Социальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:
Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Место социальной безопасности в системе
национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4
Субъекты и объекты социальной безопасности,
ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6
Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9
Заключение………………………………………………………………………..........11
Список использованной литературы………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономическим основам СР.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Место социальной безопасности в системе

национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4

  1. Субъекты и  объекты социальной безопасности,

ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6

  1. Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9

Заключение………………………………………………………………………..........11

Список использованной литературы………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любое государство, которое заинтересовано в собственном стабильном развитии, высоко ценит свою национальную безопасность. В этой связи проблемы безопасности не только актуальны, но жизненно необходимы обществу, особенно проблемы социальной безопасности, которые касаются напрямую каждого члена социума, порой незаметно определяя его жизнедеятельность.

В социальной сфере фокусируются все проблемы национальной безопасности, она связана многообразными сильными прямыми и обратными связями с экономической, политической и духовной сферами функционирования общества.

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:

  1. Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
  2. Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
  3. Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
  4. Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

   Объектом изучения был  выбран процесс обеспечения социальной  безопасности в государстве в  контексте национальной безопасности, а предметом принципы и закономерности, характеризующие протекание данного процесса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место социальной безопасности  в системе национальной безопасности, ее сущность и значение.

   Проблема национальной безопасности России приобрела особую значимость и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам - Россия подошла к опасной черте.

   Национальная безопасность Российской Федерации - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Опирается на закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I  «О безопасности» и «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.

   Концепция национальной безопасности России - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

   В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая.

Социальная безопасность – понятие  социологии, теории и методики социальной работы, социальной антропологии, характеризующее  состояние защищенности социальных сил субъекта общественной жизни, социальных интересов личности, социальных групп, общества, государства, социального института. Социальная безопасность подразумевает стратегию прогрессивного развития общества и человека, защищенность интересов и потребностей личности, социальных слоев общества на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, естественной логики социально-исторического развития социума, формирования и эволюции первичных социальных отношений владения и т.п.

Социальная  безопасность – это показатель, характеризующий уровень социальной защищенности граждан того или иного государства, составная часть государственной и национальной безопасности.

Социальную  безопасность граждан можно рассматривать  в узком и широком смысле слова. В первом случае социальная безопасность определяется совокупностью прав и свобод, обеспечивающих основные материальные интересы граждан. Однако такой подход явно недостаточен, так как интересы человека и его потребности в цивилизованном мире не ограничиваются лишь материальной сферой. В широком смысле слова социальная безопасность граждан определяется не только традиционными, но и новыми материальными требованиями и духовными потребностями . Имеется в виду весь спектр человеческих ценностей, прав и свобод, в том числе учитываются законные интересы личности, охрана безопасности, имущества и достоинства граждан.

Социальная  безопасность граждан тесно связана  также с гуманитарным сотрудничеством, которое предполагает взаимодействие государств мирового сообщества по большому кругу вопросов, относящихся к  гражданским, политическим, социально-экономическим, культурным правам и свободам человека, получивших в совокупности название «человеческое измерение».

В понятие  «социальная безопасность» в  широком смысле слова входит также  наличие таких прав, как равенство  граждан перед законом, право на свой язык и культуру, на свободу слова и совести, на передвижение и неприкосновенность личности. Все эти многочисленные аспекты социальной безопасности в совокупности получили название «общественное здоровье населения» или нации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты и  объекты социальной безопасности, ее угрозы, критерии и показатели ее оценки.

      Объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее гарантированные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства и т.д. Объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

Поэтому существуют не только общие, но и приоритетные объекты социальной безопасности, т.е. такие социальные группы и общности, которые в определенных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и  нуждающимися в социальной защите и  усилении степени безопасности.

   Субъектами социальной безопасности  могут выступать граждане страны, государство в лице законодательной,  исполнительной или судебной властей, органы местного самоуправления, члены общества и их субъекты представители в лице партий и других общественных организаций и движений.

   Обеспечение социальной безопасности подразумевает минимизацию или ликвидацию угроз социальной стабильности на всех уровнях. Социальные угрозы появляются под воздействием противоречий, являющихся результатом столкновений интересов участников общественных отношений.

   Выделяют следующие группы угроз социальной безопасности:

  • угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов;
  • угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и региона страны, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами;
  • угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом;
  • угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить.

   Социальная безопасность должна обеспечивать законные интересы, права и свободы личности, а также  поддерживать многие другие положительные социальные явления, поэтому для оценки ее эффективности существуют определенные общие критерии:

  • демографическая ситуация и охрана здоровья;
  • трудозанятость, квалификация работников;
  • уровень образования;
  • уровень и качество жизни;
  • жилищно-бытовая обеспеченность;
  • доступ к информации и ценностям культуры;
  • состояние охраны материнства и детства;
  • уровень социального обслуживания;
  • состояние охраны окружающей среды;
  • личная безопасность и неприкосновенность.

   Важной проблемой в оценке социальной безопасности является не только выделение критериев, но и более конкретных ее показателей. В качестве главных характеристик состояния национальной безопасности, которые служат для оценки ее состояния в «Стратегии национальной безопасности РФ до2020 года» указаны:

- уровень безработицы;

- децильный коэффициент;

- уровень роста потребительских  цен;

- уровень государственного внешнего  и внутреннего долга в процентном  отношении от ВВП;

- уровень обеспеченности ресурсами  здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от ВВП и пр.

  По данным экспертов Центра  экономических исследований «РИА-Аналитика»  на первый квартал 2011 года безработица  в России довольно низкая (7.5%), особенно по сравнению с такими  странами как Испания (20.7%), Словакия (13.9%), Венгрия (11.9%), Франция (9.5%).

   По данным опубликованного  на сайте Минэкономразвития итогового  мониторинга «Об итогах социально-экономичекого  развития Российской Федерации  в 2009 году», дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году. Таким образом, в России сохраняется катастрофический разрыв в доходах богатых и бедных.

   Как сообщает Национальное статистическое управление, уровень сентябрьской инфляции 2011 года составил 4,3% в годовом исчислении, в то время как соответствующий августовский показатель составил 5,3%. Базовая инфляция – рост цен без учета изменения стоимости продовольствия и топлива, а также сезонных и конъюнктурных явлений – составила 3,9% по сравнению с сентябрем 2010 года. Это на 0,2% меньше августовского показателя. Уровень базовой инфляции составил по сравнению с августом 0,1% . В то время как темпы роста потребительских цен в еврозоне  около 2,7% в годовом выражении, о чем свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Европейского Союза.

   Учитывая относительность  этих данных и невозможность  получения абсолютно достоверной  информации, можно сделать вывод, что социальная безопасность России находится на совершенно ином уровне по сравнению с развитыми странами, на более низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Социальная безопасность и социальная политика государства.

С социальной безопасностью тесно  связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. Социальная защита населения, социальное обслуживание и обеспечение являются частью социальной политики государства, которая определяет социальную безопасность в обществе. Иными словами социальная политика представляет собой орудие обеспечения социальной безопасности, поэтому структуру социальной безопасности целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства, социальной политики и социальной работы.   

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

- обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

- создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

- обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

- обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.                           

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ "О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государство, особенно нашего, так как в Конституции РФ определяется как социальное государство.                                                                                                     Среди первоочередных целей социальной политики выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса.     В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития. Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.     

Информация о работе Социальная безопасность