Современное состояние энергетической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Независимо от исторической эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа 2.docx

— 26.11 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение 

     Независимо  от исторической эпохи жизнедеятельность  и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.

     Понятие "энергетическая безопасность" впервые  было введено промышленно-развитыми  странами с рыночной экономикой в 1947 году, когда в США был принят законодательный документ, регламентирующий действия государства в сфере  обеспечения национальной безопасности (. В российских научных работах понятие "безопасность" применительно к экономической сфере вообще и ее энергетической составляющей в частности стало активно употребляться, начиная с 90-х годов прошлого столетия.

     В РФ Закон о безопасности вступил  в силу в 1992 г., а через пять лет, в 1997 г.

появилась первая Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая ее редакция была утверждена Президентом РФ 10 января 2000 г. Проблема энергетической безопасности активно обсуждается в России с начала 1990-х годов, однако до сих пор не существует четкой формулировки понятия "энергетическая безопасность", закрепленной законодательно. Энергетическая безопасность – это уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях.

             Цель: Современное состояние энергетической безопасности.

             Задачи:

             Современное состояние энергетической безопасности                                         

     Энергетическая  безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение  национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики.  
          Энергетическая безопасность – это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики от угроз надёжному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.  
        Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России.   Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.

     Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение  её следующих главных характеристик:

    -способность ТЭК надёжно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

    -способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

     -устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

     Важнейшими  принципами обеспечения энергетической безопасности являются:

    -гарантированность и надёжность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объёме в обычных условиях и в минимально необходимом объёме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

    -контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надёжным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства;

    -восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

    -учёт требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды);

    -предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

    -создание экономических условий (прежде всего за счёт налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта;

    -максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

     Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях). Предусматривается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учётом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

     Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного  развития ТЭК станет единство целей  и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством  предусматриваются следующие особенности  управления энергетикой в центре и на местах.  
         Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативно-правовую базу функционирования ТЭК и взаимоотношений в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль деятельности федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организуют государственный надзор за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путём владения акциями компаний и акционерных обществ. К совместному ведению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся определение условий лицензирования месторождений полезных ископаемых, контроль за соблюдением выданных лицензий, организация топливо- и энергоснабжения потребителей при чрезвычайных обстоятельствах.  
         В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся регулирование в рамках федерального законодательства функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем; выдача разрешений на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них; разработка дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории, с учётом экономической целесообразности.  
Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающую угрозу энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России на этапе реализации настоящего документа предусматриваются разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренней и внешней угрозы, использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы её мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.
 

Вывод 

     Понимание "энергетической безопасности" как динамической категории позволит сформировать основополагающие принципы организации системы управления энергетической безопасностью, которые в большей степени соответствовали бы динамичной и быстроменяющейся среде и позволили бы сформировать адекватный уровень энергетической безопасности в долгосрочной перспективе. Конечно, понятие "энергетическая безопасность" не может претендовать на раскрытие содержания кризисов, происходящих в системе энергетики. Однако, являясь общим термином, данная категория приближает нас к раскрытию процессов, происходящих как вне, так и внутри системы, помогают более точно определить их смысловое значение.

     Таким образом, "энергетическая безопасность" – это такое состояние сбалансированности топливно-энергетического комплекса, которое определяет способность данного комплекса надежно обеспечивать в любой момент времени обоснованные потребности экономики региона экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества и в полном объеме, противодействовать негативному воздействию постоянно изменяющихся, эволюционирующих внутренних и внешних угроз, а в случае воздействия этих угроз – минимизировать ущерб от этого воздействия, то есть определяет способность данного комплекса к саморазвитию и самосовершенствованию.

                                        Список литературы

  1. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. И дополн.. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 305 с.
  2. Мировая политика и международные отношения: учеб. Пособие для вузов/ под. Ред. С.А.Ланцова, В.А.Ачкасова. – СПб: Питер, 2006. – 443 с.
  3. Цыганков П.А. Теория международных отношений/ учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 590 с.
  4. Мельвиль А.Ю. «Политический атлас современности»: замысел и общие теоретико-методологические контуры// Полис. – 2006.- №5. – С. 6-14.
  5. Категории политической науки/ Учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) – РОССПЭН, 2002. – 655 с.

Информация о работе Современное состояние энергетической безопасности