарты и нормативы
безопасности и эффективности работы
энергетических объектов и установок,
организуют государственный надзор за
их соблюдением; ведут лицензирование
месторождений полезных ископаемых и
деятельности субъектов ТЭК; регулируют
деятельность естественных монополий
на основе законодательной и нормативной
базы, а также путём владения акциями компаний
и акционерных обществ. К совместному
ведению федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации относятся
определение условий лицензирования месторождений
полезных ископаемых, контроль за соблюдением
выданных лицензий, организация топливо-
и энергоснабжения потребителей при чрезвычайных
обстоятельствах.
В исключительном
ведении субъектов Российской Федерации
находятся регулирование в рамках федерального
законодательства функционирования объектов,
не входящих в состав федеральных энергетических
систем; выдача разрешений на строительство
новых и расширение действующих топливно-энергетических
объектов и отвод земель для них; разработка
дополнительных требований к экологической
безопасности и энергоэффективности объектов,
расположенных на подведомственной территории,
с учётом экономической целесообразности.
Для своевременной и адекватной реакции
государства на возникающую угрозу энергетической
безопасности, анализа состояния безопасности
регионов России на этапе реализации настоящего
документа предусматриваются разработка
и реализация системы оперативных и долгосрочных
мер по предупреждению и нейтрализации
внутренней и внешней угрозы, использование
критериев (индикаторов) такой безопасности,
создание системы её мониторинга и механизмов,
позволяющих стабилизировать ситуацию.
Вывод
Понимание "энергетической безопасности" как динамической категории позволит сформировать основополагающие принципы организации системы управления энергетической безопасностью, которые в большей степени соответствовали бы динамичной и быстроменяющейся среде и позволили бы сформировать адекватный уровень энергетической безопасности в долгосрочной перспективе. Конечно, понятие "энергетическая безопасность" не может претендовать на раскрытие содержания кризисов, происходящих в системе энергетики. Однако, являясь общим термином, данная категория приближает нас к раскрытию процессов, происходящих как вне, так и внутри системы, помогают более точно определить их смысловое значение.
Таким
образом, "энергетическая безопасность"
– это такое состояние
Информация о работе Современное состояние энергетической безопасности